УДК 331.1

Управление эффективностью деятельности учреждений социально-культурной сферы

Кальсина Екатерина Дмитриевна – магистрант Кемеровского государственного института культуры

Аннотация: В статье рассматривается управление эффективностью учреждений сферы социально-культурной деятельности. При анализе учреждений сферы культуры, возникает сложность в оценке эффективности деятельности таких организаций. Изучены виды эффективности. Рассмотрена организационная эффективность, как конечный результат функционирования учреждения социально-культурной деятельности в рыночной экономике. Конкурентоспособность, как промежуточный результат организационной эффективности – являлась способом для оценки эффективности организации. Анализируя деятельность двух учреждений социально-культурной сферы, с схожими видами деятельности и целями – МБУК «ЦДК» и МБУК «ДК им. Ленина» Ленинск-Кузнецкого городского округа, Кемеровской области,  с помощью метода для выявления конкретных преимуществ SWOT-анализ, опроса, и тестирования «Айзенка IQ» – выявили слабые и сильные стороны для повышения конкурентоспособности организации, а также, угрозы и возможности. На основе следующих данных обозначили рекомендации, для повышения эффективности учреждения социально-культурной сферы.

Ключевые слова: эффективность, учреждения социально-культурной сферы, социально-культурная деятельность, виды эффективности, организационная эффективность, результативность, конкурентоспособность. 

На сегодняшний день, в условиях социально-экономического развития учреждения социально-культурной сферы вынуждены пересматривать свое отношение к удовлетворению потребностей населения, и в целом, к эффективному функционированию социально-культурных учреждений.

Многие культурные учреждения, театры, библиотеки, художественные галереи – закрываются из-за финансовых проблем. При одинаковых стартовых возможностях, учреждения культуры работают по-разному. Казалось бы, в относительно равных условиях одни – функционируют и развиваются, а другие – закрываются. В первом случае – происходит реорганизация учреждений сферы культуры, их обедняют, закрывают. Во втором, учреждения выходят на новый уровень финансирования, потребности населения, как и их интерес – взрастает.

Возникает необходимость в изучении управления эффективностью учреждений сферы социально-культурной деятельности, с целью разработки рекомендаций для эффективного функционирования организации в рыночной экономике.

Существует объективная необходимость в интеграции культурной сферы в рамки рыночных отношений, по которым ей приходится  искать альтернативные источники финансирования. Ограниченное государственное финансирование и конкуренция за внебюджетные средства – заставляют руководителей культурных учреждений искать способы финансирования для обеспечения своего существования и долгосрочного развития [1, с. 19].

Рассматривая проблему эффективности, необходимо выделить несколько важных уточнений. В первую очередь обратимся к определению понятия эффективности, из которого следует, что эффективность – это некоторое соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность является относительной величиной и измеряется в долях единицы или в процентах при этом характеризует результативность затрат.

Т. В. Рыжкова, Л. В. Горелова рассматривают эффективность как качественную категорию, связанную с интенсивностью деятельности предприятия; эффективность отражает глубинные процессы совершенствования, которые происходят во всех его элементах, исключая любые механистические подходы, как к ее пониманию, так и к оценке.

Критерием эффективности является мера или стандарт, по которому оцениваются результаты или достижения (эффект) конкретной задачи, процесса или системы. В основном, данный критерий применяется, чтобы определить, насколько успешно достигнуты поставленные цели и как они соответствуют ожиданиям. Например, в бизнесе критерий эффективности может быть выражен в денежных показателях, таких как прибыль или рентабельность. В других областях, таких как социальные программы или научные исследования, критерии эффективности могут быть связаны с социальными показателями или научными открытиями [2. с. 134].

В экономике принято выделять следующие виды эффектов: социальный эффект, ресурсный эффект, экономический и технические эффекты [3].

При оценке эффективности сферы культуры играет важную роль определение отличий между ее эффектом и результатом, которые проявляются в обществе. Практически любая деятельность в сфере культуры, помимо достижения своей цели, также приносит непредвиденные положительные результаты и эффекты.

Для получения достоверной интегральной оценки эффективности деятельности организации предлагается следующая система оценок:

  • оценка социальной эффективности;
  • оценка экономической эффективности;
  • оценка организационной эффективности;
  • оценка технологической эффективности.

Обратившись к работам Мухамедиевой С.А., Ермолаевой Полине Олеговне мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно рассматривать эффективность деятельности учреждения культуры через организационную эффективность, определяя ее как способность учреждения организовывать деятельность, применяя определенную совокупность инструментов управления, чтобы достигать поставленных целей, оптимально используя имеющиеся ресурсы [4, c. 94].

В настоящее время все еще существуют различные мнения по поводу определения понятия «организационная эффективность» и выделения показателей, которые ее характеризуют. Например, К. Фэй и Д. Денисон подходили к оценке организационной эффективности компании, основываясь на следующих показателях: общая производительность, доля рынка, рост продаж, прибыльность, удовлетворенность персонала, качество продукции и услуг, разработка новых продуктов [5].

Исследователи Дж. Гибсон, Д. Иванцевич и Д. Доннелли предложили модель организационной эффективности, в которой подчеркивается, что главным показателем успеха организации является ее способность сохранять свою позицию внутри среды. Кроме того, они выделяют ряд промежуточных факторов, которые также влияют на эффективность организации, такие как продуктивность, качество, эффективность, гибкость, удовлетворенность, конкурентоспособность и развитие.

Согласно точке зрения Дж. Гибсона, Д. Иванцевича и Д. Доннелли, мы придерживаемся мнения, что «способность организации сохранять свое положение внутри среды» является конечным критерием оценки ее эффективности. Одновременно мы подчеркиваем, что уровень удовлетворенности всех заинтересованных сторон, имеющих интерес к организации, коррелирует с ее эффективностью. Исходя из этого, мы утверждаем, что чем выше уровень удовлетворенности этих сторон, тем более эффективна организация.

Рассмотренные нами выше аспекты для оценки организационной эффективности в учреждении сферы культуры отметим следующее: поскольку критерием организационной эффективности, как мы выяснили, является «способность организации сохранять свое положение внутри среды», а промежуточными критериями принято считать «продуктивность, качество, эффективность, гибкость, удовлетворенность, конкурентоспособность, развитие», то невольно прослеживается тесная взаимосвязь организационной эффективности и конкурентоспособности [6].

Действительно, при изучении конкурентоспособности учреждения культуры мы непосредственно изучаем как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на эффективное функционирование учреждения социально-культурной сферы. Путем сравнивания с аналогичными учреждениями можем выделить слабые и сильные стороны, а также найти для того или иного учреждения конкурентные преимущества, с помощью которых функционирование организации выйдет на более актуальный для нее уровень.

Для учреждений социально-культурной сферы организационная эффективность может проявляться через качество предоставляемых культурно-образовательных услуг, удовлетворенность посетителей, эффективное управление ресурсами и профессиональное развитие персонала.

На основе теста «Айзенка IQ» исследующего уровень интеллектуального потенциала, опроса и SWOT-анализа и исследования официальных платформ, содержащих актуальную информацию об учреждениях культуры, нами были выявлены слабые, сильные стороны, а также, угрозы и возможности для улучшения эффективности деятельности организации.

Таблица 1. SWOT-анализ МБУК «Центральный Дворец Культуры» г. Ленинск-Кузнецкий.

Сильные стороны

Угрозы

1.              Большое разнообразие творческих коллективов

2.              Удобная транспортная развязка

3.              Личная инициатива в проведении городских мероприятий

4.              Специально оборудованная сцена для проведения мероприятий в теплое время года

5.              Доступность учреждения для людей с ограниченными возможностями

1.Уменьшение потенциальных потребителей

2.Не стабильность кадров, вследствие чего, неэффективная деятельность

Слабые стороны

Возможности

1.              Отсутствие полного штаба сотрудников для эффективной и качественной работы

2.              Негативные отзывы на интерактивных платформах

3.              Отсутствие маркетинговых стратегий для привлечения участников

4.              Отсутствие актуальной информации

1.Поспособствовать появлению актуальных направлений для развития творческого потенциала

2. Привлечение волонтеров

3. Регулярно следить и проводить актуальное обновление информации на официальном сайте

5. Активный поиск сотрудников

6. Создание QR кода для отзывов

Рассматривая первую базу нашего исследования МБУК «ЦДК» мы наглядно видим, что на официальном сайте отсутствует актуальная информация, таким образом, мы теряем потенциальных клиентов, которые  были заинтересованы в посещении данного учреждения культуры. Помимо этого, учреждение вовсе не использует маркетинговые услуги с целью привлечения посетителей.

Из возможностей для эффективной работы мы можем выделить, появление новых, современных направлений, для развития творческого потенциала, а соответственно привлечению молодежи. Помимо этого, на наш взгляд, привлечение волонтеров будет являться залогом распространения актуальной для нас информации потенциальным потребителям. Процент вероятности в посещении учреждения – возрастает.

Далее представлен swot-анализ второй базы нашего исследования МАУК «ДК им. Ленина».

Таблица 2. SWOT-анализ МБУК «Дворец культуры им. Ленина».

Сильные стороны

Угрозы

1.     Наличие собственного кинозала

2.     Взаимодействие с учебными организациями

3.     Доступность учреждения для людей с ограниченными возможностями

1.     Сокращение творческих коллективов

2.     Отсутствие потенциальных потребителей

Слабые стороны

Возможности

1.     Отсутствие транспортной развязки

2.     Отсутствие положительных отзывов на общедоступных платформах для оценки организаций

3.     Отсутствие обновления репертуара/ инноваций

1.     Способствовать появлению/развитию творческих коллективов

2.     Организовать наличие обратной связи на платформах для оценки учреждений

3.     Проведение онлайн мероприятий

4.     Разработка обновленных программ с учетом нынешних тенденций

Вы можете наблюдать, что по результатам нашего анализа в разделе слабые стороны мы отметили пункт «Отсутствие положительных отзывов на общедоступных платформах для оценки организаций». Негативные отзывы, или отзывы требующие разъяснение какого-либо момента всегда нуждаются в незамедлительном разрешении ситуации. Это необходимо делать для обратной связи, как с посетителями, так и с потенциальными потребителями.

Помимо этого, отсутствие новизны и обновления в репертуаре дворца культуры является фактором, который отторгает повторное использование услугами, тем самым сокращая при этом количество потенциальных потребителей.

По результатам исследования нами были разработаны следующие рекомендации для повышения конкурентоспособности учреждений

МБУК «Центральный дворец культуры»:

  1. Регулярное обновление информации на официальных сайтах
  2. Способствовать появлению новых направлений
  3. Привлечение волонтеров.
  4. Размещение вакантных мест на платформы для поиска работы.
  5. Разработка QR кода для получения актуальных отзывов.

Для повышения уровня конкурентоспособности МАУК «ДК им. Ленина», на наш взгляд являются следующие рекомендации:

  1. Способствовать появлению и развитию творческих коллективов с учетом интересов населения.
  2. Организовать наличие обратной связи на платформах для оценки учреждений.
  3. Организовать проведение онлайн мероприятий.
  4. Разработка обновленных программ с учетом нынешних тенденций.

Таким образом, целью любого учреждения (в данном случае, учреждения клубного типа), является эффективное функционирование с учетом своевременных инновационных поправок. Достижима цель будет только в том случае, если у товаров или услуг, которые предоставляются клубным учреждением, будет присутствовать конкурентоспособность, а спрос на них увеличится в разы по сравнению с другими учреждениями. Помимо этого, учреждениям культуры следует регулярно проводить анализ положения собственных организаций с целью своевременного внедрения конкурентных преимуществ, согласно ситуации на потребительском рынке.

Список литературы

  1. Бутова, Т. Г. Качество услуг организаций культуры: методологические проблемы оценки : монография / Т. Г. Бутова, Р. А. Барышев, Е. Ю. Яковлева. – Красноярск, 2016. – 166 с. – Текст: непосредственный.
  2. Шпак, П. С. Оценка экономической эффективности инновационно-активного предприятия как фактор его устойчивого развития / П. С. Шпак, Е. Г. Сычёва. – Текст: электронный // Экономический вектор. – 2022. – № 1 (28). – С. 133-142. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskoy-effektivnosti-innovatsionno-aktivnogo-predpriyatiya-kak-faktor-ego-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 17.01.2024). – Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
  3. Оценка эффективности инноваций. – Текст : электронный // Справочник : [сайт]. – URL: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_menedzhment/ocenka_effektivnosti_innovaciy/ (дата обращения: 17.01.2024).
  4. Фисюк, Т. Т. Проблема оценки эффективности результатов деятельности учреждений культуры в условиях интеграции культурно-досуговой сферы в новые общественные отношения и рыночную экономику / Т. Т. Фисюк, Е. Ю. Захарова. – Текст : электронный // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств. – 2017. –  С. 92-97. –  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-effektivnosti-rezultatov-deyatelnosti-uchrezhdeniy-kultury-v-usloviyah-integratsii-kulturno-dosugovoy-sfery-v-novye?ysclid=lriwlbapwp83420270 (дата обращения: 17.01.2024). – Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
  5. Модель организационной культуры Денисона. – Текст: электронный // Большая Российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/c/model-organizatsionnoi-kul-tury-denisona-fa99c3?ysclid=lriy0zohx191653004 (дата обращения: 17.01.2024).
  6. Критерии организационной эффективности. – Текст: электронный // Энциклопедия в экономике: [сайт]. – URL: https://economy-ru.info/info/190771/?ysclid=lriyag2e8p123098857 (дата обращения: 17.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: