УДК 37.014.543

Отечественный опыт финансирования дошкольных образовательных учреждений

Росторгуева Екатерина Александровна – магистрант Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого.

Леонтьев Дмитрий Николаевич – кандидат экономических наук, доцент Высшей школы административного управления.

Аннотация: Главная мысль данной статьи заключается в том, что дошкольные образовательные учреждения имеют важное значение для развития детей и их подготовки к школьному обучению. В статье рассматриваются основные компоненты финансирования дошкольных учреждений в России, а именно государственное финансирование, родительские платежи, меценатство и благотворительность, фондовая поддержка и спонсорство. Также проводится анализ отечественного опыта финансирования дошкольных учреждений в СССР, где государство являлось основным источником финансирования и контролировало его использование. Статья также подчеркивает неравномерность финансирования дошкольных учреждений в России и проблемы, связанные с дефицитом средств для обновления материально-технической базы и оплаты зарплат педагогам. Однако указывается, что правительство России принимает меры по увеличению доступности дошкольного образования и разрабатывает программы и меры поддержки для дошкольных учреждений.

Ключевые слова: образование, дошкольное образовательное учреждение, финансирование, источники, бюджет, СССР, дети, дошкольное образование, государство, услуги, деньги, педагоги.

Дошкольные образовательные учреждения – это учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям в возрасте от 3 до 7 лет. Они имеют важное значение для развития детей и подготовки их к школьному обучению.

В дошкольных учреждениях работают специально обученные педагоги, которые проводят занятия, направленные на развитие интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных навыков у детей. В программу обучения входят различные виды деятельности, такие как игры, творчество, физическая активность, знакомство с окружающим миром и другие.

Дошкольные образовательные учреждения имеют свою собственную педагогическую программу, которая учитывает возрастные особенности детей и их индивидуальные потребности. Они также предоставляют услуги по дополнительному образованию, таким как изучение иностранных языков, музыкальное образование, шахматы и другие.

В дошкольных учреждениях создается благоприятная и безопасная среда для детей, где они могут развиваться и общаться со сверстниками. Это помогает им овладеть социальными навыками, научиться работать в коллективе и учиться решать конфликты.

Дошкольные образовательные учреждения имеют важное значение для подготовки детей к школе, помогая им освоить базовые знания и навыки, такие как чтение, письмо, счет и решение простых задач. Это также является важной ступенью в их образовательном процессе, давая им основу для дальнейшего развития и обучения.

Отечественный опыт финансирования дошкольных образовательных учреждений включает несколько компонентов.

  1. Государственное финансирование: основная часть финансирования дошкольных учреждений происходит за счет бюджетных средств. Государство выделяет субсидии на оплату зарплат педагогическим работникам, содержание и обновление материально-технической базы, приобретение учебно-методической литературы и игрового оборудования.
  2. Родительские платежи: родители или опекуны детей, посещающих дошкольное учреждение, могут вносить определенные суммы денег в качестве добровольных взносов либо на оплату питания, дополнительных занятий (кружков), организацию праздников и других мероприятий.
  3. Меценатство и благотворительность: некоторые дошкольные учреждения получают финансовую поддержку от частных компаний или благотворительных фондов. Это может быть, как единовременное пожертвование, так и систематическая помощь на протяжении длительного времени.
  4. Фондовая поддержка: существуют различные фонды, которые выделяют гранты на развитие дошкольных учреждений. Эти средства могут использоваться для реализации определенных проектов, модернизации образовательного процесса, повышения квалификации педагогов и т.д.
  5. Спонсорство: дошкольные учреждения могут заключать соглашения со спонсорами, которые финансируют определенные мероприятия или предоставляют материальные ресурсы взамен на рекламу своих товаров или услуг.

Однако стоит отметить, что финансирование дошкольных учреждений в России неравномерно, и часто возникает проблема дефицита средств для обновления материально-технической базы, оплаты зарплат педагогов и других текущих расходов. Это может приводить к недостаточному качеству образования и услуг, предоставляемых детям в дошкольных учреждениях.

Отечественный опыт финансирования дошкольных образовательных учреждений основан на социально-ориентированной модели финансирования, которая предусматривает государственное финансирование и инвестиции из местных бюджетов.

ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) в СССР финансировались государством. Государство выделяло средства на содержание и развитие дошкольных учреждений, а также на оплату зарплат педагогическим работникам. Финансирование осуществлялось из бюджетных средств и контролировалось государственными органами. Кроме того, некоторые дошкольные учреждения могли получать дополнительные средства от благотворительных организаций или при поддержке комсомола и профсоюзов.

Основные источники финансирования дошкольных учреждений в России включают:

  1. Государственное финансирование: дошкольные учреждения получают субсидии и гранты от федерального и регионального бюджетов. Эти средства используются для оплаты заработной платы педагогического и административного персонала, закупки материалов и оборудования, ремонта помещений и т.д.
  2. Выделение местных бюджетов: муниципалитеты обеспечивают финансирование дошкольных учреждений в своих территориях. Эти средства также используются для оплаты заработной платы, обновления и ремонта материально-технической базы и других образовательных потребностей.
  3. Негосударственное финансирование: некоторые дошкольные учреждения получают финансовую поддержку от негосударственных организаций, благотворительных фондов, родительских инициатив и др. Эти средства также используются для обеспечения дополнительных образовательных программ, закупки специализированного оборудования и т.д.
  4. Платные услуги: некоторые дошкольные учреждения предоставляют платные услуги (например, питание, дополнительное образование, экскурсии и др.), что также способствует финансированию их деятельности.

В последние годы Россия ставит целью увеличение доступности дошкольного образования, поэтому правительство активно разрабатывает и внедряет различные программы и меры поддержки дошкольных учреждений. Реализуется государственная программа "Формирование комфортной учебной среды во второй младшей группе дошкольного образовательного учреждения" и принимаются другие меры по модернизации материально-технической базы и условий работы педагогических коллективов в дошкольных учреждениях.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.11.2017)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Кожина ВО., Косевич А.В. Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 5. – С. 475–486.

Интересная статья? Поделись ей с другими: