УДК 33

Темные стороны мотивации служения

Павлова Олеся Александровна – студентка Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель Князев Сергей Александрович – кандидат экономических наук, доцент, кафедры Государственного управления и менеджмента Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Мотивация государственных служащих значительно отличается от мотивации сотрудников коммерческого сектора. На российской государственной службе сохраняется проблема мотивации общественного служения, влияющая на эффективность деятельности кадрового состава. В отечественной науке отмечают положительное влияние мотивации служения на формирование творческого отношения к труду, удовлетворенность работой, на производительность труда и т.д. Однако, в работах зарубежных авторов дается неоднозначная оценка роли мотивации общественного служения, отмечаются не только положительные, но и отрицательные стороны, такие как связь с профессиональным выгоранием, повышенным уровнем стресса, презентизмом, но существует лишь небольшое количество исследований, посвященных данной теме. Основное значение нашего исследования состоит в том, что в нем обозначены пробелы, которые нуждаются в изучении, особенности мотивации служения, которые нельзя игнорировать и рекомендации касательно методов исследования. Наша цель состоит в том, чтобы инициировать изучение данного направления в отечественной науке.

Ключевые слова: мотивация, мотивация общественного служения, персонал, государственная гражданская служба.

На современном этапе развития экономики становится очевидным, что любая система управления для успешного функционирования должна обязательно включать в себя систему мотивации и стимулирования труда, которая побуждала бы каждого работника выполнять свою трудовую функцию производительно и качественно для достижения конкретной цели организации.

Говоря о мотивации государственных служащих, необходимо отметить, что она должна значительно отличаться от той мотивации персонала, которая результативна в коммерческом секторе. Причина в том, что в госсекторе имеют место такие нехарактерные для коммерческого сектора особенности мотивации как: более высокое значение внутренней мотивации и меньшая чувствительность к финансовым стимулам. Также здесь важно наличии и поддержание особого вида мотивации – мотивации общественного служения (public service motivation), в основе которой лежит бескорыстное оказание помощи гражданам в интересах общества (далее – мотивация служения, PSM).

Автором данной концепции является Джеймс Перри, который определяет PSM как «индивидуальную предрасположенность к реагированию на мотивы, заложенные в публичных институтах» [1]. Его последователи, Рэйни и Штайнбауер, определяют мотивацию служения как «общую альтруистическую мотивацию к служению во благо группы людей, государства или всего человечества».

Исследования показывают, что мотивация служения обществу связана с такими характеристиками отношения к труду, как удовлетворенность работой, стремление ее сохранить, лояльность к организации, производительность труда и эффективность работы организации. Считается, что государственные служащие с более высоким уровнем мотивации служения в большей степени удовлетворены своей работой, более преданы своей организации и обладают более высокой производительностью труда, чем те, у кого такая мотивация отсутствует. Это объясняется тем, что они трудятся над предоставлением услуг, которые считают значимыми.

Работы ученых показывают, что PSM положительно влияет на формирование творческого отношения к труду, удовлетворенность работой, желание продолжить службу, на производительность труда. Причем производительность растет, когда чиновники знают, что результаты их труда будут полезны для общества. Выявлено благоприятное влияние мотивации общественного служения на лояльность, организационную приверженность [2].

Но, как и любой феномен, PSM имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Сам Джеймс Перри заявлял, что высокий уровень мотивации служения может давать отрицательные результаты, однако существует лишь небольшое количество исследований, посвященных данной теме.

На проблему отрицательных, «темных» сторон высокой мотивации служения обратили внимание лишь в 2012 году. В отличии от исследований о «светлых» сторонах, нам известно лишь о нескольких работах, посвященным негативным аспектам. Среди них: связь с повышенным уровнем стресса (Gould-Williams et al. 2013), профессиональное выгорание и неудовлетворенность работой (Van Loon et al. 2015), негативное влияние на физическое здоровье (Liu, Yang, and Yu 2015), презентизм — ситуация, при которой человек выходит на работу даже тогда, когда чувствует себя плохо (Andersen et al. 2016) [2].

Авторами работы, которые обратили внимание на отсутствие комплексных исследований в этом направлении, являются Карина Скотт и Адриан Риц. Статья имеет оригинальное название «The Dark Sides of Public Service Motivation» (2017). На основании предыдущих исследований, они сделали вывод, что «темные» стороны мотивации служения могут проявиться на трех уровнях: индивидуальном, организационном и общественном. Ученые также проанализировали концепцию Джеймса Перри и заключили, что одна из главных сложностей в понимании сущности PSM состоит в том, что основное внимание уделено служению во имя блага общества, которое является довольно абстрактным понятием, его значение зависит от контекста. Таким образом, концепция не связана со стремлением удовлетворять потребности конкретных получателей услуг [2]. Возможно, такова идея Перри – связать мотивацию служения с чем-то большим, таким как общественные интересы и благосостояние общества. Однако, она затрудняет понимание: кажется, что нет единого мнения о том, что желательно для общества. Между тем, как считает Атнашев Т.М. [3, с. 162], понятие «общественное служение» для отечественных чиновников имеет свою особенность – в нем смысловой акцент делается на служение именно государству, а не обществу в целом, как это понимается в США и европейских государствах.

В отношении самих исследований авторы отметили, что почти все они объединены тем, что опираются на идею несоответствия P – E («person-environment», «person-organization») для объяснения отрицательных сторон PSM. Центральным аргументом в этой теории является то, что именно несовместимость характеристик личности и его рабочей среды вызывает негативные последствия. Несовместимость проявляется тогда, когда ценности государственного служащего отличны от ценностей организации-работодателя. Так, люди с высокими показателями мотивации служения с большей вероятностью будут испытывать желание уволиться с работы, уйти в отставку, если они будут чувствовать, что не соответствуют ценностям своей организации.

Мотивации служения – сложный многогранный феномен, который требует учета огромного количества факторов. Принимая во внимание то, что при определенных условиях высокий уровень PSM оказывает негативное влияние как на самого работника, так на организацию и общество, необходимо развивать исследования в данной области.

Изучение мотивации служения является перспективным в изучении мотивации государственных служащих. Основное значение нашего исследования состоит в том, что в нем обозначены пробелы, которые нуждаются в изучении, особенности мотивации служения, которые нельзя игнорировать и рекомендации касательно методов исследования. Наша цель состоит в том, чтобы инициировать изучение данного направления в отечественной науке.

Как отмечалось выше, были проведены исследования таких «темных» сторон как профессиональное выгорание, стресс, ухудшение здоровья и др. Во-первых, их список может быть продолжен. Во-вторых, следует изучить те последствия и степень их вреда, которые будут сопутствовать этим негативным проявлениям повышенного уровня PSM. Вероятно, они будут косвенно связаны с результатами на уровне организации, такими, как качество государственных услуг, количество предоставляемых услуг, скорость предоставления услуги и т.д.

Также заостряем внимание на малоизученности связи мотивации служения и нарушения закона или моральных норм. Мотивация служения может провоцировать «неэтичное и противозаконное поведение», поскольку слишком сильная мотивация и желание принести пользу могут вступать в противоречие с нейтралитетом государственного служащего и принципами справедливости и законности.

Обратимся снова к уровням анализа. Их три: индивидуальный, организационный и общественный. Общественный представляется наименее изучаемым, близким к философским категориям, поэтому рационально остановиться на исследовании индивидуального и организационного уровня. Это деление довольно субъективно, ведь каждая из «темных» сторон оказывает воздействие на оба уровня хоть и в разной степени. Так, стресс и недомогание сказываются в основном на работнике, но они также отразятся и на результатах его труда. Однако может возникнуть ситуация, при которой мотивация служения будет отрицательно сказываться на самих служащих и, в то же время, даст положительные результаты для организации-работодателя, и наоборот. Люди с высоким уровнем PSM страдают из-за стресса, возникшим в связи с завышенными требованиями к себе как к профессионалу и к результатам своей работы, желанием соответствовать этим требованиям, и невозможностью достичь созданного в голове идеала. Следовательно, их производительность и профессионализм растет, что является плюсом для работодателя. Таким образом, следует изучать и другие факторы на обоих уровнях, сопоставляя их между собой. При этом важно учитывать, что результаты во многом будут зависеть от индивидуальных особенностей личности и условий работы каждой конкретной организации.

PSM является перспективным направлением в изучении мотивации государственных служащих. Основное значение нашего исследования состоит в том, что в нем обозначены пробелы, которые нуждаются в изучении, и особенности мотивации служения, которые нельзя игнорировать.

Необходимо также, чтобы мотивация служения была соотнесена с концепцией ориентации на потребителя. Понятия «благо общества», «общественные интересы» несостоятельны в рамках изучения PSM, поскольку ответ на вопрос о том, что же они собой представляют, может отличаться в зависимости от субъекта и обстоятельств. В данном случае, намерение делать добро может быть как в ущерб личному благополучию, благополучию другого человека или организации-работодателя.

В заключение статьи отметим, что изучение теории и практики мотивации служения важно для понимания мотивации людей, которые выбирают карьеру в государственном секторе, несмотря на перспективу более прибыльной карьеры в частном секторе. Господствующий в настоящее время «радужный» взгляд на мотивацию служения является следствием недостаточного внимания к нему со стороны научного общества. Лишь изучение «темных» сторон позволит сформировать сбалансированный взгляд на данный феномен.

Список литературы

  1. Perry, J.L.; Wise, L.R. The Motivational Bases of Public Service // Public Administration Review. 1990. № 5. С. 367-373.
  2. Sсhott, C.; Ritz, A. The dark sides of public service motivation: A multi-level theoretical framework // Perspectives on Public Management and Governance. Oxford University Press. 2017. С. 312-340.
  3. Атнашев, Т.М. Самоотверженные чиновники? Факторы высокой мотивации госслужащих / Т.М. Атнашев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 3. – С. 149-166.
  4. Шарин, В.И. Место общественного служения в структуре мотиваций российских государственных гражданских служащих / В.И. Шарин // Human Progress. – 2021. – № 2. – С. 1-13.
  5. Шукюрова, М.Г. Подходы в изучении мотивации к труду государственных служащих / М.Г. Шукюрова, А.А. Инуркаева // Вестник экспертного совета. – 2023. – № 1 (32). – С. 24-29.

Интересная статья? Поделись ей с другими: