УДК 33

Формирование стратегии инновационного развития российских машиностроительных предприятий на основе электрокаров и беспилотников

Кокорева Алёна Игоревна – студентка кафедры «Промышленная логистика» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Салиенко Наталья Владимировна – доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Аннотация: В статье рассматриваются основные характеристики электромобилей и беспилотников, совершенствование их потенциала. Выделяются перспективы развития стратегии внедрения в крупных масштабах как электромобиля, который на данный момент в ускоренном темпе входит в эксплуатацию, так и беспилотника. Затрагиваются преимущества и недостатки электрокаров и беспилотных автомобилей. Даётся оценка возможности конкурентоспособности России на мировом рынке. Приводится классификация автоматизации вождения транспорта. Рассматриваются положительные моменты перехода с привычного автомобиля, работающего на ДВС, на инновационный транспорт.

Ключевые слова: электромобиль, беспилотник, беспилотный электромобиль.

Введение

В настоящее время делается акцент на машиностроительных предприятиях, так как именно они являются не только производительным звеном, но и показателем как конкурентоспособности производимых товаров на внутренних и на международных рынках, так и обороноспособностью страны. Именно через создание новейшей и сложнейшей продукции возникает возможность показать научно-техническую подготовку страны, то есть обеспечить необходимую технологическую и экономическую безопасность промышленно развитой страны.

В связи с этим необходима организация инновационной деятельности на машиностроительных предприятиях в России, формирование и реализация выгодных стратегий, которые будут необходимы не только для гражданской техники, но и для оборонной мощи страны.

Мировая тенденция в области гражданского авто стремительно развивается в направлении создания как электрокаров, так и беспилотников. Первые ссылаются на экологическую ситуацию в мире: из-за выхлопов машин, работающих на двигателях внутреннего состояния, увеличивается загрязнение окружающей среды. Вторые продвигают свою технологию как безопасный вариант передвижения с меньшей вероятностью жертв, особенно такое разъяснение развивающегося направления относится к военным целям.

Актуальность проблемы формирования стратегии инновационного развития российских машиностроительных предприятий на основе электрокаров и беспилотников

На данный момент во всём мире производство и продажа электрокаров растут, и Россию это тоже не обошло стороной.

Стремительно развивается мировой рынок: по данным LMC Automotive и EV-Volumes в 2022 году в мире было продано около 7,8 млн электрокаров, что на 68% больше результатов предыдущего года. В связи перехода технологических стран на новейшую технику, чтобы оказаться конкурентноспособной, Россия из двух возможных направлений: воссоздание актуальности автомобиля, работающего на двигателе внутреннего сгорания, или разработка новейших технологий в сфере электромобилей, а в последствии беспилотных электромобилей, должна выбрать второе, что мы можем наблюдать в последнее время. Уже в 2022 году в России было установлено 439 быстрых электрозарядных станций (ЭЗС), а в 2023 году, по словам замминистра энергетики Павла Сорокина, должно быть введено в эксплуатацию уже 872 быстрые ЭЗС в 39 регионах. По оценке Минпромторга в 2022 году было произведено около 2000 электрокаров, и уже в 2023 году это число возрастёт до 18 000 штук. На данный момент московский завод «Москвич» является главным поставщиком электрокаров, который выпускает китайские кроссоверы JAC под российским брендом. Для полной независимости в плане технологий требуется создать отечественные методологии, по которым было бы возможно получить качественный продукт.

На данный момент в России не так много компаний занимается разработкой беспилотников. Самыми обсуждаемыми проектами являются Self-Driving Cars от компании Яндекс, который подаёт надежды на полноценную работу в нашей стране в недалёком будущем; «Одиссей», являющийся детищем КАМАЗа, – беспилотник на основе дизельного КАМАЗ-4308, а также «Челнок» от той же компании – прицеп фуры, без кабины; «Нами ШАТЛ» от научного центра ФГУП НАМИ, «СберАвтоТех» и «ФЛИП» от Сбера и др.

Особенности электромобильной и беспилотной технологий

Электромобиль – автомобиль, который работает на электродвигателе за счёт питания от независимого источника электроэнергии, примером которого служит аккумулятор.

Развитие в данной сфере для России является более проблематичным по сравнению с продвижением той же самой зеленой повестки на Западе из-за более сурового климата, который сказывается на работе аккумуляторов. Также возникают проблемы автономности электромобиля - расход электричества зависит от многих факторов: емкость аккумуляторной батареи, характера и условия движения, стиля вождения, степени использования других вспомогательных средств. На этом фоне возможность предсказания расхода затрат энергии на точную дистанцию почти невозможен. Не стоит забывать, что зарядка самого автомобиля занимает большой промежуток времени, поэтому для дистанций более 300 км данный вид транспорта не удобен.

Несмотря на привлекательность эксплуатационных свойств, создание литий-ионных аккумуляторных батарей является очень дорогим процессом и имеет ограниченный ресурс в 5-7 лет, поэтому электромобиль обладает высокой стоимостью.

Беспилотный электромобиль – это транспортное средство, оснащённое системой автоматического управления, которое может безопасно перевозить человека из пункта А в пункт Б без внешнего вмешательства. Для описания уровня зависимости автомобиля от человеческого контроля принято различать шесть уровней автоматизации:

  • 0 уровень – Без автоматизации: полное отсутствие автоматического управления машины, то есть за весь процесс передвижения отвечает водитель: автомобиль может обнаруживать опасность на дороге или нарушение правил дорожного движения;
  • 1 уровень – Помощь водителю: водитель всё также отвечает за прямое управление автомобилем, но уже есть базовые функции помощи: экстренное торможение, удерживание полосы движения;
  • 2 уровень – Частичная автоматизация: водитель выступает уже больше в роли наблюдателя, но контролирует процесс вождения, держа руки на руле и следя за дорожной обстановкой, автомобилем уже контролируется ускорение, торможение и рулевое управление;
  • 3 уровень – Условная автоматизация: водитель должен быть всегда готов к принятию управления в экстренных ситуациях, но автомобиль уже может выполнять все необходимые функции при нормальных условиях;
  • 4 уровень – Высокая автоматизация: человек может быть пассажиром, но и при желании стать обратно водителем, автомобиль может уже передвигаться самостоятельно;
  • 5 уровень – Полная автоматизация: люди уже полноценные пассажиры, вмешательство в работу беспилотника не требуется.

Проблемы, которые нужно будет решить при внедрении беспилотных электромобилей в эксплуатацию:

  • Требование создания специальных условий считывания информации, так как современные электронные карты не подходят под описание системы реагирования на дорожную ситуацию: точность расчётов требуется вплоть до сантиметров, когда привычная нам карта предоставляет описание местности с погрешностью 3-7 метра;
  • Зависимость от спутниковой связи: проблема малонаселённых частей страны, такие как сельская местность, где чаще всего не улавливается сигнал, поэтому такой вид транспорта будет подходить только для городских районов;
  • Конфиденциальность пользователя встаёт под угрозу, так как при передвижении будет требоваться точная геолокация, а также конечные координаты пути, что может повлечь за собой утечку личной информации при условии нарушения информационной кибербезопасности;
  • Опознание виновника ДТП: вероятность ошибок программы мала, но при неожиданных обстоятельствах может дать сбой и признание вины участника дорожного движения будет сложно вычислить;
  • Высокая стоимость: создание вышеупомянутых условий требует немалых средств, но не стоит забывать и о технологиях и материалах, вложенных при производстве автомобиля, поэтому обладание столь высокотехнологичного продукта будет затратным;
  • Рост безработицы: при замене грузовых машин дальнего следования исчезнет профессия как дальнобойщик, также это коснётся некоторых сфер обслуживания таких, как такси и развозных машин.

Но, невзирая на количество вышеперечисленных проблем, переход на автоматизацию позволит снизить количество ДТП на дорогах, происходящих по причине человеческих факторов, то есть цифра количества аварий снизиться примерно на 90%. Также при использовании данных технологий в военных условиях снижаются потери человеческого ресурса.

Потенциал и создание условий развития электромобильной и беспилотной технологий в России

Из-за развития электрического автотранспорта во всём мире спрос нефтепродуктов, используемых в работе авто на ДВС, то есть на бензин и дизель, стремительно падает. Многие страны уже готовы полностью отказаться от использования вредящего экологии транспортного средства. К тому же в связи падения экспорта нефтепродуктов в первой половине 2022 года привело к избытку предложения на внутреннем российском рынке, что в последствие может повлечь за собой удорожание нефтепродуктов, а значит авто, работающее на традиционном топливе, станет менее спрашиваемым продуктом. Также на проблему с низким спросом на автомобили может повлиять экономическая ситуация: сокращение дохода населения скажется негативно не просто на приобретении более нового и дорого продукта как электромобиль, но и на транспорт, работающего на двигателе внутреннего сгорания.

Главным показателем конкурентоспособности на рынке электромобилей является аккумулятор: сегодня он формирует половину стоимости электрокара, а также характеристики по пробегу и удобству эксплуатации. В России достаточно необходимых технологий и баз знаний для конструирования тяговых батарей для электротранспорта, но нехватка возможностей исходит от отсутствия производства ячеек литий-ионных аккумуляторов в приемлемом объёме. Также по прогнозам геологической службы объём запасов лития в России, которая занимает третье места по запасам, оценивается в 1 млн тонн, что напрямую показывает потенциал развития технологий, необходимых для конкурирования на международных рынках.

Сейчас на повестке дня идут обсуждения возможностей удешевления электромобилей за счёт унификации батарей и их вторичного использования, а также различные схемы приобретения составляющих машины.

Формирование стратегии развития рынка инновационных российских машиностроительных предприятий на основе электрокаров и беспилотников

Существует ряд причин, исходя из которых российские автомобилисты перейдут на использование электрокаров:

  • Дешёвое топливо: если рассматривать расходы на обеспечение автомобилей запасов подпитки, то в среднем на оплату бензина для лёгкого автомобиля уходит порядка 400 – 1000 рублей на 100 км, когда затраты на электричество в денежном эквиваленте на 100 км при медленной зарядки составляют диапазон от 180 до 220 рублей, а при быстрой 340 – 425;
  • Дешёвое обслуживание электромобиля – существенно меньшее количество запчастей: от привычных двух тысяч, используемых для двигателя внутреннего сгорания, до 80 деталей;
  • На данный момент существует программа для владельцев зелёного авто, по которой они получают льготы и преференции: бесплатная парковка и проезд по платным трассам по всей стране, а также освобождение от уплаты транспортных налогов;
  • С 1 января 2023 года существует программа господдержки для рынка электромобилей в России, которая компенсирует 25% (не более 625 тыс. рублей) на покупку в кредит или лизинг электрокаров. Главное условие состоит в том, чтобы авто было собрано в стране;
  • Россия находится на третьем месте по добыче лития, что при инвестиции в разработку месторождения сыграет ключевую роль для производства аккумуляторов, что приведёт к падению цен на электромобили и повсеместное внедрение в инфраструктуру городов;
  • Решение проблем с выхлопом вредных веществ при совершенствовании производственных моментов аккумулятор: будет давать менее негативные результаты, нежели транспорт, работающий на бензине;
  • Разработка беспилотного транспорта ведётся на основании электрической тяги;
  • Повсеместно идёт установка ЭЗС, до конца 2024 года планируется запустить в эксплуатацию не менее 9400 зарядных станций, из которых 2900 будут быстрыми.

Беспилотные технологии тоже будут иметь спрос, так как они будут совмещать в себе роль, как и каршеринга, так и такси, то есть произойдёт замена автопарка. При увеличении доли двухместных автомобилей и микроавтобусов появится больший спрос на услуги, как для больших компаний, так и для любителей одиночества. Также появляется возможность избежать пеших прогулок до места назначения припаркованного авто в случае каршеринга и избавление от общения с таксистом при невозможности передвижения на личном транспорте. При сокращении активного автопарка число машин на улицах уменьшится, а это даст мотивацию для жителей использовать авто чаще, так как при оценке загруженности дорог многие выбирают между общественным транспортом и личным автомобилем.

Заключение

Для продвижения электромашин и беспилотников в первую очередь надо организовать инфраструктуру, которая будет непосредственно основана на разрабатываемых технологиях, то есть сделать незаменимой частью в сознательной жизни людей. Повышение спроса даст стимул как разработке технологий производства аккумуляторов, которые на данный момент не выпускают меньшее количество вредных веществ, от чего в последнее время всеми силами пытаются находить альтернативы, так и увеличению добычи лития и выпуску большего числа электромашин, что обеспечит высокой конкурентоспособности на рынке.

Список литературы

  1. Яковлев Г.И., Стрельцов А.В. Особенности формирования и реализации стратегии инновационного развития машиностроительного предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 375-390. – doi: 18334/vinec.12.1.114070. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333795
  2. KazanForum: развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем – 2023 https://kazanfirst.ru/articles/614160
  3. Войнов А.А., Крестин М.А., Токарев К.Э. Внедрение беспилотного электротранспорта в России: сущность и перспективы развития // Инновации технических решений в машиностроении и транспорте. – 2022. – с. 40-45.
  4. Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. – 2023. – URL: https://www.hse.ru/news/804540601.html.
  5. Ильюшенков Д. Выпуск электрокаров в России опередит темпы установки быстрых зарядных станций / Ведомости. – 2023. – URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/02/10/962434-vipusk-elektrokarov-operedit-tempi-ustanovki-zaryadnih-stantsii.
  6. Электромобили и беспилотный транспорт. – 2020. – URL: https://apr.moscow/content/data/6/02%20Электромобили%20и%20беспилотный%20транспорт.pdf.
  7. Беспилотные автомобили в России https://www.kp.ru/expert/avto/bespilotnye-avtomobili-v-rossii/.
  8. Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России: экспертно-аналитический доклад / Д. В. Санатов [и др.]; под ред. А. И. Боровкова, В. Н. Княгинина. – СПб.: Политех-пресс, 2021. – 44 с. – URL: http://knvsh.gov.spb.ru/media/documents/13.05.2021_Доклад_электромобили_полнаяверсия_буклет_16042021_1.pdf.
  9. Некоторые аспекты развития рынка электромобилей в России – 2023. – URL: https://www.it-world.ru/it-news/market/192118.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: