УДК 33, 004

Использование цифровых технологий на страховом рынке

Лукьянчук Юлия Владимировна – студент магистратуры Института Экономики и Управления Северо-Кавказского федерального университета.

Научный руководитель Пасько Елена Алексеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института Экономики и Управления Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматривается использование цифровых технологий на страховом рынке России. За последние несколько лет страховщики, которые долгое время сопротивлялись существенным изменениям, были вынуждены ускорить цифровые инициативы. Страховщики России уже начали внедрять новые технологии в свою деятельность, например, искусственный интеллект.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, искусственный интеллект, страхование.

Современный страховой рынок характеризуется активным распространением цифровизации. Использование цифровых технологий приводит к сокращению операционного цикла за счет расширения функций анализа и обработки данных. Процессы цифровизации сопровождаются появлением новых страховых продуктов и услуг, в результате развивается инфраструктура, появляются новые принципы коммуникации с клиентами и партнерами. 

Страховая отрасль, исторически считавшаяся консервативной и медленно адаптирующейся, сейчас находится на переднем плане значительных цифровых преобразований:

  • внедрение новых технологий: искусственный интеллект, машинное обучение и блокчейн революционизируют обработку данных, управление рисками и взаимодействие с клиентами;
  • подходы, ориентированные на клиента: цифровые каналы, такие как мобильные приложения и чат-боты с искусственным интеллектом, внедряются, чтобы соответствовать современным ожиданиям в отношении скорости, удобства и персонализации;
  • инновационные разработки: страховщики обращаются к решениям, которые помогают расширить возможности обработки и анализа данных, оптимизировать свою работу.

Путь цифровой трансформации страхового сектора определяется несколькими ключевыми тенденциями, каждая из которых играет решающую роль в том, как будет развиваться отрасль в ближайшие несколько лет.

Рассмотрим преимущества цифровой трансформации в страховании:

  1. Экономия средств: благодаря точному андеррайтингу, основанному на искусственном интеллекте, больших данных и прогнозной аналитике, оцифровка может снизить затраты страховщиков и застрахованных лиц.
  2. Безопасные технологии: повышается операционная безопасность, защищаются транзакции и личная информация клиентов. Это также помогает компаниям придерживаться строгих правил конфиденциальности, укрепляя доверие клиентов.
  3. Производительность: внедрение по мере необходимости целевых инструментов оптимизирует рабочий процесс, улучшит взаимодействие с пользователями и обеспечит бережливость операций и их эффективность.

Одним из самых революционных достижений стало использование искусственного интеллекта (ИИ) в страховании, которое обладает значительными экономическими и социальными преимуществами. Технология ИИ уже начала трансформировать способы ведения бизнеса страховщиками, помогая им стать более эффективными.

Использование искусственного интеллекта в страховой отрасли становится все более распространенным, поскольку он способствует автоматизации процессов, улучшает точность анализа данных и прогнозирования рисков, а также улучшает обслуживание клиентов. Используя возможности искусственного интеллекта, страховщики могут получить конкурентное преимущество и улучшить качество обслуживания клиентов.

По данным компании «Инносети», искусственный интеллект помог крупнейшим страховщикам грузоперевозок избежать потерь в размере 175 млн рублей. Страховые компании получили свыше 2 тысяч потенциально мошеннических заявлений об урегулировании страховых случаев при перевозках. С помощью модуля «Антифорд», который является российской разработкой и функционирует на базе искусственного интеллекта, удалось предотвратить более трети мошеннических случаев [3].

Внедрение ИИ значительно влияет на снижение нагрузки на работников и сокращение времени выплаты компенсации. Так, «Сберстрахование» в 2023 году начало масштабное использование данной технологии, например, для типизации и распознавания документов. Группа «АльфаСтрахование» использует ИИ в процессе оценки убытков по ОСАГО, с помощью чат-ботов упрощает процесс получения информации о страховых полисах, оформления заявок и получения консультаций. «Ресо-Гарантия» использует технологии Smart Engines для распознавания паспорта, водительских прав и СТС.

Современные клиенты стремятся к плавному, интуитивно понятному и быстрому взаимодействию. Использование цифровых платформ, чат-ботов на базе искусственного интеллекта и мобильных приложений может значительно улучшить путь клиента, предлагая больше удобства и доступности.

По оценкам, рыночный потенциал генеративного искусственного интеллекта (GenAI) достигнет $ 15 млрд к 2025 году и $ 32 млрд к 2027 году только в страховой и финансовой отраслях. McKinsey прогнозирует, что технологии искусственного интеллекта могут увеличить потенциальную годовую стоимость мировой страховой отрасли до 1,1 трлн долларов [2].

Несмотря на вызовы и риски, внедрение искусственного интеллекта в российский рынок страхования предоставляет огромные возможности для совершенствования и развития этой отрасли. Страховые компании, которые активно внедряют ИИ, могут повысить свою конкурентоспособность, улучшить клиентское обслуживание и оптимизировать свою деятельность в целом.

В заключении хочется отметить, что ускорение цифровизации рынка страховых услуг, подкрепленное введением ограничительных мер в 2020 году и усилиями самих страховых компаний, далее будет продолжаться еще стремительнее [1].

Список литературы

  1. Присакарян, Д. К. Современные тенденции цифровой трансформации рынка страховых услуг в РФ / Д. К. Присакарян, А. В. Бородина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2022. – № 3(48). – EDN RIBALP.
  2. McKinsey, страховщик будущего: Справляются ли азиатские страховщики с достижениями в области ИИ? [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-asia/countries-and-regions/southeast-asia/southeast-asia-perspectives/unlocking-the-potential-of-ai-adoption-in-asian-insurance
  3. Искусственный интеллект сэкономил страховым компаниям 175 млн руб. в 2023 году [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://www.cnews.ru/news/line/2023-12-22_iskusstvennyj_intellekt?ysclid =lrrposqkl9527651475