УДК 330.322

Государственные инвестиции

Неволина Елизавета Сергеевна – магистрант Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Панягина Ася Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой ЭТ и МК Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье отражено понятие "инвестиции", рассмотрены виды инвестиций. Приведены статистические данные инвестиций в России за 2022 год и за два квартала 2023 года. Проведено сравнение объемов инвестиций в разных регионах России. Проанализированы результаты статистики количества инвестиций.

Ключевые слова: государственные инвестиции, источники, инвестиционная активность, объем инвестиций.

В настоящее время понятие «инвестиции» является широко распространенным. Инвестиции являются предметом исследования значительного числа научных работ. Роль инвестиций в современном мире очень велика, так как для развития регионов страны необходимы вложения в экономические и социальные объекты.

В научных работах и нормативных документах инвестиции в целом и государственные инвестиции в частности рассматриваются с разных сторон.

Например, в законодательстве Российской Федерации термин «государственные инвестиции» рассматривается, как средства государственного бюджета, бюджета субъекта РФ, с риском вкладываемые государством в объекты хозяйственной, иной деятельности на определенный период в целях реализации функций государственной власти и (или) в целях получения иного положительного социального и (или) политического результата [1].

Государственные инвестиции являются одним из важнейших средств развития российской экономики. Интерес к проблеме правового определения понятия инвестиций, их форм и видов объясняется значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы экономического развития. Основная задача государства заключается в правильном определении общественных и государственных интересов в инвестировании, поиске оптимального баланса и установлении соответствующих юридических условий и гарантий их выполнения [1].

Е.А. Фирсова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета, трактует понятие «инвестиции», как главный источник формирования производственного потенциала хозяйствующих субъектов и основной механизм реализации стратегических целей их экономического развития. Инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, сбалансированного развития всех отраслей и регионов, создания объектов социального обеспечения и инфраструктуры, защиты окружающей среды [2].

Исходя из этого определения, важным классификационным признаком инвестиций является объект вложения капитала. В соответствии с этим инвестиции можно разделить на финансовые и реальные [2].

В своей монографии "Инвестиции в Российской Федерации" Черненко В.А. рассматривает понятие инвестиций, которое охватывает следующие аспекты:

  • вложение капитала в различные предпринимательские проекты с целью получения прибыли и увеличения первоначально вложенной стоимости;
  • взаимодействие участников инвестиционной деятельности, включающее финансовые и денежные отношения между застройщиками, подрядчиками, банками, государством и физическими лицами в процессе реализации различных проектов [3].

Инвестиции – это процесс перемещения капитала от момента его вложения до момента его возврата. Капитал, в широком смысле, представляет собой накопленное богатство, принадлежащее физическим, юридическим лицам или государству. Богатство, в свою очередь, охватывает все ценные активы, то есть все то, что имеет стоимость и может обмениваться (продаваться) на рынке в рамках действующего законодательства. Возврат (возмещение) вложенного капитала возможен только при условии получения прибыли (дохода). Поэтому задача инвестиций или вложения капитала – извлечение дохода (получение прибыли). Эта задача будет справедлива при условии, если капитал, направленный на получение дохода, вкладывается в объекты предпринимательской деятельности – коммерческие предприятия [3].

Существует 4 вида государственных инвестиций, таких как налоговые льготы, льготные кредиты, прямая государственная помощь, а также финансирование крупных государственных корпораций [3].

Проанализировав все версии трактовки понятия «инвестиции», можно отметить общую черту: инвестиции — это вложение капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, либо достижения другого экономического эффекта.

Если рассматривать государство, как инвестора, который распоряжается фондами денежных средств (инвестициями), то с помощью их оно увеличивает бюджетные доходы от налоговых поступлений от объектов, в которые инвестирует. Но в отличие от частных инвесторов, которые извлекают прибыль, государство фокусируется на достижение положительного социально или политического результата.

Рассмотрим статистические данные, определяющие динамику и структуру инвестиций.

В 2022 году доля государственных вложений в общий объем инвестиций выросла и составила 20,2%, что на 1,9% выше, чем в предыдущем году. Это говорит о том, что государство продолжает активно инвестировать в различные проекты. Общий объем инвестиций также увеличился и превысил 4 трлн рублей, в то время как годом ранее он составлял немного более 3 трлн рублей [5].

Во многих регионах бюджет остается главным источником инвестиций.

Регионы лидеры в 2022 году - это Москва с объемом инвестиций 5,92 триллиона рублей, на втором месте Ямало-Ненецкий автономный округ с объемом 1,41 триллион рублей, далее был Ханты-Мансийский автономный округ, который инвестировал 1,33 триллиона рублей, с таким же объемом инвестиций была Московская область, с наименьшими показателями величины вклада в капитал были Санкт-Петербург, республика Татарстан, Иркутская область и Красноярский край, у них величина инвестиций была менее 1 триллиона рублей.

В 2023 году государство продолжает влияние на инвестиционную интенсивность регионов. Оно планирует выделить значительные средства на развитие инфраструктуры в регионах, а именно:

  1. Для ускоренного ввода в эксплуатацию приоритетных объектов регионы получат 180 млрд рублей. Эти средства помогут завершить строительство и реконструкцию важных объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, которые имеют большое значение для развития регионов;
  2. Триллион рублей государство распределит в виде инфраструктурных бюджетных кредитов в 2022—2025 годах. На эти деньги будут реализованы проекты по строительству и модернизации почти тысячи объектов транспортной, дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры в 83 субъектах. В частности, планируется построить и реконструировать дороги, мосты, аэропорты, больницы, школы и детские сады;
  3. Более 300 млрд рублей направят через бюджетные кредиты на финансирование обновления региональной инфраструктуры. Эти средства будут использованы для улучшения жилищно-коммунального хозяйства, модернизации котельных, водоочистных сооружений и других объектов инфраструктуры, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. Кроме того, планируется выделить средства на развитие цифровой инфраструктуры, строительство новых промышленных объектов, создание инновационных кластеров и поддержку малого и среднего предпринимательства. Эти меры помогут улучшить качество жизни населения в регионах, повысить инвестиционную привлекательность территорий и создать новые рабочие места. Ожидается, что в результате реализации этих программ будет создано более 1 млн новых рабочих мест, а объем инвестиций в основной капитал вырастет на 10% [4].

В первом квартале 2023 года рост инвестиций в основной капитал составлял 0,7% в годовом выражении [4].

Резкое увеличение инвестиций во втором квартале 2023 года частично обосновывается низкой базой – за второй квартал 2022 года рост инвестиций составил 3,3% после резкого роста на 13,8% в первом квартале 2022 года [4].

Всего по сравнению с первой половиной 2022 года за первое полугодие 2023 года Росстат рассчитал рост инвестиций в основной капитал в 7,6% [4].

В номинальном выражении объем инвестиций составил в первой половине 2023 года 11 трлн 625,7 млрд рублей (а именно во втором квартале - 6 трлн 989,9 млрд рублей, в первом квартале - 4 трлн 635,8 млрд рублей) [4].

По сведениям Росстата инвестиции в основной капитал в РФ в 2022 году выросли на 4,6% [4].

В 2023 году ожидается рост инвестиций, согласно прогнозам Минэкономразвития и консенсусу-прогнозу аналитиков. Ожидается, что капиталовложения увеличатся на полпроцента по оценке Минэкономразвития и на 1,2% по прогнозам аналитиков. Однако эти оценки считаются слишком консервативными, учитывая высокие показатели инвестиционной активности во втором квартале 2023 года. Министерство экономического развития отмечает, что инвестиционная активность в этот период оказалась значительно выше ожиданий и прогнозных оценок [4].

Бюджетные источники продолжают поддерживать высокую инвестиционную активность. Рост инвестиций в этой сфере составил 15,2%. Федеральный бюджет активно финансирует крупные инфраструктурные проекты и региональные программы, что способствует развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Кроме того, рост инвестиций также обусловлен благоприятным инвестиционным климатом в стране. Правительство реализует меры по улучшению условий для ведения бизнеса, в том числе снижая административные барьеры и обеспечивая защиту прав инвесторов. Инвестиции в основной капитал являются важным фактором экономического роста [4].

"Значимым событием второго квартала стало возвращение к увеличению инвестиций за счет частных средств организаций, который составил 18,2%", - выделяют в министерстве [4].

Министерство экономического развития отмечает, что основной вклад в рост инвестиций внесли несколько отраслей. В частности, машиностроительный комплекс, который занимается производством электроники, машин и оборудования, а также авиастроением, сыграл значительную роль. Также важным фактором стало развитие сферы информационных технологий и телекоммуникаций, а также транспортно-логистического комплекса.Бюджетные источники продолжают оказывать поддержку, финансируя как федеральные, так и региональные проекты, способствуя развитию экономики страны [4].

С точки зрения региональной инвестиционной активности, Дальний Восток продемонстрировал быстрый рост. В регионах Дальнего Востока инвестиции выросли на 26,2%. Этот положительный тренд объясняется развитием новых торговых и производственных связей в этом регионе [4].

Таким образом, количество государственных инвестиций с каждым годом увеличивается. Это подтверждается статистическими данными Росстата. Отмечается, что инвестиционная активность регионов зависит от количества проектов, формирующихся на данной территории.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 01.03.1999. - № 9. - ст. 1096.
  2. Фирсова Е.А. Бюджетные инвестиции и государственно-частное партнерство: учебное пособие/ издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023, - с.8.
  3. Черненко В.А. Инвестиции в Российской федерации: монография/ издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022, - с.9.
  4. Росстат (Федеральная служба государственной статистики) // http://www.gks.ru/

Интересная статья? Поделись ей с другими: