УДК 339.54.012

Разработка алгоритмов для автоматизированного расчета комплексной стоимости железнодорожной перевозки

Чечнев Леонид Юрьевич – магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются текущая ситуация в сегменте железнодорожных грузовых перевозок с точки зрения изменения подходов к ценообразованию на услуги по предоставлению грузовых вагонов в результате структурной реформы на железнодорожном транспорте. Предложены единые алгоритмы автоматизации оценки комплексной стоимости для каждой грузовой железнодорожной перевозки, включая тарифы за груженые и порожние рейсы, платы за пользование вагоном. Алгоритмы определения платы за пользование вагоном зависят от варианта ввода данных о стоимости предоставления подвижного состава в трех форматах.

Ключевые слова: комплексная стоимость оператор подвижного состава, плата за пользование вагоном, тариф за груженый рейс, тариф за порожний рейс.

В результате структурной реформы на железнодорожном транспорте был сформирован конкурентный рынок услуг по предоставлению подвижного состава под перевозки. В настоящее время практически 100% грузов перевозится в приватном подвижном составе, принадлежащем самостоятельным хозяйствующим субъектам.

Управление собственными вагонными парками, в том числе определение стоимости услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозки осуществляется в настоящее время собственниками подвижного состава самостоятельно, перевозчик (ОАО «РЖД») не имеет возможности влиять на данные процессы.

Ценообразование на услуги по предоставлению вагонов является нерегулируемым. Установление владельцами вагонов цен на оказываемые услуги осуществляется ими самостоятельно с учетом действующей конъюнктуры рынка.

На сети ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность более 1,6 тыс. операторов подвижного состава, управляющих парком вагонов в размере более 1,3 млн. ед. 

Также ОАО «РЖД» не наделено полномочиями по осуществлению контроля и/или надзора на том или ином рынке услуг. Законодательство Российской Федерации не предусматривает права компании осуществлять мониторинг цен на грузовые вагоны и услуги по их предоставлению для перевозок, а также корреспондирующей этому праву обязанности операторов железнодорожного подвижного состава по предоставлению ОАО «РЖД» соответствующей информации.

Таким образом, в ОАО «РЖД» отсутствует какая-либо информационная система, содержащая формализованные сведения о стоимости услуг компаний - операторов по предоставлению железнодорожного подвижного состава (грузовых железнодорожных вагонов) под перевозку грузов.

В условиях высокой конкуренции между железнодорожным и другими видами транспортам в отдельных сегментах транспортного рынка, например, на дальности перевозок до 1 000 км, в перевозках скоропортящихся грузов и импортных контейнеров, для формирования конкурентной ценовой политики ОАО «РЖД» необходимо точно определять комплексные затраты на транспортировку грузов с учетом всех составляющих перевозки.

В этой связи необходимо формирование собственной автоматизированной системы (далее – Система), которая должна обеспечивать расчет полной стоимости железнодорожной перевозки (полные транспортные затраты), включающей тариф за груженый рейс, тариф за порожние рейсы, отнесенные к данному груженому рейсу, и плату за пользование вагоном исходя из фактических корреспонденций перевозок.

Расчет осуществляется по следующим алгоритмам.

Тжд = Тгр + Тпор + Тваг

Тжд – совокупная стоимость железнодорожной перевозки, руб.,

Тгр – тариф ОАО «РЖД» за груженый рейс, руб.;

Тпор – тариф ОАО «РЖД» за порожние рейсы, руб.;

Тваг – плата за пользование вагоном, руб.

Самым простым для учета параметром в данном расчете является тариф ОАО «РЖД» за груженый рейс (Тгр), так как он указывается в электронной транспортной накладной.

В случае осуществления перевозок по иностранным железным дорогам в показатель Тгр также необходимо включить тарифы иностранных администраций (получение информации из внешнего источника).

Для оценки тарифов ОАО «РЖД» за порожние рейсы и платы за пользование вагоном необходимо составить единый алгоритм для всех типов перевозок.

Тпор рассчитывается путем отнесения тарифа смежных порожних рейсов к данному груженому пропорционально вкладу данного груженого и смежных груженых рейсов в инфраструктурный тариф:

Тпор = T1+T2

T1 – тарифы предшествующих порожних рейсов, относимые на данный груженый рейс.

T2 – тарифы последующих порожних рейсов, относимые на данный груженый рейс.

если есть предыдущий груженый рейс:

T1 = Тпор1 * Tгр / (Тгр + Tгр-1) рейс)

если нет предыдущего груженого рейса:

T1 = Тпор1 / 2

если есть следующий груженый рейс:

T2 = Тпор2 * Tгр / (Тгр + Tгр+1);

если нет следующего груженого рейса:

T2 = Тпор2 / 2

Тгр – инфраструктурный тариф для данного груженого рейса;

Тгр-1 – инфраструктурный тариф для предыдущего груженого рейса по данному вагону;

Тгр+1 – инфраструктурный тариф для следующего груженого рейса по данному вагону;

Тпор1 – инфраструктурный тариф для порожних рейсов между данным груженым рейсом и предыдущим груженым рейсом по данному вагону;

Тпор2 – инфраструктурный тариф для порожних рейсов между данным груженым рейсом и следующим груженым рейсом по данному вагону.

В случае осуществления перевозок по инодорогам, в показателях Тгр и Тпор учитываются также тарифы по инодорогам (получение информации из внешнего источника).

Алгоритм определения платы за пользование вагоном Тваг зависит от варианта ввода данных о стоимости предоставления подвижного состава:

  1. Тдох - «Плата за пользование вагоном, руб./сут.», суточная доходность, не учитывающая тарифы за порожние рейсы;
  2. Тставка - «Ставка на предоставление вагона, руб.», учитывающая затраты на порожние рейсы (Тпор + Тваг);
  3. ТставкаКУ - «Ставка на предоставление вагона % к Прейскуранту 10-01», учитывающая затраты на порожние рейсы (Тпор + Тваг).

При выборе пользователем второго варианта ввода информации о стоимости как Тставка платы за пользование вагоном определяется вычитанием ранее определенных затрат на порожний рейс.

Тваг = Тставка – Тпор

При выборе пользователем третьего варианта ввода информации о стоимости как ТставкаКУ используется перерасчет данной информации в формат Тставка и далее определяется плата за пользование вагоном.

Тставка = ТставкаКУ * Тинв – Тсоб

Тинв – тариф на перевозку груза по прейскуранту 10-01 в инвентарном парке ОАО «РЖД» (включает инфраструктурный тариф и предоставление вагона инвентарного парка).

Тсоб – инфраструктурный тариф ОАО «РЖД» при осуществлении перевозки в собственном (арендованном/привлеченном) вагоне.

При выборе пользователем первого варианта ввода информации о стоимости как Тдох плата за пользование вагоном определяется исходя из оборота полурейса вагона.

Тваг = Тдох * Оборот

Оборот (сутки) – оборот полурейса вагона для данного груженого рейса, расчетный показатель.

Оборот = (Вгр + Впор + Впогр + Ввыгр) / 24

Вгр - время груженого рейса, ч,

Впор - время порожних рейсов, отнесенных на данный груженый рейс, ч,

Впогр - время нахождения вагона на станции погрузки, ч,

Ввыгр - время нахождения вагона на станции выгрузки, ч.

Время груженого рейса определяется по данным накладной от даты приема груза к перевозке на станции отправления до даты раскредитования на станции назначения

Время порожних рейсов, отнесенных на данный груженый рейс определяется аналогично алгоритму оценки затрат на порожний рейс.

Время нахождения вагона на станции погрузки определяется как время от даты раскредитования вагона на станции погрузки в предыдущем перевозочном документе до даты приема груза к перевозке. Не учитывать внутристанционный порожний рейс при наличии. При его наличии использовать более ранний перевозочный документ для определения даты раскредитования вагона на станции отправления

Время нахождения вагона на станции выгрузки определяется как время от даты раскредитования вагона на станции выгрузки до даты приема к перевозке на станции назначения в следующем перевозочном документе. Не учитывать внутристанционный порожний рейс. При его наличии использовать более поздний перевозочный документ для определения даты приема груза к перевозке на станции назначения

Список литературы

  1. Официальный сайт ОАО «РЖД» https://www.rzd.ru.
  2. Официальный сайт Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) http://www.ipem.ru.
  3. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
  4. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru.
  5. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации https://mintrans.gov.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: