УДК 338.3

Проблемы управления инновационным развитием компании

Тарасов Денис Владимирович – магистрант Российского биотехнологического университета.

Аннотация. В научной статье представлены результаты исследования характеристики основных проблем управления инновационным развитием компаний России в условиях становления цифровой экономики. Актуальность проблематики связана с тем, что от результатов инновационной деятельности организации зависит ее конкурентоспособность и экономическая безопасность. Однако по причине новизны инновационного развития и высокой динамичности внешней среды, появляются факторы-угрозы, препятствующие эффективной реализации инновационных проектов и интеграции инноваций в бизнес-модель и бизнес-процессы компаний России.

Ключевые слова: Инновационное развитие; инновационная деятельность; инновации; цифровая экономика; управление инновационным развитием; Россия.

Введение

Актуальность научного исследования на данную тематику связана со стремительным развитием инноваций и инновационной системы в мировой экономики. Практическая значимость управления инновационной деятельностью предприятий присуща и России, которая стремится к реализации национальной программы импортозамещения, где формирование технологического суверенитета – приоритетная задача.

Благодаря такой тенденции создаются условия, побуждающие российские организации использовать инновационные подходы и технологии к управлению бизнесом. Появляется возможность реализации проектов, которые позволяют провести цифровую трансформацию системы управления. Это решение повышает эффективность управленческой деятельности и качество принятых решений.

Основное содержание

В подтверждении актуальности проблемы управления инновационной деятельностью предприятий представлена статистика на графике рис. 1, где изображена динамика экспорта и импорта продукции сектора информационно-коммуникационных технологий в России (см. рис. 1). Большая часть инноваций импортируется российскими предприятиями с других стран и причиной тому, как минимум, является успешная реализация проектного подхода в управлении инновационной деятельностью.

237f988cd2557199

Рисунок 1. Объем экспорта и импорта продукции сектора ИКТ в России, в млрд долл. [1].

Таким образом, ключевой проблемой инновационного развития компаний экономики России является то, что результаты инновационной деятельности не позволяют обеспечивать полное удовлетворение интересов организаций в информационно-коммуникационных технологиях, которые так важны в период становления цифровой экономики.

Однако данные проблемы начинаются на уровне организаций, где процесс инновационного развития и внедрения инноваций сопровождается рядом актуальных проблем. Данные трудности создают барьеры при использовании инноваций компаниями, снижая эффективность инновационной деятельности. К актуальным проблемам инновационного развития российских организаций стоит отнести:

  • увеличение финансирования капитальных вложений организаций не всегда совпадают с реальным результатом от реализации инновационных проектов, что делает инновационную и проектную деятельность компании убыточными, не позволяя в дальнейшем финансировать разработку и реализацию новых инновационных проектов;
  • низкий уровень развитости венчурного рынка и низкая инвестиционная активность частных инвесторов, выступающих главными субъектами финансирования инновационной деятельности, из-за чего российские компании ограничены в доступе к альтернативным источникам внешних финансов, необходимых для реализации инновационных проектов;
  • ошибочное решение при формировании основного направления инновационной деятельности на готовые проекты, а не на сами инновации и поддержку их формирования, из-за чего компания становится зависимым от концепта открытых, забывая о необходимости собственных разработок и изобретений;
  • наличие в организациях феномена «сопротивления инновациям», как среди управленческих кадров, не желающих проводить цифровую трансформацию системы менеджмента в организациях, так и среди обслуживающего персонала, опасающегося, что внедрение инноваций лишит их места работы, из-за чего сотрудники и управляющие противостоят успешной реализации процессов, направленных на инновационное развитие компании [3];
  • ограниченный доступ к новейшим технологиям и лучшим практикам, поскольку российские компании, как правило, имеют мало контактов с иностранными компаниями и научными институтами, из-за чего снижается активность в обмене знаниями, технологиями и инновациями [5];
  • несоответствие установленной концепции подготовки сотрудников нуждам экономики, довольно небольшое количество инновационных предпринимателей и высококлассных менеджеров в области экономической науки и инновации [4].

Есть также ряд проблем управления инновационным развитием компаний России, которые связаны не с внутриорганизационными барьерами и недостатками, а от внешних факторов рыночной и институциональной среды. Например, в 2024 г. актуальными являются следующие проблемы, как [2; 6]:

  • снижение покупательской способности и спроса потребителей, из-за чего снижается потребность в совершенствовании продукции через внедрение инноваций;
  • увеличение стоимости ресурсов и услуг информационно-коммуникационных компаний, которые способствуют инновационному развитию организаций традиционных отраслей российской экономики;
  • международные торгово-экономические санкции, которые снижают защищенность организаций в праве собственности на инновации и другие объекты интеллектуальной собственности;
  • инвестиционный климат экономики России, который характеризуется рекордным оттоком финансового капитала в 2022 г., а также снижением поступления прямых иностранных инвестиций до минимальных значений;
  • недостаточно развита инфраструктура национальной инновационной системы, поскольку действующих венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационно-промышленных кластеров недостаточно для покрытия всех потребностей российских компаний при финансово-административной поддержки инновационной деятельности.

В результате, российские компании в современности сталкиваются с большим рядом актуальных проблем внутренней и внешней среды, которые снижают эффективность инновационного развития и препятствуют результативному управлению инновационной деятельностью. Важна разработка внутренней корпоративной стратегии инновационного развития, где будут установлены ясные критерии по достижению целей во ведении инновационной деятельности организации.

Для того, чтобы обеспечить эффективность инновационного развития компании, необходимо следовать следующим рекомендациям, как:

  1. кратко определить основные цели и задачи для инновационной деятельности организации;
  2. определить основные продукты и услуги, которые имеют стратегическую важность при дальнейшем развитии организации;
  3. распределить роли и обязанности сотрудников внутри компании таким образом, чтобы их усилия и внимание были сосредоточены на стимулирование инновационной активности;
  4. оптимизировать стратегический план развития организации до тех пор, пока результаты инновационной деятельности не будут максимально улучшены.

Заключение 

В результатах научной работы, заключим, что решение актуальных проблем управления инновационным развитием компании позволит создать условия для реализации инновационных идей и проектов, интеграции инноваций в бизнес-процессы и продукты, повысив конкурентоустойчивость и экономическую безопасность бизнеса.

Для современных организаций индикаторы инновационного развития являются одними из ключевых критериев выживаемости бизнеса в условиях экономической нестабильности и высокой конкурентной борьбы.

Список литературы

  1. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. НИУ ВШЭ, 2023.
  2. Васяйчева В.А. Проблемы обеспечения эффективного управления инновационной деятельностью промышленных предприятий РФ // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13. № 4. С. 88-96.
  3. Полищук Е.А., Полищук М.А. Инновационный процесс в России и некоторые проблемы его развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022. Т. 32. № 4. С. 641-648.
  4. Варфоломеева В.А., Иванова Н.А., Соколова О.Л. Проблемы инновационного развития в России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 2 (69). С. 155-161.
  5. Аведисян Н.Н. Основные проблемы развития инновационной деятельности в России // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2023. № 1 (31). С. 254-259.
  6. Иванова В.В., Демьянович И.В. Актуальные проблемы инновационного развития предприятия // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2023. Т. 1. С. 327-330.

Интересная статья? Поделись ей с другими: