УДК 33

Цифровой рубль как национальная валюта Российской Федерации

Кутылкин Алексей Викторович – студент магистратуры факультета Высшей школы государственного аудита Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье анализируются предпосылки внедрения в российскую государственную финансовую систему цифрового рубля как национальной валюты. Рассматриваются понятие и сущность цифрового рубля, его сходства и отличия от криптовалюты. Выявляется значимость введения цифрового рубля для России в современных условиях. Приводятся двухуровневая модель цифрового рубля и функции её участников. Рассматриваются преимущества использования цифрового рубля для граждан, бизнеса, финансового сектора и государства.

Ключевые слова: средство платежа, цифровой рубль, национальная валюта, платформа цифрового рубля, Россия.

В последние годы на фоне возрастающей популярности оборота криптовалют и цифровых финансовых активов в России интенсивно обсуждались возможности и перспективы развития платёжного рынка при помощи внедрения в государственную финансовую систему цифрового рубля (далее – ЦР), но на практике эта тема оставалась на уровне обсуждений и не принимала формы законодательных инициатив [1]. Однако в условиях неправомерной санкционной политики западных стран Банк России официально представил Концепцию модели ЦР, позиционируя его как новую форму российской национальной валюты, эмитируемую в цифровом виде. Другим фактором, поспособствовавшим началу практической проработки внедрения ЦР, выступила пандемия COVID-19, которая существенно увеличила использование электронной коммерции и бесконтактных платежей [2]. Помимо этого, внедрение ЦР позволит сдерживать развитие теневого сектора экономики и ограничит риск перераспределения средств в иностранные цифровые валюты и криптовалюты. Значимость внедрения ЦР для обеспечения национальной безопасности России обуславливает актуальность исследования его особенностей.

Целью работы является изучение ЦР как национальной валюты Российской Федерации. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

ЦР представляет собой цифровой код, выпускаемый и обеспечиваемый государством, который выполняет роль законного платёжного средства на территории России между участниками гражданского оборота наравне с использующимися наличными и безналичными денежными средствами [3]. В основе ЦР лежит криптографическая сущность – как и криптовалюта, он базируется на распределённом реестре хранения информации. Однако ЦР – это легальное средство платежа, тогда как криптовалюты не обеспечены и не эмитируются государством, не выполняют главной функции денег – законного платёжного средства, а их курс колеблется без контроля со стороны банков.

24 июля 2023 г. были приняты Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ [4] и Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ [5], которые дополнили нормами, регулирующими общественные отношения, формирующиеся при организации обращения национальной цифровой валюты в России, следующие нормативные документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации [6];
  • Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ [7];
  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ [8];
  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 [9];
  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ [10].

Принятие указанных законов имеет большое значение, поскольку внедрение ЦР затрагивает интересы всех субъектов общественных отношений: органов государственной власти, публично-правовых образований, частных организаций и физических лиц [11]. Помимо этого, на ЦР возлагаются большие надежды как на инструмент преодоления иностранных санкций в платёжной сфере. Для подобной оценки есть основания, поскольку для трансграничных переводов цифровой валюты центрального банка не требуется посредничество SWIFT. Однако в настоящее время все такие валюты находятся на стадии обсуждения концепции или пилотного проекта, поэтому говорить об их использовании во внешнеэкономических расчётах пока преждевременно. Также стоит подчеркнуть, что указанные законы приняты «на перспективу»: тестирование реальных операций с ЦР начнётся после появления соответствующей законодательной базы, а его массовое использование запланировано на 2025-2027 гг.

В Концепции ЦР, представленной Банком России, обсуждается несколько его моделей [12]. Большинство участников общественных обсуждений выбрало модель D – двухуровневую модель, в которой финансовые организации играют роль участников расчётов. Согласно этой модели, ЦР как уникальные цифровые токены хранятся в клиентских цифровых кошельках на соответствующей платформе ЦР (далее – ПЦР) и не отображаются на балансе финансовых организаций. Банк России открывает кошельки Федеральному казначейству и финансовым организациям, а последние – физическим и юридическим лицам, не более одного кошелька на клиента. Пополнение данных кошельков осуществляется путём списания безналичных денежных средств клиентов в равном соотношении. На ЦР, размещённые в кошельках, не предусмотрено начисление процентного дохода. В случае банкротства финансовой организации средства, размещённые в кошельке, остаются доступны клиенту в прочих организациях, с которыми у него заключён договор.

При двухуровневой модели ЦР участники ПЦР выполняют следующие функции [13]:

  1. Первый уровень – Банк России.
  2. Как оператор ПЦР:
  • создание, сопровождение и развитие ПЦР;
  • подключение Федерального казначейства и финансовых организаций к ПЦР;
  • определение правил проведения операций на ПЦР;
  • разработка и распространение стандартов для работы с ПЦР;
  • выработка политики обеспечения информационной безопасности и киберустойчивости ПЦР.
  1. Как эмитент:
  • проведение эмиссии ЦР;
  • обеспечение транзакций с ЦР для участников второго уровня;
  • открытие кошельков для участников второго уровня на ПЦР.
  1. Второй уровень – Федеральное казначейство и финансовые организации.
  2. Федеральное казначейство:
  • проведение транзакций со своего кошелька для обеспечения деятельности бюджетных организаций.
  1. Финансовые организации:
  • открытие и пополнение кошельков физическим и юридическим лицам на ПЦР;
  • осуществление процедур в соответствии с валютным законодательством и законодательством в области ПОД/ФТ/ ФРОМУ;
  • проведение проверок реквизитов и лимитов по операциям, электронных подписей, антифрод-проверок;
  • осуществление платежей и переводов по поручениям клиентов на ПЦР.

Значение ЦР для экономики страны складывается из совокупности преимуществ его использования для отдельных субъектов [14]:

  1. Для граждан:
  • расширение доступа к финансовым услугам благодаря возможности перечислять ЦР любым лицам и организациям онлайн или офлайн, без комиссий, вне зависимости от времени и местоположения;
  • безопасность и конфиденциальность использования ЦР благодаря уникальным номерам ЦР.
  1. Для бизнеса:
  • дополнительный вариант безналичных расчётов;
  • расширение системы принятия платежей от граждан;
  • автоматизация проведения и контроля расчётов по заключённым договорам на финансовых рынках при помощи смарт-контрактов;
  • снижение затрат на проведение международных транзакций.
  1. Для финансового сектора:
  • повышение автоматизации финансового рынка и скорости проведения сделок;
  • экономия на эмиссии, транспортировке и хранении наличных;
  • повышенный контроль за транзакциями и снижение рисков непрозрачного обращения наличных денег.
  1. Для государства:
  • контроль поступления налоговых платежей и расходования целевых средств бюджетов;
  • снижение издержек на администрирование бюджетных платежей и выпуск наличных денег;
  • усиление мер против отмывания денег и финансирования терроризма;
  • возможность прямых выплат гражданам и малому бизнесу;
  • повышение эффективности проведения трансграничных расчётов и платежей.

Помимо этого, введение ЦР будет способствовать усилению роли Банка России на финансовом рынке по отношению к системообразующим банкам [15]. Длительное время Банк России критиковал формирование вокруг системообразующих банков экосистем, которые включают непрофильные виды деятельности и призваны обеспечивать потребности банковских клиентов в различных услугах, что способствует увеличению прибыли банков и удержанию дешёвых пассивов. Введение ЦР снизит возможности банков получать прибыль от использования дешёвых пассивов, размещённых на рублёвых счетах, по которым банки начисляют символические проценты, взамен используя средства по безрисковым схемам путём размещения на денежных рынках по действующим процентным ставкам. В результате введения ЦР банковский сектор лишится части прибыли, вследствие чего будет вынужден создавать рынок конкурентных услуг.

Таким образом, ЦР является уникальным интегральным феноменом, который сочетает в себе свойства наличных и безналичных денежных средств и обладает собственными специфическими особенностями. Его внедрение в качестве законного платёжного средства является перспективным для экономического развития России, поскольку позволит усилить контроль целевого использования бюджетных средств, сделать ведение бизнеса удобнее и практичнее, создать более комфортную обстановку для привлечения инвестиций и развития инноваций и повысить уровень экономической безопасности государства. Однако для того, чтобы ЦР позволил обеспечить конкурентоспособность России на мировой арене и защитить национальные интересы, перед его внедрением должны быть проведены все необходимые подготовительные работы, включающие разработку соответствующей нормативной базы, выбор оптимального метода распространения нового платёжного средства, обеспечение технической и информационной безопасности посредством использования лучших технологий и криптографических протоколов защиты.

Список литературы

  1. Долгиева М.М., Долгиев М.М. Правовой режим международных санкций и цифровой рубль // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2023. – № 3 (258). – С. 59-65. – DOI: 10.24412/2072-4098-2023-3258-59-65
  2. Черенкова С.А. Достоинства и потенциальные риски введения цифрового рубля в современной России // Национальная безопасность / nota bene. – 2023. – № 1. – С. 53-65. – DOI: 10.7256/2454-0668.2023.1.39797
  3. Свечникова Н.В., Шильдина М.В. Цифровой рубль: теория и перспективы правового регулирования // Экономика. Право. Общество. – 2021. – Т. 6, № 3 (27). – С. 54-60. – DOI: 10.21686/2411-118X-2021-3-54-60
  4. Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452638/ (дата обращения: 19.01.2024).
  5. Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452645/ (дата обращения: 19.01.2024).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 19.01.2024).
  7. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платёжной системе» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/ (дата обращения: 19.01.2024).
  8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 19.01.2024).
  9. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 12.12.2023) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 19.01.2024).
  10. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 19.01.2024).
  11. Ситник А.А. Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2023. – Т. 18, № 8. – С. 20-36. – DOI: 10.17803/19941471.2023.153.8.020-036
  12. Концепция цифрового рубля. – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. – 31 с.
  13. Ордынская М.Е., Силина Т.А., Тхаркахова И.Г. Цифровой рубль как новая форма денег // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2022. – № 4 (62). – С. 93-98.
  14. Гарипов Р.И., Максимова Н.Н. Значение цифрового рубля для экономики страны // Управление в современных системах. – 2021. – № 4. – С. 3-15. – DOI: 10.24412/2311-1313-32-3-15
  15. Ручкина Г.Ф. Цифровой рубль: некоторые итоги внедрения новой формы денежного обращения // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2022. – № 12 (255). – С. 79-81. – DOI: 10.24412/2072-4098-2022-12255-76-81