УДК 33

Криптовалюта и цифровой рубль: главные отличия и сходства

Кутылкин Алексей Викторович – студент магистратуры факультета Высшей школы государственного аудита Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье анализируются сходства и отличия криптовалюты и цифрового рубля. Рассматриваются понятие, сущность и особенности цифрового рубля, позволяющие отграничить его от других видов денежных средств, которые находятся в обращении. Выявляются характерные черты криптовалют, обуславливающие их распространение, приводятся недостатки криптоактивов. Отмечается, что цифровой рубль вобрал в себя лучшие черты криптоактивов и традиционных платёжных средств.

Ключевые слова: финансовая система, криптовалюты, цифровой рубль, средство платежа, Банк России.

Стремительное развитие мирового финансового сектора привело к трансформации механизмов обращения денежной массы [1]. В частности, в общей массе платежей в большей части стран мира возросла доля безналичных расчётов, а также в практику глобальной финансовой системы вошло использование криптовалют. В научном сообществе активно обсуждаются вопросы урегулирования криптоактивов, возможности использования цифровых финансов в государственных платёжных системах и перспектива замены на них традиционных платёжных средств [2]. С увеличением распространённости криптовалют государства и центральные банки подключились к цифровым экспериментам, что привело к созданию цифровых валют центральных банков. Банк России в 2021 г. представил Концепцию цифрового рубля (далее – ЦР), в которой раскрыл сущность и природу новой валюты [3]. В 2023 г. законодательство было дополнено нормами, регулирующими общественные отношения, формирующиеся при организации обращения национальной цифровой валюты в России (Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ [4] и Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ [5]). Активная подготовка государства и Банка России к внедрению ЦР делает актуальным исследование его сущности, выявления сходств и различий с криптовалютами.

Целью работы является изучение сходств и отличий криптовалют и ЦР. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

ЦР является официальной денежной единицей России и выступает законным средством платежа [6]. Он представляет собой уникальный цифровой код, который размещён в цифровом кошельке клиента на платформе ЦР Банка России. Можно выделить следующие особенности ЦР, позволяющие отграничить его от других видов денежных средств, которые находятся в обращении:

  • имеет цифровую природу;
  • выражен в единицах национальной валюты России и соотносится с наличными и безналичными рублями как 1:1;
  • является обязательством Банка России;
  • обращается в рамках платформы ЦР, обслуживаемой Банком России;
  • учитывается на счёте ЦР, представляющем отдельный вид банковского счёта;
  • не привлекается во вклады, а его остатки не используется для начисления процентов;
  • не используется для выдачи или получения кредитов.

Несмотря на то, что ст. 128 Гражданского кодекса России [7] относит ЦР к безналичным денежным средствам, ЦР значительно отличается от безналичных денег, которые существуют в виде записей по счетам в кредитных организациях. Так, безналичные денежные средства обеспечивается финансовыми организациями, хранятся на счетах в этих организациях, могут использоваться для выдачи кредитов, а на их остатки могут начисляться проценты. Помимо этого, платежи с безналичными денежным средствами нельзя проводить в офлайн-режиме, тогда как ЦР предполагает такую возможность.

Стоит отметить, что применительно к «созданию» единиц ЦР действующее законодательство не употребляет термин «эмиссия»: в ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ [8] говорится об увеличении остатка ЦР на счёте ЦР. Следовательно, Банк России не «выпускает» ЦР в полном смысле этого слова, а конвертирует электронные денежные средства или средства с банковского счета в уникальные единицы ЦР. При этом наличные денежные средства не могут быть конвертированы в ЦР, а ЦР не могут быть выданы в виде наличных денежных средств.

С наличными денежными средствами ЦР объединяет обеспеченность и выпуск Банком России, уникальность каждого ЦР, позволяющая чётко отслеживать их перемещение, и хранение в цифровом кошельке пользователя, а не на счетах банков [9]. ЦР будут реализованы на основе технологии блокчейн – выстроенной по определённым правилам цепочке блоков, которые содержат математически зашифрованную информацию о транзакциях, защищённую от подделки, не подлежащую копированию и изменению. При этом ЦР и платёжная система будут формироваться одним субъектом – Банком России, а не любыми заинтересованными лицами, как это происходит в случае с криптовалютами.

Отличают цифровую валюту от криптовалют и анонимность, которая в случае ЦР будет подконтрольной Банку России. Регулятор гарантирует конфиденциальность при использовании ЦР, но будет отслеживать все транзакции для обеспечения финансовой безопасности и борьбы с преступностью. Вопрос о лимитах является дискуссионным. В целях ограничения рисков ликвидности Банк России рассматривает возможность использования банками лимитных механизмов при операциях с ЦР. В отношении офлайн-операций рассматриваются разные варианты лимитов: по сумме остатка на офлайн-кошельке, на количество операций в офлайн-режиме и на сумму одной транзакции. Окончательное решение о размерах и форме лимитов будет принято по результатам пилотного тестирования офлайн-режима.

Анонимность – не единственное отличие ЦР от криптовалют. ЦР относится к фиатным деньгам – национальной валюте, обеспечение которой гарантирует государство и стоимость которой не зависит от стоимости материала, из которого она изготовлена [10]. Криптовалюты относятся к антифиатным деньгам и не могут являться легальным платёжным средством. Они не эмитируются и не обеспечиваются государством, отличаются высокой волатильностью, причём их курс колеблется без контроля со стороны регулятора или банков.

Криптовалюты, как и ЦР, основаны на технологии блокчейн и криптографических методах защиты, однако их отличает децентрализация: они не связаны единой валютной системой, а создаются непосредственно в памяти компьютеров, которые являются элементами единой сети [11]. Криптовалюты создаются в результате майнинга – процесса решения компьютерами, находящимися в разных частях света, математических задач. Отсутствие единого эмитента криптовалют обеспечивает их безопасность. Криптовалюты, в отличие от ЦР, не подвержены инфляции, однако их стоимость зависит от соотношения спроса и предложения и доверия к системе.

Поскольку цена на криптоактивы формируется на спекулятивных ожиданиях инвесторов, рынок криптоактивов подвержен образованию «пузырей», вследствие чего для потребителей возрастают риски финансовых потерь [12]. Эмиссия криптовалют не лимитирована, тогда как объём выпуска ЦР зависит от решения Банка России, который обеспечивает устойчивость и стабильность централизованного функционирования ЦР [13].

Децентрализованный характер эмиссии криптовалют и отсутствие правового регулирования способствуют развитию киберпреступности, представляющей реальную угрозу для функционирования крипторынка. На рынке криптоактивов наиболее распространены фишинг, мошенничество и хакерские атаки, в результате которых пользователи теряют значительные суммы, но не могут рассчитывать на защиту нарушенных прав ввиду отсутствия средств правовой защиты. Также правовую защиту пользователей осложняет транснациональный характер криптовалют и принадлежность участников рынка криптоактивов к различным юрисдикциям. В случае ЦР государство создаёт комфортную и безопасную инфраструктуру для оборота ЦР, защищает права и интересы всех потребителей данных активов.

Важное отличие ЦР от криптовалюты – возможность использования офлайн посредством цифровых кошельков, размещённых на мобильных устройствах [14]. Для совершения офлайн-операций клиенту открывается второй кошелёк в ЦР на мобильном устройстве, который можно пополнять путём перевода ЦР с онлайн-кошелька при наличии доступа к интернету. Данная возможность повышает доступность безналичных платежей, что в совокупности со скоростью и низкими транзакционными издержками при проведении расчётов, безопасностью и обеспеченностью со стороны государства делает ЦР более привлекательным для использования добросовестными хозяйствующими субъектами в ежедневных операциях по сравнению с криптовалютами [15].

Таким образом, ЦР объединяет свойства наличных и электронных денег и имеет особенности оборота и функционирования, такие как цифровая природа, эмиссия и обеспеченность Банком России, возможность использования онлайн и офлайн. Криптовалюты лишены данных характеристик и не являются средством платежа. ЦР, являясь вариантом национальной валюты, вобрал в себя лучшие черты криптоактивов и традиционных платёжных средств. Использование ЦР особенно перспективно в условиях санкционного давления, поскольку позволяет повысить финансовую безопасность государства и открывает новые возможности международной торговли.

Список литературы

  1. Трофимов Д.В. Преимущества и недостатки введения цифрового рубля // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 10. – С. 84-88.
  2. Алексеенко А.П., Мунгалов А.В. Цифровизация российского рубля. Введение новой формы российской валюты // NB: Административное право и практика администрирования. – 2022. – № 1. – С. 50-56. – DOI: 10.7256/23069945.2022.1.37778
  3. Концепция цифрового рубля. – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. – 31 с.
  4. Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452638/ (дата обращения: 20.01.2024).
  5. Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452645/ (дата обращения: 20.01.2024).
  6. Ситник А.А. Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2023. – Т. 18, № 8. – С. 20-36. – DOI: 10.17803/19941471.2023.153.8.020-036
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 19.01.2024).
  8. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платёжной системе» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/ (дата обращения: 19.01.2024).
  9. Коняхина Д.В., Нуждина А.В. Внедрение цифровых валют в мировую экономику: институциональные возможности и ограничения // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 133-138.
  10. Свечникова Н.В., Шильдина М.В. Цифровой рубль: теория и перспективы правового регулирования // Экономика. Право. Общество. – 2021. – Т. 6, № 3 (27). – С. 54-60. – DOI: 10.21686/2411-118X-2021-3-54-60
  11. Плехова Ю.О., Алдабаева М.С., Бацына Я.В. Цифровые деньги как фактор развития инновационной экономики // StudNet. – 2020. – Т. 3, № 8. – С. 313-325. – DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10118
  12. Санникова Л.В. Факторы риска использования криптоактивов в России и потенциал для их снижения // Финансовый журнал. – 2022. – Т. 14, № 6. – С. 124-138. – DOI: 10.31107/2075-1990-2022-6-124-138
  13. Шумилова В.В. Цифровой рубль Банка России как новая форма национальной валюты // Legal Concept. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 156-162. – DOI: 10.15688/ lc.jvolsu.2022.2.20
  14. Барашева Е.В., Пьянкова А.А., Степаненко А.С. Внедрение национальной цифровой валюты на территории российской федерации, технология офлайн-переводов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 11-1. – С. 129-131. – DOI: 10.23672/q7543-3495-1763-w
  15. Валова А.А. Цифровые валюты центральных банков и криптовалюты. Роль в соблюдении налогового законодательства // Налоги и налогообложение. – 2023. – № 3. – С. 10-20. – DOI: 10.7256/2454-065X2023.3.40712