УДК 33

Некоторые особенности формирования стратегии развития предприятий в условиях неопределенности внешней среды

Кузнецова Карина Александровна – магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация:

Ключевые слова:

Формирование грамотной стратегии играет одну из ключевых ролей в успешном и непрерывном развитии предприятия. Проанализировав различные подходы авторов к понятию «стратегия развития», можно обобщить, что она представляет собой некую совокупность задач, а также методов и способов их достижения, механизмов взаимодействия с окружающей средой и оказывающими на деятельность организации факторами, которая способствует (или должна способствовать) достижению установленных целей по развитию. Все компании осуществляют свою деятельность под влиянием факторов внутренней и внешней среды. Внутренняя среда организации формируется ее внутренней политикой, стратегией и управлением. В то же время внешняя среда функционирования организации — это совокупность всех внешних факторов, которые могут и обязательно оказывают влияние на ее деятельность. Внешняя среда организации является неотъемлемой частью ее окружения и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на ее деятельность. Успешное функционирование организации требует учета и адаптации к внешним условиям.

Ни для кого не секрет, что внешняя среда отличается своей постоянной изменчивостью, трудной предсказуемостью, нестабильностью, турбулентностью. По сравнению с внутренней средой, которая формируется на основании сценариев и стратегий развития и должна быть легко предсказуема и весьма конкретна, внешняя конъюнктура априори не может быть заранее полностью предопределена, поэтому имеет место такое понятие как «неопределенность внешней среды».

Неопределенность организационно-экономической системы означает, что возникает множество вариантов реализации неоднозначных событий или явлений, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия [1, с. 47].

Конечно, во все времена внешней среде была присуща некая степень неопределенности, однако в последние годы в России и мире наблюдается крайне высокая степень неопределенности, явившаяся последствием череды глобальных событий. Данное состояние можно назвать турбулентностью внешней среды, прогнозирование в условиях которого на какой-либо период усложняется до высочайшей степени и становится практически невозможным. В первую очередь это, конечно, отражается на условиях и эффективности ведения бизнеса, а также замедления деловой активности в целом. После кризиса всегда неизбежно начинается рост, однако, чем меньше уверенности у бизнеса в завтрашнем дне и чем ниже возможности прогнозирования, тем медленнее и неохотнее будет оживляться экономика, стараясь «попридержать» ресурсы при себе до большей ясности направления их выгодного вложения.

В таких условиях нельзя переоценить важность и жизненную необходимость стратегического планирования, которое должно приобрести некоторые характерные черты и особенности.

Так, существуют концепции, такие, как VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity), BANI (Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible), SHIVA (Split, Horrible, Inconceivable, Vicious, Arising), весьма емко описывающие современный мир. Они задают ключевые черты и характеристики любого действия, реализуемого в условиях сегодняшнего мира: эти черты должны быть направлены на нейтрализацию и борьбу с негативными свойствами современной реальности.

Так, в изменчивом (volatility), нелинейном (nonlinear), двусмысленном (ambiguity) и хрупком (brittle) мире стратегическое планирование непременно должно становится гибким - вероятно, это одна из главных черт, которые должны быть присущи стратегии развития любого предприятия сегодня. Business agility – это некая модель построения и функционирования компании, которая охватывает сразу все сферы и процессы, позволяя организации становиться способной подстроиться под меняющийся мир.

Модель включает в себя следующие разделы:

  • отзывчивость и фокус на клиенте;
  • культура вовлечения;
  • реализация ценности проекта;
  • гибкость в работе;
  • управление с заботой о людях [2].

Для успешного функционирования компании должны понимать свою миссию и ценность, иметь четкое представление о том, зачем они совершают те или иные действия. Также необходимо отметить важность тщательного и всеобъемлющего сбора информации для обоснования принятия тех или иных решения, чтобы бороться с непостижимостью и сложностью нашего мира.

Кроме того, в тенденциях модели Business agility можно отметить ценность ориентации на человека (как клиента, так и сотрудника). Человеческий капитал сегодня приобретает особую важность в стратегическом развитии, так как эмоциональное единство и поддержка крайне важны в неблагоприятных условиях внешней среды и нарастающей тревоги.

Таким образом, на взгляд автора, в сегодняшних реалиях компаниям для устойчивого роста необходимо уделять повышенное внимание формированию стратегий, а также стремлению к гибкости и умению подстраиваться под бесконечные изменения внешней среды. Такова новая реальность, наша цель – научиться эффективно с ней взаимодействовать.

Список литературы

  1. Гладков Н. И. Стратегическое управление в условиях неопределенности и высокой турбулентности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-v-usloviyah-neopredelennosti-i-vysokoy-turbulentnosti (дата обращения: 19.01.2024).
  2. Domains of business agility [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://businessagility.institute] (дата обращения: 19.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: