УДК 33

Реформа управления государственными компаниями в Китае

Чжан Мин – студент Азербайджанского государственного промышленно-нефтяного университета (г. Баку, Азербайджан)

Аннотация: Государственные предприятия составляют основу экономики Китая. Продолжающееся реформирование государственных предприятий Китая является важнейшей частью будущего страны. Повышение конкурентоспособности государственных предприятий и превращение их в предприятия мирового класса является центральной чертой экономического планирования Китая. В статье рассмотрены основные направления возможной будущей реформы.

Ключевые слова: экономическое развитие, Китай, государственные предприятия, управление.

Продолжающееся реформирование государственных предприятий Китая (ГП) является важнейшей частью будущего страны. Повышение конкурентоспособности государственных предприятий и превращение их в предприятия мирового класса является центральной чертой экономического планирования Китая. Свидетельством прогресса, достигнутого на сегодняшний день, является тот факт, что государственные предприятия Китая заняли 82 из 129 мест в списке Fortune Global 500 крупнейших корпораций мира по выручке в 2019 году.

Государственные предприятия Китая претерпели ряд прогрессивных реформ с 1970-х годов. Начинаясь как контролируемые государством фабрики, государственные предприятия начали преобразовываться в модель современных корпораций в 1990-х годах. В 2003 году была создана Комиссия по надзору за государственными активами и управлению ими (SASAC) для финансирования и регулирования нефинансовых государственных предприятий, которые в конечном итоге были сгруппированы в три категории: ключевые отрасли, опорные отрасли и обычные отрасли. В зависимости от их роли в программах национальной безопасности и экономического развития Китая, каждая категория имела разный уровень контроля со стороны правительства, при этом наибольшему контролю подвергались госпредприятия “ключевой отрасли”.[1]

В 2013 году правительство активизировало слияние крупных госпредприятий и разрешило программы смешанного владения, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Реформы 2013 года, которые были усилены в 2015 году, также перевели роль правительства в государственных предприятиях с “управления активами” на “управление капиталом”. Это привело к ограничению роли правительства стратегическим распределением государственного капитала и сокращению его прямого вмешательства в повседневную деятельность государственных предприятий с целью повышения общей эффективности этих предприятий.

Правительственная модель “управления капиталом” была конкретизирована в 2017 году с введением схемы группировки с тремя классификациями – группы промышленных предприятий, инвестиционные группы и операционные группы. При такой структуре правительство больше не будет напрямую управлять коммерческой деятельностью отдельных госпредприятий, а только инвестиционными и операционными группами, определяя общее стратегическое направление деятельности госпредприятий и распределяя капитал в соответствии с их потребностями. [2]

Сегодня государственные предприятия позиционируются как основная движущая сила экономического и технологического будущего Китая. Текущая программа реформ недвусмысленно направлена на то, чтобы сделать государственные предприятия “сильнее, лучше и масштабнее”. Подход заключается в следовании тому, что SASAC окрестил "zhuada fangxiao " ("хватай большое, освобождай малое"), что значительно сократило число малых госпредприятий за счет приватизации и продажи активов, в то же время увеличивая размер госпредприятий, которые считаются стратегически важными для экономики государства8.

Видение госпредприятий можно кратко изложить в заявлении SASAC, опубликованном в конце 2019 года: “Основное внимание будет уделяться наращиванию технологических инноваций госпредприятиями и максимальному использованию госпредприятий для поощрения инноваций и развития передового производственного сектора” [3].

Реформы, необходимые для достижения этих целей, многогранны. По словам председателя КНР Си Цзиньпина, правительство будет “способствовать укреплению, совершенствованию и расширению государственного капитала, эффективно предотвращать потерю государственных активов, углублять реформу госпредприятий, развивать экономику со смешанной формой собственности и культивировать конкурентоспособные на глобальном уровне фирмы мирового класса”.

Важно отметить, что в этом процессе не ко всем госпредприятиям будут относиться одинаково. Для оптимизации распределения ресурсов применяется тройной критерий определения госпредприятий, подлежащих реформированию. Будут выбраны только те госпредприятия, которые наиболее репрезентативны в своих отраслях, имеют наибольший потенциал для получения выгод и обладают наибольшей способностью успешно интегрировать реформы.

Для обеспечения эффективности реформ в целевых организациях необходимы определенные подготовительные мероприятия. К ним относятся государственные предприятия, изучающие рыночную среду, такую как конкурентный ландшафт; выявляющие отраслевые тенденции и соответствующим образом корректирующие свое стратегическое планирование; проводящие инвентаризацию существующих ресурсов в соответствии со своими бизнес-целями; и намечающие четкие долгосрочные цели развития. Эти рекомендации для госпредприятий призваны обеспечить получение ими максимальной выгоды от реализации реформ.

Смешанная форма собственности описывает способность инвестора получить финансовую долю в госпредприятии. Последствия требуют от госпредприятий сбалансировать интересы трех основных заинтересованных сторон. Первый - это сама компания и ее потребности в долгосрочном развитии, то есть данное госпредприятие не должно формировать портфель активов, который не соответствует его собственным интересам. Второй – это потенциальные инвесторы компании, интересы которых вращаются вокруг их способности получать прибыль от своих позиций. Третье – это правительство, которое хочет, чтобы реформы осуществлялись оптимальным и наиболее экономичным способом. Согласование интересов этих трех заинтересованных сторон имеет решающее значение для того, чтобы нынешние реформы принесли желаемые выгоды.

Корпоративное управление является еще одним стратегическим элементом текущих реформ. Поскольку государственные предприятия Китая “корпоратизировались”, то есть приняли характеристики и структуру современных корпораций, они также сохранили свою идентичность как части государственной экономики. Цель, стоящая за так называемой системой корпоративного управления “три группы и менеджмент”, заключается в продвижении государственных предприятий на рынок, повышении конкурентоспособности и подотчетности. “Три группы” относятся к акционерам, советам директоров и наблюдательным комитетам; в то время как измерение “менеджмент” относится к высшему руководству государственных предприятий. Важно отметить роли и интересы каждого из них.

Реформа смешанной собственности может быть осуществлена полностью или поэтапно, в зависимости от того, что является наиболее подходящим. Критерии для определения подхода к реализации зависят от состава активов в портфеле данного госпредприятия и от того, нужно ли продавать какие-либо активы, прежде чем принимать инвестиции; от налоговых последствий внедрения реформ смешанной собственности для конкретного госпредприятия; и от того, были ли обнародованы четко определенные инвестиционные требования для инвесторов. В совокупности эти меры помогут правительству совместно с государственными предприятиями определить, как наилучшим образом подойти к реализации.

Реформа госпредприятий продвигалась вперед с тех пор, как началась около 40 лет назад. Сегодня Китай рассматривает свой государственный сектор в качестве основного фактора роста во всех ключевых отраслях. Государственные предприятия, входящие в состав этих отраслей, могут получать все большую поддержку, поскольку они пытаются трансформировать свои бизнес-модели и повысить свою конкурентоспособность как внутри страны, так и за рубежом.

Список литературы

  1. Naughton B. Two Trains Running: Supply-Side Reform, SOE Reform and the Authoritative Personage // China Leadership Monitor, 2016, Issue 50.
  2. Naughton B. SOE Policy: Profiting the SASAC Way // China Economic Quarterly, June 2008: 19-26.
  3. Kowalski P., Büge M., Sztajerowska M., Egelandn M. State-Owned Enterprises: Trade Effects and Policy Implications // OECD Trade Policy Papers, 2013, No. 147.

Интересная статья? Поделись ей с другими: