УДК 33

Экономический путь развития китайской промышленности на примере автомобильной промышленности и электроники

Чжан Мин – студент Азербайджанского государственного промышленно-нефтяного университета (г. Баку, Азербайджан)

Аннотация: Цели промышленной политики Китая заключались в создании широкого спектра отраслей промышленности, при этом китайские компании постепенно производили товары большей технологической сложности и более высокой стоимости и постепенно становились более конкурентоспособными на мировом рынке. Эти цели в значительной степени были достигнуты. В данной статье на примере автомобильной промышленности и производстве электроники рассматривает экономический рост Китая.

Ключевые слова: экономическое развитие, Китай, автомобильная промышленность, электроника.

Цели промышленной политики Китая заключались в создании широкого спектра отраслей промышленности, при этом китайские компании постепенно производили товары большей технологической сложности и более высокой стоимости и постепенно становились более конкурентоспособными на мировом рынке. Эти цели в значительной степени были достигнуты.

 Китай превратился из производителя недорогого текстиля и дешевых потребительских товаров в 1980-х годах в страну с успешной и крупномасштабной автомобильной промышленностью, судостроением, машиностроением, электроникой, химикатами и точными приборами. Глобальная конкурентоспособность китайского производства неуклонно растет, о чем свидетельствует его растущая доля в мировом экспорте промышленной продукции. Исследования задокументировали, что интенсивность исследований и разработок в китайском экспорте, то есть его технологическая изощренность, также возросла [1]. Более того, растущая доля экспорта и положительное сальдо торгового баланса генерируются отечественными фирмами. На протяжении большей части 2000-х годов на долю иностранных предприятий приходилось более половины экспорта и целых две трети положительного сальдо торгового баланса. К 2014 году иностранная доля обоих компаний составляла менее половины, а к 2018 году на долю иностранных компаний приходилось 42% экспорта – все еще высокий показатель, но самый низкий с середины 1990-х годов.

Но Китай не был одинаково успешен во всех отраслях промышленности. В частности, он не всегда добивался успеха в обеспечении того, чтобы производство высокотехнологичных товаров контролировалось китайскими фирмами. Модель прямых иностранных инвестиций означает, что определенные отрасли были созданы в основном иностранными фирмами, и китайским компаниям иногда было трудно проникнуть на рынок.

 Двумя яркими примерами являются автомобили и электроника. С 2010 года Китай является крупнейшим в мире рынком легковых автомобилей, и практически все автомобили, продаваемые в Китае, производятся в Китае. По существу, существует два типа производителей: (1) совместные предприятия между крупными мировыми автопроизводителями и местными фирмами (как правило, государственными предприятиями) и (2) чисто местные частные автомобильные фирмы. Все всемирно известные американские, японские и европейские автопроизводители имеют совместные предприятия в Китае, и эти совместные предприятия доминируют в доходах и прибыли отрасли. Китайские фирмы производят около половины автомобилей, продаваемых в Китае, но в основном это бюджетные автомобили с очень низкой рентабельностью. Иностранные совместные предприятия контролируют около 80 процентов доходов отрасли. Китайские фирмы все чаще экспортируют свои автомобили на рынки Ближнего Востока, Центральной Азии и Латинской Америки с низким уровнем дохода, но им не удалось проникнуть в развитые страны, и в целом они не демонстрируют никаких признаков того, что способны повторить международный успех японских и корейских автопроизводителей [2].

Автомобильную промышленность следует иметь в виду при оценке заявлений о промышленном и технологическом превосходстве Китая. Как показывает практика, китайские компании по-прежнему далеки от достижения высочайших мировых стандартов в производстве продукции, требующей многоуровневых технологий, сложных производственных процессов и высокой степени точности. Другие примеры включают реактивные двигатели, самолеты (где Китай в течение многих лет безуспешно пытался разработать отечественные коммерческие самолеты), полупроводники и многие отрасли бытовой электроники. С другой стороны, китайские фирмы высококонкурентны в менее сложных наукоемких отраслях, и в частности в тех, в которых заказчиками являются в основном предприятия, а не потребители: автокомпоненты, оборудование для производства электроэнергии, оборудование для телекоммуникационных сетей и так далее.

 Электроника – еще один интересный пример. С одной стороны, это впечатляющая история успеха: на долю Китая в настоящее время приходится более 40 процентов мирового экспорта электронных товаров, таких как компьютеры и смартфоны, по сравнению с 5%в 2000 году. Но большая часть деятельности по производству электроники в Китае остается заключительной стадией сборки, где норма прибыли невелика, и даже эта деятельность в значительной степени контролируется иностранными предприятиями – особенно тайваньскими фирмами, из которых наиболее известна Foxconn (основной контрактный сборщик продукции Apple). Наиболее ценные компоненты технологической цепочки создания стоимости — проектирование и маркетинг конечных продуктов, проектирование интегральных схем и разработка оригинального программного обеспечения – остаются в руках таких мировых гигантов, как Apple, Samsung, Intel и Microsoft.

Настойчивые усилия китайского правительства по привлечению местных конкурентов для этих компаний потерпели неудачу. Сегодня в Китае нет всемирно значимых фирм-разработчиков программного обеспечения и лишь небольшая горстка важных компаний, производящих аппаратное обеспечение. Двумя интересными примерами последних являются производитель телекоммуникационного сетевого оборудования Huawei и производитель смартфонов Xiaomi.

 Huawei и Xiaomi развивались, используя бизнес-модель, которую можно описать как «80% качества за 60% цены». Фирмы, подобные этой, производят надежное оборудование с функциональностью, которая уступает передовым, но все еще достаточно хороша для большинства покупателей – и по непревзойденной цене. Это делает их продукцию очень привлекательной для большого числа клиентов, которые хотят идти в ногу с технологическими тенденциями, но не могут позволить себе самое современное: бедные страны, которым нужны приличные сети сотовой связи, или китайцы с низким уровнем дохода, которые хотят смартфон, но не могут выложить 700 долларов за iPhone. Многие успешные китайские промышленные фирмы используют вариант этой бизнес-модели, используя низкие производственные издержки Китая и экономию за счет масштаба, чтобы предлагать надежную продукцию по низкой цене. Это позволяет им генерировать большие объемы продаж, но их норма прибыли невелика. По сути, они являются последователями технологий, а не технологическими лидерами.

Недавно Huawei доказала, что является важным исключением из этого обобщения. С 1990-х годов компания инвестировала 10 процентов своих годовых доходов в исследования и разработки и является крупнейшим поставщиком интеллектуальной собственности для технологии «пятого поколения» (5G) для мобильных сетей, внедрение которой начнется в 2020 году. Это настоящий технологический лидер, который превзошел своих европейских конкурентов и стал крупнейшим в мире производителем оборудования для телекоммуникационных сетей; инсайдеры отрасли считают ее технологию лидирующей [3]. Несмотря на это, она по-прежнему сильно зависит от импорта американских полупроводников и стала ключевой мишенью в растущем торговом и технологическом соперничестве между Соединенными Штатами и Китаем.

Экономический путь Китая остается динамичным и интересным примером трансформации страны от аграрного общества  к мировой экономической державе за относительно короткий промежуток времени, хотя и сохраняются определенные проблемы.

Список литературы

  1. Brandt L., Rawski T., Sutton, China’s Industrial Development, Cambridge University Press, 2008.
  2. Anderson G.E. Designated Drivers: How China Plans to Dominate the Global Auto Industry, Hoboken, NJ: John Wiley, 2012.
  3. Anderson G.E. Fat Profits, Fat Failures // China Economic Quarterly, June 2012: 43-47.

Интересная статья? Поделись ей с другими: