УДК 336.2.027

Особенности аудита эффективности использования бюджетных средств

Гучигов Ахмад Рустамович – магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация. Тема контроля эффективности использования бюджетных средств является актуальной и важной, особенно в современных условиях экономической неопределенности и финансовых ограничений. Контроль за процессом и направлениями использования бюджетных средств является неотъемлемой частью финансового управления и позволяет обеспечить эффективное расходование как государственных, так и муниципальных финансов. В настоящей статье рассмотреть особенности проведения аудита эффективности использования бюджетных средств.

Ключевые слова: Контроль, особенности, аудит, повышение эффективности, бюджетные средства.

Принимая во внимание положения Лимской декларации, необходимо отметить, что аудит эффективности представляет из себя проверку того, в какой степени эффективно, полно и экономно расходуются средства, выделенные государством [1]. Данный вид аудита выступает в качестве одного из видов контроля, которому присущи специфические организационные, а также административные аспекты управления.

Рассматривая сущность принципа эффективности использования средств, выделенных из бюджета, необходимо отметить, что в процессе разработки и реализации бюджета участники бюджетного процесса должны руководствоваться необходимостью достижения наилучшего результата поставленного бюджетного задания при наименьших затратах бюджетных средств с учетом имеющихся у них бюджетных полномочий (ст. 34 БК РФ)[2]. С учетом сказанного выше аудит эффективности реализации средств, выделенных из бюджета, предполагает проверку следующих аспектов:

  • насколько экономно использованы бюджетным учреждением средства в рамках достижения поставленных целей;
  • насколько результативно бюджетным учреждением достигнуты поставленные цели и плановые показатели с учетов выделенных из бюджета средств;
  • насколько продуктивно реализуются трудовые, материальные и иные ресурсы бюджетным учреждением в рамках поставленных целей.

Аудит эффективности представляет собой процесс систематической оценки и анализа результатов освоения бюджетных средств с целью определить, насколько эффективно и эффективно были использованы данные средства. Он помогает оценить, были ли достигнуты заданные цели и результаты, определить причины отклонений и разработать рекомендации для улучшения эффективности использования бюджетных средств.

Основные особенности аудита эффективности включают следующее[3]:

  1. Целевая ориентированность: аудит эффективности направлен на оценку достижения поставленных целей и результатов освоения бюджетных средств. Он анализирует, насколько эти цели были достигнуты и в какой мере бюджетные средства были использованы для их достижения.
  2. Сравнительный подход: аудит эффективности основан на сравнении фактических результатов с заданными показателями и нормативами. Он определяет отклонения от плана и анализирует их причины.
  3. Комплексность: аудит эффективности охватывает все аспекты освоения бюджетных средств, включая планирование, реализацию, контроль и оценку результатов. Он анализирует такие аспекты, как эффективность использования средств, качество достигнутых результатов, соответствие затрат и результатов и т. д.
  4. Процессуальность: аудит эффективности проводится по определенным процедурам и методикам. Он включает сбор и анализ информации, оценку достигнутых результатов, выявление и анализ отклонений, а также разработку рекомендаций по улучшению эффективности.

Аудит эффективности имеет важное значение в оценке результативности освоения бюджетных средств по нескольким причинам[4]:

  1. Он позволяет оценить эффективность использования средств, выделенных из бюджета, и определить, были ли достигнуты поставленные цели и результаты. Это помогает оценить эффективность деятельности организации и принять меры по улучшению ее работы.
  2. Аудит эффективности помогает идентифицировать причины отклонений от плана и разработать рекомендации для улучшения эффективности использования бюджетных средств. Он выявляет недостатки в планировании, реализации и контроле освоения средств и предлагает способы их преодоления.
  3. Аудит эффективности способствует повышению прозрачности и открытости освоения бюджетных средств. Он позволяет оценить эффективность использования средств и предоставить информацию заинтересованным лицам о результатах работы организации.
  4. Он помогает повысить управляемость и ответственность в освоении бюджетных средств. Аудит эффективности выявляет проблемные места и недостатки в деятельности организации, что позволяет принять меры для их устранения и сделать освоение бюджетных средств более эффективным и эффективным.

Таким образом, аудит эффективности играет важную роль в оценке результативности освоения бюджетных средств. Он позволяет оценить эффективность использования средств, выявить причины отклонений и разработать рекомендации для их устранения. Это способствует повышению эффективности и эффективности деятельности организации и улучшению использования бюджетных средств.

Рассматривая различные виды аудита, необходимо отметить, что аудит того, насколько эффективно используются средства, выделенные из государственного или муниципального бюджета, существенно отличается от иных видов аудита по различным критериям (Таблица 1).

Таким образом, аудит эффективности характеризуется следующими отличительными чертами:

  1. Ориентация на результаты: Основной целью аудита эффективности является оценка достижения поставленных результатов. Сравнивая с финансовым аудитом, ориентированным на финансовых отчетах и документации, аудит эффективности оценивает результативность в достижении целей и задач с использованием бюджетных средств.
  2. Широкий спектр оценки: Аудит эффективности охватывает все аспекты деятельности организации, включая планирование, реализацию и контроль. Он анализирует, насколько эффективно управляются ресурсы, как эффективно используются бюджетные средства и насколько достигнуты поставленные цели и результаты.
  3. Анализ причин и рекомендации: В отличие от других видов аудита, аудит эффективности включает анализ причин отклонений от плана и разработку рекомендаций для улучшения эффективности. Он идентифицирует проблемные места и недостатки в деятельности организации и предлагает способы их преодоления.
  4. Сравнительный анализ: Аудит эффективности основан на сравнении фактических результатов с заданными показателями и нормативами. Он выявляет отклонения от плана и анализирует их причины. Сравнивая с финансовым аудитом, ориентированным на проверке соответствия финансовой отчетности стандартам и правилам, аудит эффективности сравнивает фактические результаты с плановыми и нормативными показателями.
  5. Ориентация на улучшение: Целью аудита эффективности выступает как оценка достижения поставленных целей, так и разработка мероприятий по совершенствованию эффективности использования средств из бюджета. Сравнивая с иными видами аудита, которые склонны к выявлению ошибок и нарушений, основной акцент в аудите эффективности делается на поиске возможностей для оптимизации деятельности и повышения результативности.

В целом, аудит эффективности ориентирован на результаты, отличается широким спектром оценки, анализом причин и рекомендациями для улучшения, сравнительным анализом и ориентацией на улучшение результатов. Он предоставляет ценную информацию для принятия управленческих решений и улучшения деятельности организации.

Таблица 1. Отличительные черты аудита эффективности

Критерии

Пояснения

Объект правоотношения

При аудите эффективности объектом правоотношения выступает обеспечение эффективности и экономности использования государственных финансовых и материальных ресурсов

Содержание правоотношения

Публичный характер правоотношений между контрольным органом и распорядителем (получателем) государственных финансовых и материальных ресурсов, вследствие чего контрольный орган вправе, а получатель государственных средств обязан совершить все действия, необходимые для достижения результата контроля

Предмет правоотношения

При аудите эффективности предметом правоотношения выступают государственные финансовые и материальные ресурсы, используемые уполномоченным органом государственной власти, учреждением или организацией

Ориентация на результаты

Основной целью аудита эффективности является оценка достижения поставленных результатов. В отличие от финансового аудита, который сконцентрирован на финансовых отчетах и документации, аудит эффективности оценивает результативность в достижении целей и задач с использованием бюджетных средств

Анализ причин и рекомендации

В отличие от других видов аудита, аудит эффективности включает анализ причин отклонений от плана и разработку рекомендаций для улучшения эффективности. Он идентифицирует проблемные места и недостатки в деятельности организации и предлагает способы их преодоления

Сравнительный анализ

Аудит эффективности основан на сравнении фактических результатов с заданными показателями и нормативами. Он выявляет отклонения от плана и анализирует их причины. В отличие от финансового аудита, который сконцентрирован на проверке соответствия финансовой отчетности стандартам и правилам, аудит эффективности сравнивает фактические результаты с плановыми и нормативными показателями

Принимая во внимание изложенное выше, необходимо отметить, что аудит эффективности характеризуется наличием юридического характера правоотношений, возникающих между участниками контроля и не может проводится в рамках тех принципов, которые характерны для финансового контроля и аудита.

Структура аудита эффективности в общем виде включает в себя следующие группы элементов:

  • анализ реализации средств, выделенных из бюджета, организацией в рамках совершенствования их эффективности;
  • определение проблем использования средств, выделенных из бюджета, организациями и разработка мер по их ликвидации;
  • превентивный анализ резервов для наиболее эффективной реализации финансов.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об аудиторской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н (ред. от 09.11.2021) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Аудит : учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 281 с.
  5. Аудит и финансовый анализ : монография / И.Ю. Скляров [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — 188 c.
  6. Белозерцева И.Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности: учебное пособие / Белозерцева И.Б.. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 319 c.
  7. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов: монография / И.Ю. Федорова [и др.].. — Москва : Дашков и К, 2020. — 242 c.

[1] Лимская декларация принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.ach.gov.ru

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=454253&dst=100001#g4e4sqTLX8QfgEVF

[3] Аудит и финансовый анализ : монография / И.Ю. Скляров [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — С. 29-30.

[4] Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов: монография / И.Ю. Федорова [и др.].. — Москва : Дашков и К, 2020. — С. 111.

Интересная статья? Поделись ей с другими: