УДК 342.5

Борьба с теневым рынком алкогольной продукции в России

Семко Юлия Николаевна – студент магистратуры факультета Экономики и управления Российского государственного социального университета

Аннотация: В этой статье анализируется теневой рынок алкоголя в России и его последствия для экономики и здравоохранения. Исследование сфокусировано на оценке эффективности государственных мер по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя, их влиянии на сокращение экономических убытков, улучшение общественного здоровья и уменьшение алкогольной преступности. Работа выявляет недостатки в существующем регулировании алкогольного рынка и предлагает усовершенствования в государственной политике, включая комплексный подход, объединяющий законодательные инициативы с образовательными программами для повышения осведомленности населения об опасностях контрафактного алкоголя.

Ключевые слова: алкогольный рынок, государственное регулирование, оборот алкогольной продукции, административный контроль.

Теневой рынок алкоголя в России представляет значительную проблему, оказывающую комплексное воздействие на экономику и общественное здоровье. Нелегальное производство и оборот алкоголя приводят к упущенным налоговым доходам, угрожают здоровью населения из-за распространения некачественных и опасных продуктов, и способствуют росту преступности. Эта проблема требует глубокого анализа и разработки эффективных мер государственного регулирования.

Целью исследования является анализ мер, принимаемых государственными органами власти России для борьбы с теневым рынком алкогольной продукции, включая оценку их эффективности и влияния на экономику и общественное здоровье. Исследование направлено на идентификацию проблем и пробелов в существующей системе регулирования, а также на разработку предложений по оптимизации государственной политики в этой области, учитывая социально-экономические и здравоохранительные аспекты.

Теневой рынок алкогольной продукции в России оказывает существенное влияние на экономику страны и общественное здоровье. Согласно исследованиям, на теневой рынок приходится от 30 до 40% всего рынка алкоголя в России [3]. Это включает в себя незарегистрированное потребление, такое как употребление самогона, а также суррогатов, включая аптечные настойки и бытовую химию, производство которых является легальным.

Существование теневого рынка представляет угрозы как для здоровья потребителей, так и для экономики в целом. К примеру, теневой рынок наносит ущерб легальным производителям и продавцам алкоголя, а также государству в целом, влияя на снижение инвестиционной привлекательности алкогольной отрасли. Это, в свою очередь, ведёт к сокращению инвестиций в смежные отрасли, такие как сельское хозяйство и упаковка. Кроме того, факторы, такие как падение социального уровня граждан и переход части из них в серую зону, а также низкая культура употребления алкоголя, способствуют стабильности теневого рынка.

Меры по снижению доступности алкогольных напитков и антиалкогольная политика могут оказывать влияние на уровень преступности, связанной с употреблением алкоголя. В частности, исследования показывают нелинейную зависимость между уровнем цен на алкоголь и преступностью в регионах. Повышение цен на алкоголь может вести к снижению уровня преступности, связанного с его употреблением.

В ответ на эти вызовы, правительство России активизировало антиалкогольную политику, включая ценовые, ограничительные и информационные меры. Эффективность этих мер определяется не только изменениями в объёмах и внешних эффектах потребления алкоголя, но также и отношением населения к принимаемым мерам.

В текущей экономической ситуации, значимость алкогольной индустрии в контексте финансового вклада в бюджет государства неоспорима. Особую важность приобретает исследование влияния этой отрасли как на экономику, так и на социальные аспекты общества. Наблюдается тенденция сосредоточения внимания государственных органов в основном на строгом регулировании рыночных операций, при этом упуская из виду социальные последствия, такие как риски злоупотребления алкогольными напитками. В то время как рынок алкоголя продолжает расширяться, это сопровождается негативными социальными эффектами, включая сокращение населения страны [6].

Глубокий анализ государственного управления алкогольной отраслью необходим для оценки его влияния на экономическое процветание и потребительскую безопасность. Это также включает борьбу с нелегальным рынком. Предлагается, что государственные усилия должны сосредоточиться на минимизации социально-экономических рисков от употребления алкоголя, особенно среди трудоспособного населения. Динамичное развитие алкогольной отрасли в России, даже во время пандемии COVID-19, где она заняла третье место по экспорту алкоголя в мире, подчеркивает необходимость сбалансированного регулирования.

Однако высокие акцизные ставки, являющиеся значительным источником доходов бюджета, могут сдерживать развитие рынка качественных алкогольных продуктов и способствовать распространению суррогатов, что представляет опасность для здоровья населения. Наличие "теневого рынка" алкоголя требует от государства дополнительных мер защиты потребителей.

В 2016 году была предпринята попытка решения этой проблемы путем внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для контроля за объемом производства и оборота алкоголя. Однако введение этой системы также вызвало определенные трудности, включая технические неполадки и недостаток квалифицированных специалистов для работы с ней, что привело к финансовым потерям на ранних этапах ее внедрения [5].

С внедрением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в алкогольной отрасли произошли значительные изменения. Изначально система привела к определенным трудностям: увеличению сроков выполнения заказов, перебоям в поставках и подъему розничных цен на 10-20%. Однако, со временем ЕГАИС стала ключевым элементом в регулировании отрасли, как это отражено в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ [8]. Согласно этому закону, ЕГАИС обеспечивает учет производства и оборота алкогольной продукции, гарантируя прозрачность поставок от производителя до конечного потребителя и соответствие продукции стандартам качества ГОСТ.

Это нововведение позволило улучшить контроль за качеством продукции, однако для многих законопослушных участников рынка адаптация к новым требованиям оказалась сложной и ресурсоемкой задачей. Некоторые из них не смогли соответствовать установленным стандартам и были вынуждены либо закрыться, либо перейти в теневой сектор.

Тем не менее, несмотря на первоначальные трудности и текущие успехи в контроле за оборотом алкогольной продукции, процесс усиления государственного регулирования этого сектора продолжается. Сейчас акцент смещается на формирование комплексного подхода к правовому регулированию алкогольного рынка, который включает в себя не только федеральный, но и региональный уровни управления. Это направление развития предполагает более тесное взаимодействие между различными уровнями власти для более эффективного контроля и управления алкогольным рынком.

Существует необходимость смены акцента в государственном регулировании алкогольного рынка с упором на социально-экономические последствия [1]. Действия властей иногда могут усложнять работу алкогольной промышленности, приводя к дестабилизации рынка. Предлагается направить административные меры на укрепление позиций легальных производителей и одновременно снизить потребление среди наименее защищенных слоев населения. Государству важно совмещать поддержку легального рынка с защитой потребителей от некачественной продукции, формируя понимание необходимости умеренного потребления алкоголя, что требует координированных действий на всех уровнях власти.

Сотрудники правоохранительных органов активно борются с распространением фальсифицированных спиртных напитков, выявляя нелегальные производства и изымая контрафактную продукцию. Однако несмотря на их усилия, поддельный алкоголь иногда проникает в розничные магазины, создавая риск для здоровья потребителей. Среди методов нелегального производства распространены кустарные методы, где спиртосодержащие напитки изготавливаются в домашних условиях или гаражах, и затем распространяются через личные контакты.

Не менее опасны и более крупномасштабные производства, использующие арендованные склады и дешевую рабочую силу для производства крепких напитков, в том числе подделок известных марок виски и бренди. Особенно тревожны случаи, когда нелегальное производство организуется на официальных заводах вне рабочих часов, используя те же бутылки и крышки, но без акцизных марок. Эти продукты часто продаются по сниженной цене, но без гарантий безопасности.

Основной риск нелегального алкоголя заключается в использовании вредных компонентов, таких как метанол, что может привести к серьезным заболеваниям и даже смерти. В связи с этим возникают вопросы о необходимости ужесточения законодательства и усиления мер по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции, включая повышение ответственности за производство и распространение контрафактной продукции. Также обсуждается важность информирования общественности о рисках употребления поддельного алкоголя и о том, как распознать контрафактную продукцию [4].

В России активно ведется борьба с нелегальным производством и распространением фальсифицированного алкоголя. Правоохранительные органы регулярно пресекают деятельность преступных групп, занятых в подпольном производстве и сбыте контрафактной продукции в различных регионах. Примеры включают изъятие 13 тысяч литров немаркированного алкоголя в Запорожской области, обнаружение подпольных цехов и складов с поддельной водкой в Волгоградской области, выявление группы в Воронежской области с 34,5 тысячами бутылок фальсификата и кустарное производство водки в Челябинской области. Также были обнаружены масштабные производства суррогата в Санкт-Петербурге и Пушкине, а в Крыму пресечена деятельность по розливу поддельного алкоголя под известными брендами. Эти действия подчеркивают серьезность проблемы нелегального алкоголя и необходимость комплексного подхода для ее решения, включая просвещение населения и усиление законодательства.

В сфере борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в России, полиция демонстрирует значительную активность. Статистика 2022 и 2023 годов указывает на выявление и пресечение тысяч противоправных действий в данной области. В 2022 году было зарегистрировано 69 129 правонарушений, связанных с этиловым спиртом и алкогольной продукцией, в результате чего возбуждено 3062 уголовных дела и составлено 64 476 протоколов об административных нарушениях. Аналогично, в первой половине 2023 года зафиксировано 29 638 злодеяний, с возбуждением 1714 уголовных дел.

Специальная операция «Алкоголь», проведённая в мае 2023 года, привела к обнаружению 24 незаконных производств и возбуждению 452 уголовных дел. Значительное снижение поставок этанола на нелегальные производства отмечено, однако использование опасного метилового спирта (метанола) в нелегальном производстве продолжает быть серьёзной проблемой [7].

В ответ на это, МВД России участвует в разработке нормативно-правового регулирования, направленного на борьбу с незаконным оборотом метанола. В апреле 2023 года Государственной думой был принят законопроект, вводящий уголовную ответственность за незаконный оборот метанола, с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы и штрафом до миллиона рублей.

ГУЭБиПК МВД России также принимает участие в разработке законопроектов Минпромторга России, касающихся государственного регулирования производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, а также предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях.

Эти меры отражают непрекращающиеся усилия правоохранительных органов по декриминализации сферы производства и оборота алкогольной продукции, направленные на устранение нелегального производства и обеспечение безопасности потребителей.

В России на складах Росспиртпрома скопилось значительное количество конфискованного оборудования для производства алкоголя и миллионы литров нелегально произведённой продукции. Это оборудование и продукция хранились в течение нескольких лет, влекя за собой значительные расходы бюджетных средств на их досудебное хранение, которые ежемесячно составляли более 70 млн рублей.

Для решения этой проблемы в апреле 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон, который упрощает и ускоряет процесс уничтожения изъятого нелегального алкоголя, сырья, полуфабрикатов, тары, а также технологического оборудования, используемого для его производства. Этот шаг направлен на сокращение расходов федерального бюджета на хранение изъятых товаров [2].

Согласно новому нормативно-правовому акту, Росалкогольрегулированию предоставлено право до 1 июня 2025 года принимать решения об уничтожении спиртосодержащих напитков и сопутствующих материалов, если они хранятся на складах Росспиртпрома более трех лет или истек срок годности продукции, либо гарантийный период хранения тары. В случае, если конфискованные предметы являются вещественными доказательствами в судебных процессах, их утилизация будет осуществляться в соответствии с решением суда.

Теневой рынок алкоголя в России представляет собой серьезную проблему, оказывающую многогранный негативный эффект на экономику и здоровье общества. С одной стороны, нелегальное производство и оборот алкоголя ведут к значительным потерям государственных доходов, с другой - создают угрозу для здоровья населения из-за распространения некачественных продуктов. Кроме того, этот рынок способствует усилению преступности, связанной с алкоголем.

Принимаемые государством меры, включая антиалкогольную политику, усиление контроля и информационные кампании, направлены на снижение доступности и потребления алкоголя, а также на борьбу с нелегальным рынком. Однако для достижения значимых результатов требуется комплексный подход, включающий не только регулирование и контроль, но и образовательные инициативы, а также усиление законодательных мер.

Особое внимание уделяется проблеме хранения и уничтожения изъятой нелегальной продукции, что облегчается новым законодательством, позволяющим более эффективно и экономично управлять этими процессами. Эти действия демонстрируют решимость государства в противодействии теневому рынку алкоголя, однако необходима постоянная работа и адаптация к изменяющимся условиям для достижения устойчивых результатов в этой борьбе.

Таким образом, борьба с теневым рынком алкоголя в России требует совместных усилий государства, общества и всех заинтересованных сторон, а также постоянной оценки эффективности принимаемых мер и их корректировки с учетом текущей ситуации.

Список литературы

  1. Баландин Д. А. Об отдельных последствиях реализации положений законодательства об обороте алкогольной продукции в Российской Федерации //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 6. – С. 93-99.
  2. В России разрешили уничтожать нелегальный алкоголь без решения суда // [электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20230428/alkogol-1868515949.html (дата обращения: 14.01.2024).
  3. Долю теневого рынка алкоголя в РФ оценили в 30-40% // [электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/675299 (дата обращения: 14.01.2024).
  4. Криминальный привкус алкоголя // [электронный ресурс] URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/spetsdose/kriminalnyy-privkus-alkogolya/ (дата обращения: 14.01.2024).
  5. Плотунова Ж. А., Комова О. С. Регулирование алкогольного рынка в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) //Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2021. – Т. 1. – С. 231-234.
  6. Симонова Е. Е. Анализ проблем государственного регулирования алкогольного рынка в России //Гуманитарный научный вестник. – 2021. – №. 1. – С. 122-127.
  7. Татарстанские полицейские в ходе специальной операции изъяли 3 тысячи литров фальшивого алкоголя // [электронный ресурс] URL: https://realnoevremya.ru/news/281927-v-hode-operacii-policeyskie-rt-izyali-3-tysyachi-litrov-falshivogo-alkogolya (дата обращения: 14.01.2024).
  8. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изм. и дополнениями).

Интересная статья? Поделись ей с другими: