УДК 33

Тенденция развития страховой деятельности в условиях санкций и дефицита правового регулирования

Попов Иван Иванович  студент магистратуры Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация: В статье автор на основе открытых данных проводит анализ финансовой составляющей страхового рынка. Подробно рассмотрен такой институт страхового рынка, как ОСАГО. Автором акцентируется внимание на  факторы, влияющие на данный сегмент страхового рынка, которые сформировались в связи с санкционной политикой в отношении финансового сектора российской экономики.  Выявлены проблемы страхового сектора в сфере автострахования в России и предложены пути решения данных проблем.

Ключевые слова: автострахование, диверсификация рисков, инвестирование, ОСАГО, страхование, страховые премии.

2022 год оказался для России тяжелым под влиянием беспрецедентных санкций экономика страны столкнулась с множеством изменений. Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) было принято решение повысить ключевую ставку, что стало необходимым для снижения финансовых рисков. Такая мера повлекла за собой рост процентных ставок по кредитам и депозитам в банковских учреждениях.

Это повлияло на уменьшение величины страховых взносов по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ) и по тем продуктам, которые предлагаются клиентам вместе с выдачей ипотечного кредита – страхования жизни заемщика, страхования от несчастных случаев на производстве и заболеваний.

Основным фактором стабильности в сфере автострахования стала динамика сборов зависящая от объема премий.

В 2022 г. общий объем сборов по ОСАГО составил 273 млрд. рублей, данный показатель превысил объем сборов по ОСАГО в 2021 г. на 21%. Если говорить о сегменте ОСАГО в совокупном портфеле страховщиков, то его доля выросла до 15 % в 2022 г. относительно 12,5 % в 2021 г. Для сравнения объем сборов по КАСКО вырос на 7,6 %. Данная тенденция говорит о том, что увеличился общий объем страховых договоров и среднестатистическая страховая премия в данных сегментах института страхования, также на общий объем сборов по КАСКО повлияла линейка с ограниченным набором рисков и франшиз.

Проводя параллель с институтом страхования имущества, то необходимо сказать, что общий объем сборов то же вырос, но в данном сегменте страхового рынка преобладали секторы страхования имущества юридических лиц, а так же ответственности транспортных и логистических компаний.

Применительно к вышеизложенному необходимо сказать, что рост общего объема сборов в данном секторе страхования стал возможен благодаря увеличению финансовой оценки имущественных активов и росту страховых тарифов из-за увеличения перестраховочной защиты.

Анализируя статистику необходимо сказать, что страхование ответственности транспортных и логистических компаний в 2022 г. превысило общие темпы роста в сфере имущественного страхования и составило 22 %, и если апеллировать реальными сборами по страховым премиям, то сумма составила 29,5 млрд. рублей по публикациям агентства «Коммерсант», которое приводит данные Национального рейтингового агентства (НРА). Применительно к этому сектору института страхования, это стало возможным из-за изменения логистических маршрутов на фоне антироссийских санкций, соответственно изменению тарифов и финансовой оценки стоимости грузов.

Общая тенденция разворота российской экономики с запада на восток благотворно влияет на общий рынок страховых услуг, заставляя его соответствовать новым реалиям.

Основными лидерами в сфере страхования стали такие страховые компании, как: «Независимая страховая группа» – объем страховых сборов составил  4,9 млрд. рублей, «Ингосстрах» – объем страховых сборов составил 4,7 млрд. рублей и «Ренессанс Страхование» – объем страховых сборов составил 3,8 млрд. рублей.

В 2022 г. общий объем сборов в сфере страхования, по данным ЦБ РФ изменился незначительно по сравнению с 2021 г. и составил 1,8 трлн. рублей. Общий объем выплаченных страховых премий вырос по сравнению с 2021 г. на 12,1% до уровня 893 млрд. рублей (см. рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Страховые премии по видам страхования, млн. руб.

Развитие страхового рынка неразрывно связано с действиями Банка России.

Во-первых, регулятор планирует организовать процесс сбора статистической и топографической информации на договорной основе с участниками рынка, что позволит оценивать различные климатические риски, в том числе различных природных явлений и стихийных бедствий. В дальнейшем банки смогут учитывать такие риски в страховых продуктах, что может помочь снизить выплаты.

Во-вторых, для увеличения транспарентности планируется создание централизованной системы сбора, анализа и хранения информации рынка страховых услуг. Для функционирования такой системы, которая будет связывать все страховые компании, необходимо прямое участие регулятора, что обеспечит высокое качество информации и соблюдение стандартов защиты информации.

В связи с санкционными ограничениями российским компаниям был закрыт доступ к перестраховочным рынкам недружественных стран. Для решения этой проблемы в октябре 2022 г. страны ЕАЭС подписали соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании, а в мае 2023 г. документ был ратифицирован Советом Федерации.

Цель соглашения – страхование экспортных поставок и рисков. Кроме того, ЦБ рассматривает возможность разрешения выпуска «катастрофических» облигаций, выплаты по которым зависят от реализованных убытков по страховому портфелю.

Это позволит диверсифицировать риски, которые сейчас принимает только принадлежащая ЦБ Российская национальная перестраховочная компания.

Однако проблема данного вида ценных бумаг заключается в присвоении им рейтинга, раньше этим занимались иностранные агентства, которые ушли из России в 2022 году. Также возникает вопрос о наличии спроса на такие облигации в РФ, так как в западных странах их покупателями являются хеджфонды, деятельность которых в России не развита. В октябре 2022 г. стало известно, что ВТБ начал заниматься выпуском данного вида облигаций.

Также стоит отметить, что согласно «Основным направлениям развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов» Банка России развитие данного сегмента страхования ожидается в двух направлениях:

  1. Повышение уровня доверия граждан к страхованию жизни. Для этого регулятор планирует создание системы гарантирования. Гарантийный фонд будет формироваться за счет взносов страховых организаций и позволит выплачивать обязательства перед клиентами обанкротившейся компании.
  2. Создание нового для российского страхового рынка продукта – долевого страхования жизни.

Предполагается, что потребитель сможет сам выбирать инвестиционную стратегию. Это будет достигаться за счет открытых паевых инвестиционных фондов, что с одной стороны, не требует больших затрат на разработку и внедрение нового регулирования, а с другой – позволит воспользоваться существующими инструментами защиты инвестора.

За последний год сильно увеличился объем взносов по ОСАГО, темп прироста составил 21%. Основным драйвером роста этого сегмента стало расширение тарифного коридор в сентябре 2022, что увеличило среднюю стоимость полиса.

Кроме того, увеличение сборов по каско и ОСАГО произошло за счет роста стоимости автомобилей и запчастей, которые привели к росту средней премии и соответственно, росту стоимости страховок.

Для решений этой проблемы Банк России разрешил с сентября 2022г. включать в расчет цены аналогов «таких комплектующих надлежащего качества при отсутствия на рынке оригинальных деталей для автомобилей иностранного производства».

Рост взносов по страхованию автокаско на 7,6% был связан с изменением продуктовой и ценовой политик компаний, которые стали предлагать усеченные программы мини-каско. Спрос на такие продукты был обусловлен стремлением автовладельцев обезопасить себя от нехватки страхового возмещения по ОСАГО в условиях подорожания запчастей. Кроме того, страховщики выводили на рынок программы автокаско, заменяющие гарантии от производителей. Ожидается, что эффект расширения границ тарифов по ОСАГО сохранится и в первой половине 2023 года и прирост взносов в сегменте составит 7-8%. Также в 2023 году может произойти увеличение штрафов за отсутствие ОСАГО.

Более того, ожидалось введение проверки полисов с помощью камер фотовидеофиксации нарушений, однако в феврале 2023 стало известно, что запуск системы так и не произошел. Хотя отсутствуют технические проблемы реализации, возникает вопрос о защите персональных данных водителей. Для страховых компаний данное нововведение также не является однозначным решением проблемы. С одной стороны, такие меры будут способствовать сохранению объемов полиса. С другой, усилившийся контроль может привести к снижению средней премии в этом сегменте.

Итоги 2022 года показали, что страховщики в целом смогли адаптироваться к текущим реалиям. Поэтому сейчас в 2023 году понятно, куда двигаться, какими направлениями заниматься. Причем на этот год планируются действия, направленные не только на стабилизацию ситуации, но и на развитие рынка.

Драйвером технологического развития, предположительно, станет моторное страхование. В данном сегменте начнется запуск электронного урегулирования убытков – это очень существенное продвижение клиентских сервисов, и не только для ОСАГО. Идея в том, что страховая услуга становится полностью цифровой: от момента продажи полиса до урегулирования и получения выплат. Более того, соответствующие IT-системы страховщиков будут сопряжены с сайтом «Госуслуги», где тоже можно будет подавать документы на урегулирование по ОСАГО. Как показывает опыт, появление услуг полного цикла, замкнутых на удобное приложение в мобильном гаджете –это всегда мощный драйвер развития рынка.

Страховщики в 2023 году продолжают активно развивать технологические возможности, направленные на обеспечение дистанционных сервисов для клиентов. Особое внимание будет уделяться развитию онлайн-сервисов по урегулированию убытков, что позволит значительно сократить время и упростить процесс обращения за страховым возмещением. Кроме того, в 2023 году продолжает набирать обороты ряд законодательных инноваций, которые могут стать стимулом для роста спроса на новые продукты страхования жизни.

Государственные гарантии и новые возможности по персонализации продуктов также могут привлечь внимание новых клиентов. В то же время, после временного спада в 2022 году, ожидается умеренное восстановление спроса на продукты кредитного страхования.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев заявил, что за последние 3 года страховые компании дважды проявили устойчивость к внешним шокам. По словам эксперта, это говорит о зрелости страхового рынка. Он отметил, что важным фактором в адаптации страхового сектора к кризису являются своевременные действия ЦБ РФ и законодательных органов.

Регуляторные послабления и создание дополнительной перестраховочной емкости позволили быстро решить ряд проблем, образовавшихся после введения ограничений со стороны стран Европы, Великобритании и США.

Основные вызовы в 2022 году для страховых компаний состояли в увеличении страховых выплат, которые обусловлены ростом страховых случаев, ростом числа застрахованных клиентов и средней страховой суммы. В результате кризиса, специальной военной операции (СВО), интерес инвесторов, особенно иностранных, значительно снизился, что привело к оттоку иностранного капитала.

В долгосрочной перспективе сохраняется неопределенность касательно геополитических рисков и состояния финансового рынка. Рынок перестрахования существенно изменился ввиду ухода зарубежных перестраховщиков. Среди вариантов поддержания страховой отрасли России можно выделить изменение инвестиционной стратегии, выборочный рост тарифов, расширение продуктовой линейки, оптимизация расходов.

Автострахование в России продолжает оставаться важным инструментом защиты имущества владельцев автомобилей. Несмотря на некоторые проблемы, рынок автострахования в России имеет высокие экономические перспективы и будет продолжать развиваться в будущем. Помимо обязательного автострахования, в Российской Федерации действуют и дополнительные виды страхования, такие как КАСКО, ОСАГО и др.

Например, в 2021 году были введены изменения в законодательство, которые ужесточили наказание за управление транспортным средством без действующего полиса ОСАГО. Такие меры направлены на повышение ответственности автовладельцев и улучшение безопасности на дорогах. Экономические перспективы автострахования в России остаются достаточно хорошими. Несмотря на некоторые экономические трудности, страховые компании продолжают развиваться и предлагать новые услуги, а количество автовладельцев, приобретающих страхование, продолжает расти. В этой связи можно с уверенностью говорить о том, что автострахование в России является важным элементом не только для обеспечения безопасности на дорогах, но и для защиты интересов автовладельцев.

В целом, можно сказать, что в условиях нынешнего кризиса страховщики научились правильнее оценивать риски, а значит, страховой рынок в целом стал финансово устойчивее. Крайне важным фактором для совершенствования механизма ОСАГО считается улучшение доступности и качества страховых услуг, а также эффективное совершенствование юридических норм, которые будут соответствовать современным потребностям государства и общества в защите законных прав и интересов автовладельцев. Необходимо рассмотреть основные проблемы, которые возникают в результате подобной ситуации. В частности, это максимальный размер компенсации.

Несмотря на то, что он регулярно индексируется, возмещение вреда не покрывает все расходы. Это связано с основными проблемами в виде стоимости автомобилей – в настоящий момент она нередко превышает размер компенсации в несколько раз. Также, с тем фактом, что нормы часов на выполнение ремонтных работ не соответствуют реальным, к тому же цена деталей может быть преуменьшена.

В результате любого ДТП владелец транспортного средства несет расходы. Решением проблемы может быть более детальная проработка законодательства. В частности, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может быть универсальным. В настоящий момент оно индексируется недостаточно. В результате аккуратные владельцы недорогих машин могут выражать недовольство по поводу регулярных ежегодных платежей, хотя вероятность наступления ситуации, при которой понадобиться возмещение, низка

Владельцы же более дорогих транспортных средств не могут получить компенсацию в полном объеме и вынуждены нести затраты, независимо от своей виновности в дорожно-транспортном происшествии. Подобная экономическая проблема решается только лишь детальным разделением на квалификации, которое должно снизить остроту материального вопроса.

В результате проработки законодательства и тщательного контроля за его соблюдением со стороны как страховых компаний, так и автовладельцев, удастся минимизировать негативные последствия в результате дорожно-транспортных происшествий.

Список литературы

  1. Сборы по страхованию грузов в РФ сократились в 2017 г. на 6,6%. Автотрансинфо. [Электронный ресурс]. URL: https://vsetk.ru/company/14/news/28417 (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Всероссийский союз страховщиков: для новых машин запчастей недостаточно Электронный источник] // Сайт Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». URL: https://www.asroad.org/vserossijskij-soyuz-strahovshhikovdlya-novyh-mashin-zapchastej-nedostatochno/ (дата обращения: 29.11.2023).
  3. Глобальные изменения на международном рынке морских страховых услуг / репортаж seanews по итогам по итогам III международной конференции «Риски вморскомстраховании: лучшие практики, российский имеждународный опыт» [Электронный источник] // Адвокатское бюро ЕПАМ. URL: https://epam.ru/ ru/media/view/globalnye-izmeneniya-na-mezhdunarodnom-rynke-morskihstrahovyh-uslug-or-lessemgreaterreportazh-seanews-po-itogam-konferencii-byurolessemgreater (дата обращения: 29.11.2023).
  4. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. – 2023. – URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43835/review_insure_22Q4.pdf (дата обращения: 29.11.2023).
  5. Любарская О.В., Янин А.Е. Прогноз развития страхового рынка на 2023 год: тише едешь – дальше будешь [Электронный ресурс] // Эксперт РА. – 2023. – URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/forecast_2023/ (дата обращения: 29.11.2023).
  6. Распопова А. «ГИБДД это не нужно». Когда с камер начнут приходить штрафы за ОСАГО [Электронный ресурс] // Autonews. – 2023. – URL: https://www.autonews.ru/news/63efafb59a79470af734bdad (дата обращения: 29.11.2023).

{ssocial}