УДК 658

О роли цифровизации в планирования расходов предприятия сферы торговли.

Пихота Роза Альбертовна – магистрант Московского университета им. А.С. Грибоедова 

Ахметова Гулнур Заировна – кандидат экономических наук, доцент Московского университета им. А.С. Грибоедова.

Аннотация: В статье рассматривается переход к цифровым технологиям в сфере розничной торговли в условиях пандемии и ограничений. Использование цифровых технологий в планировании расходов  рассматривается как необходимость для современного бизнеса. Перечислены преимущества применения цифровых технологий в процессе планирования расходов торгового предприятия.

Ключевые слова: цифровизация, торговое предприятие, планирование расходов, пандемия COVID-19.

Совсем недавно российская экономика пережила период пандемии COVID 19 и сокращения деловой активности, сопровождаемые снижением реальных доходов населения, покупательской способности и спроса. Торговля, являющаяся наиболее привлекательным видом деятельности для среднего и малого бизнеса в виду довольно быстрого оборота денежных средств и получения прибыли, с началом пандемии в 2020 году столкнулась со множеством непредвиденных ограничений и потерей товарооборота, о чем свидетельствуют данные Росстата [1] (см.таблицу 1)

Таблица 1. Оборот розничной торговли в Российской Федерации за 2020 г., млн. руб.

2020

Всего

Продовольствен

ными

товарами

Непродовольс

твенными

товарами

Оборот розничной
 торговли

торгующих

органи

заций

Продажа

на рынках

и ярмарках

январь

2642507,3

1275123,4

1367383,9

2507214,3

135293,0

февраль

2632937,6

1276404,3

1356533,3

2501007,3

131930,3

март

2953137,2

1430706,8

1522430,4

2814377,0

138760,2

апрель

2144419,8

1229443,7

914976,1

2057660,7

86759,1

май

2307020,8

1265468,2

1041552,6

2217333,5

89687,3

июнь

2671620,8

1331574,7

1340046,1

2555463,8

116157,0

июль

2906007,2

1394375,6

1511631,6

2777835,1

128172,1

август

3001317,6

1392321,9

1608995,7

2856734,7

144582,9

сентябрь

2953212,2

1379118,5

1574093,7

2805911,3

147300,9

октябрь

3038697,9

1432676,7

1606021,2

2890558,0

148139,9

ноябрь

3021124,4

1433112,2

1588012,2

2870494,9

150629,5

декабрь

3601657,4

1746847,1

1854810,3

3432227,3

169430,1

На объем доходов в сложившейся ситуации дополнительно оказал влияние целый ряд внешних факторов, не зависящих от предпринимателей.  В такой ситуации ключевым контролируемым параметром были расходы предприятия.

Перед предприятиями торговли, имеющими конечной целью своей деятельности максимизацию прибыли, а в условиях ограничений – и просто выживания на рынке, - встала задача эффективного планирования расходов организации, обеспечивающего их минимизацию, и обеспечивающего устойчивые темпы роста прибыли в долгосрочной перспективе [9].

Предполагается, что организации, максимизирующие прибыль, располагают достаточно полными и точными данными о прошлых, настоящих и будущих условиях развития ситуации, то есть предприятие с определенностью может судить о своей выручке, расходах и возможностях, на основании чего делаются оценки предельных величин и будущих решений.  В новых условиях становится особенно важным значение цифровизации, курс на которую взят на государственном уровне в 2017 г. в  форме Стратегии научно-технологического развития РФ [2], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [3].

В результате возникновения пандемии COVID-19 цифровизация ускорила свои темпы в разы, так как вынудила прибегнуть к цифровизации и те организации, которые ранее были несколько «отстающими», а продолжительность пандемии спровоцировала долгосрочное внедрение новых видов товаров и информационно-коммуникационных технологий, стимулировавшие новые формы потребительского поведения.

В настоящее время ограничения, введенные с началом пандемии,  сняты или ослаблены для большинства организаций торговли, но все больше потребителей, ценящих экономию времени, персональный подход, удобство онлайн-покупок, активнее используют цифровые технологии в удовлетворении своих потребностей, чем до начала пандемии COVID 19. Путь потребителя к приобретению становится многоканальным, что способствует росту потребления, а, следовательно, чтобы соответствовать изменившимся реалиям и успешно конкурировать на рынке, требуется внедрять и применять современные технологические решения.

Цель  статьи - исследовать  особенности планирования расходов торгового предприятия в условиях активной цифровой трансформации экономики.

На любом предприятии существует множество вариантов расходов,  также вовлечено большое количество людей, как внутри компании, так и вне нее (поставщики, банки и т.д.). При этом в «нецифровых» организациях планирование является трудоемким процессом с использованием рутинной, продолжительной и трудоемкой работы сотрудников, а работа, выполняемая в Excel, ведет к риску возникновения большого количества ошибок.  Разнообразие таких задач, в купе с недостаточным внедрением систем, автоматизирующих их выполнение, неполнотой исходных данных для работы таких систем, либо с недостаточной интегрированностью существующих программ между собой, делает жизненно необходимым в сложившейся новой цифровой реальности путем формирование эффективной системы управления расходами через максимальную цифровизацию информационных потоков. Цифровизация позволяет образовать единую информационную систему и обеспечить выполнение таких задач в автоматизированном режиме.

Главной целью цифровизации планирования расходов можно назвать снижение расходов предприятия. Данная цель достигается за счет:

  • снижения доли необоснованных расходов;
  • снижения «прямых» затрат;
  • снижения доли накладных расходов.

И реализуется в процессе выполнения задач, к которым можно отнести следующие:

  • изменение процессов планирования на основе передовых цифровых технологий;
  • поддержание высокого уровня знаний менеджмента организации и специалистов в области современных технологий;
  • поддержание высокой степени готовности к изменениям и вызовам внешней среды.

В процессе планирования, необходимо учитывать нижеперечисленные факторы, определяемые цифровизацией экономики:

  • Уменьшение влияния человеческого фактора;
  • Снижение расходов вследствие сокращения численности штата – что позволит автоматизация и ускорение процессов, внедрение таких технологий, например, как возможность самообслуживания покупателей;
  • Устранение посредников: специализированные торговые платформы позволяют приобретать практически любую продукцию онлайн. К примеру, покупатель может заказать продукцию на дом и избежать общения с продавцами; производитель может самостоятельно продавать производимые товары на своем сайте;
  • Оптимизация работы с клиентами;
  • Оптимизация издержек путем снижения затрат на поиск информации, заключение и ведение переговоров, расходов на рекламу и т.д.;
  • Введение новых продуктов и услуг, повышение их кастомизации с учетом потребностей клиента;
  • Ускорение всех бизнес-процессов, в том числе за счет снижения времени коммуникаций;
  • Сокращение времени реакции на рыночные изменения, уменьшении сроков разработки продукции и услуг и вывода их на рынок;
  • Аккумулирование больших объемов данных, осуществление их автоматической переработки и анализа;
  • Синхронизация потоков информации, возможность точечного распределения данных в рамках всего бизнеса и, как следствие, - возможность отслеживания большого количества цепочек между поставщиками и потребителями, а также проведения интеллектуальной и точечной аналитики;
  • Переход от бумажных документов к электронным (больничные листы, трудовые книжки и т. д.).

Предприятия, функционирующие в условиях цифровой экономики, вынуждены внедрять и развивать современные тренды цифрового развития, это необходимо учитывать при разработке стратегии управления расходами, а игнорирование этой необходимости снизит конкурентоспособность и устойчивость предприятия в будущем.

Однако, тематика формирования и реализации цифровой стратегии, как одного из способов цифровой трансформации бизнеса в динамичной конкурентной среде остается недостаточно изученной. Масса российских предприятий все еще представляют за электронный документооборот ведение системы бюджетного процесса в формате документов Excel и рассылку их по электронной почте. Бюджет о доходах и расходах стали называть P&L (Profit and Loss), но продолжают формировать его кассовым методом, бюджет о движении денежных средств называют Cash Flow, но работа с данными по бюджету ведется по-прежнему. Таким образом, до цифровизации  системы планирования дело просто не доходит. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований и определения ключевых аспектов формирования цифровой стратегии для отечественных предприятий.

Цифровые продукты связаны с относительно низкими издержками и практически неограниченными возможностями расширения клиентской базы. Таким образом, можно сказать, что цифровые технологии позволяют значительно сократить расходы, способствуя максимизации прибыли организации. Несмотря на то, что большая часть компаний все же не заинтересована в реорганизации деятельности и предпочитает вести работу без использования цифровых технологий, процесс цифровизации является необратимым, и в скором времени значительная часть компаний пополнит ряды предприятий, подвергшихся цифровой трансформации. Быстрые изменения бизнес-среды под влиянием глобальных технологических трендов еще до пандемии побуждали компании к трансформации, сейчас же без цифровизации бизнеса говорить о сохранении его конкурентоспособности нет смысла.

Список литературы

  1. Розничная торговля, услуги населению, туризм https://rosstat.gov.ru/folder/23457
  2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
  3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
  4. Доможирова О.В., Васильченко Т.И. Цифровизация управления затратами предприятия // Белгородский экономический вестник. - 2020. - № 4 (100). - С. 14-22 – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44369333
  5. Мамедьяров З.А. Ускорение цифровизации на фоне пандемии: мировой опыт и Россия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. - Т. 14. № 4. С. 92–108. -  Режим доступа https://elibrary.ru/download/elibrary_46497648_78264596.pdf
  6. Пирогова О.В. Цифровизация как фактор развития торговых предприятий. Экономический рост как основа устойчивого развития России // Сборник статей V-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ. 2020. -  С. 386-390. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44470392_95209634.pdf
  7. Самсонова М.В. Особенности стратегического управления затратами на предприятии в условиях цифровой экономики. Развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации // Материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2021. - С. 627-629. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47385726_22132699.pdf
  8. Ткаченко Д.Д. Финансовое планирование предприятий в условиях развития цифровизации экономики // Дайджест-Финансы. – 2021. – Т. 26. - № 2. – С. 126 – 147. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_46217642_63993356.pdf
  9. Ахметова Г.З., Луцко Р.Ю. Проблема планирования продаж в торговле // В сборнике: Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Материалы V международной научной конференции. 2015. С. 476-479.

Интересная статья? Поделись ей с другими: