УДК 339.97

Факторы возникновения регионального неравенства и региональная политика. Опыт проведения региональной политики в России для Кыргызстана

Митрофанова Татьяна Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Митрофанов Никита Михайлович – аспирант кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: В статье был исследован феномен неравномерного социально-экономического развития разных территорий в рамках одного государства. Автором было выявлено, что региональное неравенство является нормальным и объективным фактором в любом государстве, обусловленным различными географическими и социально-экономическими предпосылками для развития разных локаций в рамках одной страны.

Среди важнейших факторов развития тех или иных территорий были выявлены: факторы т. н. «первой» и «второй» природы. К факторам первой природы относятся географические предпосылки развития: наличие минерально-сырьевых ресурсов, выгодное транспортно-экономическое положение, агроклиматические ресурсы. К факторам «второй природы» относятся конкурентные факторы развития страны, создаваемые человеческим капиталом. Среди важнейших факторов «второй природы» были выявлены: агломерационный эффект, развитие инфраструктуры, повышение ИРЧП в регионе. Было выявлено, что по причине неравномерного распределения конкурентных преимуществ развития, в любом государстве образуются наиболее развитые и периферийные территории. Автором исследовано, что из-за особенности конкурентных преимуществ развития Российской Федерации, в России имеется большое количество т.н. «внутренних периферий», не расположенных на окраинных частях страны, в центре исторически освоенных густонаселённых регионов России. Автор отмечает, что проблема регионального неравенства имеет огромное значение для такой небольшой по площади, непохожей на Россию страны, как Кыргызстан. Автором выявлено, что важнейшие факторы развития «первой природы» в Кыргызстане представлены главными локациями горнодобывающей промышленности (в первую очередь, золота), и приграничными с Китаем территориями, а важнейшие факторы развития «второй природы» в стране представлены в основном, в столице страны и в Бишкекской столичной агломерации.

Ключевые слова: Дилемма «равенство – эффективность», конкурентные преимущества, центр-периферийная модель, факторы «первой природы», факторы «второй природы», агломерационный эффект, человеческий капитал, экономическое неравенство, социальное неравенство, Кыргызстан.

Отчего зависит региональное неравенство и насколько оно объективно? В географии все факторы развития разделяются на 2 группы: факторы первой природы, которые не зависят от человека:1) это наличие на территории разнообразных ресурсов, которые есть возможность добывать и продавать; 2) выгоды или невыгоды географического положения. Например, если определённая локация находится в центре всех торговых и транспортных путей, то локация может на этом факторе развиваться и зарабатывать. Если же локация расположена там, где «Макар телят не гонял», территории развиваться намного сложнее. [1] Эти факторы не зависят от качества человеческого капитала. Это для атеистов - данность, для верующих – «от бога».

Факторы «второй природы» в свою очередь создаются обществом. В первую очередь, это: агломерационный эффект, т.е. эффект концентрации людей в городах, который создает свои преимущества. Во-вторых, это: человеческий капитал. Человеческий капитал не возникает «ниоткуда», это система образования, система социализации, система поддержания здоровья населения, которая также создается обществом. [2] В-третьих, это - институты. Институтами в современной науке по Дугласу Норту называются нормы и правила, которые существуют в данном обществе, как формальные, так и неформальные. Для России особую важность среди факторов развития образует инфраструктура. Без развитой инфраструктуры современного развития быть не может. [3]

Имеется очень простое правило: чем более развитой является страна, тем большую роль в её развитии играют факторы т.н. «второй природы», т.е. то, что сделано человеком, а не то, что дано «от природы».

Потому, если государство хочет развиваться, России необходимо использовать данные ей преимущества, связанные с большими запасами разнообразных природных минеральных ресурсов. Но, будущее страны - в развитии агломераций, человеческого капитала, в модернизации институтов и инфраструктуры. [4]

Исходя из этих факторов, становится понятно, что для неравенства есть очень понятные объективные основания: они заложены длительными периодами развития и скорости модернизации. [5] А раз так, то всегда будут страны, которые развиваются быстрее и те, кто развиваются медленно или даже стагнируют. Можно сделать вывод: пространственное неравенство объективно. Поскольку, есть места и территории с конкурентными преимуществами и есть - лишённые таких конкурентных преимуществ.

Россия, как огромная страна, прежде всего богата факторами «первой природы», прежде всего, ресурсами. Поэтому, постсоветское развитие России - это, в первую очередь, опережающее развитие и лучшие условия жизни, прежде всего, уровня жизни в местах, где добываются нефть, газ, уголь и все то, что работает на глобальный рынок. Но, еще более быстро, развиваются крупнейшие столичные агломерации: прежде всего, Москва и следом, с большим опозданием - Санкт-Петербург. В любом регионе, самые развитые локации - это столицы этих регионов, т. е, агломерации, места концентрации людей ускоряют развитие. [6] Вторая группа территорий, которые развиваются быстрее и эффективнее примерно с 2000-х годов, в период времени, когда экономика всей страны начала демонстрировать быстрый экономический рост до кризиса 2009 года - это территории «на выходе» страны в глобальный мир. [7] Там, где страны больше торгуют, обмениваются, где наблюдаются наибольшие торгово-экономические контакты с заграничными странами. Это: и западные территории (Ленинградская, Калининградская области) и южные (Краснодарский Край, Ростовская область), в гораздо меньшей степени - восточные регионы. [8] Казалось бы, такие территории, как Приморский и Хабаровский край имеют приграничное положение с огромным азиатским рынком, имеют выход к морю, но Дальневосточным регионам очень мешают развиваться: недостаточно развитая инфраструктура, проблемы утекающего человеческого капитала, недостаточно развитые экономические институты. Все эти факторы очень сильно задержали развитие восточных (стыковых) регионов, выходящих к глобальной экономике, в глобальный мир. Периферийные территории имеются в любой стране. В России имеются не только внешние периферии (например, на Чукотке, или на Камчатке), в России имеется и огромное количество т.н. «внутренних» периферийных территорий. Очень мало конкурентных преимуществ, например, у Тамбовской области, которая в масштабах всей России недалеко расположена от Москвы.

Но, в Тамбовской области нет сильного агломерационного эффекта, не наблюдается высокий уровень человеческого капитала, российские институты недостаточно развиты почти по всей территории страны, в Тамбовской области нет значимых месторождений полезных ископаемых, географическое положение Тамбовской области можно описать, как: «не близко от столицы, не близко от границы», Тамбовская область находится в периферийном положении.

Экономическая история указывает, что экономические центры могут меняться на протяжении времени. История показывает, что со сменой ведущих факторов, меняется и скорость развития. Те страны, которые активно вкладываются в человеческий капитал, улучшают институты и инфраструктуру, начинают «бежать» впереди других регионов, а в большинстве случаев, не те страны, которые добывают большие объемы полезных ископаемых. [9] Это банальность, обрастающая, тем не менее, большим количеством мифов.

Следующий закономерный вопрос - что со всем этим делать. Существует теория, которая называется: «соотношение равенства и эффективности». Если говорить по-простому, то всё достаточно понятно: если страна хочет развиваться быстрее, она должна делать ставку на территории с конкурентными преимуществами. В этих территориях все получается «лучше и быстрее». [10] С другой стороны, при таком сценарии растет «региональное неравенство» внутри страны. Если страна считает самым главным «выравнивать» территориальное развитие, значит, она должна забирать ресурсы у более сильных и передавать их слабым регионам. В таком случае, снижается региональное неравенство, но замедляется развитие всей страны. И эта экономико – географическая дилемма вечная: каждая страна должна в каждый конкретный момент времени выбирать оптимальную для неё пропорцию между неравенством и эффективностью. Это очень сложный вопрос политического компромисса, слабые регионы просят помощи, сильные регионы просят не мешать им развиваться. Для того, чтобы находить этот оптимум, очень важно то, что в теории называется «федерализм», что можно назвать децентрализацией и повышением роли регионов, потому, что это: компромисс, абсолютно разный в разных исторических периодах, но, компромисс между равенством и эффективностью. [11] В политических кругах и общественной прессе можно услышать мнение, что выравнивать необходимо экономические различия. Теория говорит, что бесконечная перекачка ресурсов в инвестиции, в экономическое развитие слабых регионов автоматически приводит к замедлению развития. Что же тогда в эти регионы необходимо перекачивать? Наука подсказывает, что в первую очередь нужно выравнивать социальное неравенство. На периферийных территориях, у которых мало конкурентных преимуществ, в первую очередь необходимо инвестировать в человеческий капитал, далее - улучшать институты, и именно это вкупе с развитием инфраструктуры, позволяет этим территориям потом улучшать и свое экономическое развитие. Просто вкладывать федеральные деньги, например, в коровники, птичники, фабрики по производству консервов - вполне себе бессмысленное занятие, потому, что на периферийных территориях именно инвестиции в человеческий капитал, во-первых, повышают его, во-вторых, повышают мобильность человеческого капитала, в таком случае, люди сами способны выбирать, где им жить. [12] Подытожить можно следующими словами: люди важнее регионов.

Теоретические концепции, исследованные экономико-географами и установленные, путём практического опыта практические кейсы развития государства в условиях территориального неравенства могут быть очень полезны для планирования территориального развития такой постсоветской страны третьего мира, как Кыргызстан. Кыргызская республика, хотя и является небольшим по площади государством, но, как и Россия имеет объективные экономические и географического предпосылки для территориального неравенства, и неравномерного по скорости развития разных регионов страны. К более успешно развивающимся регионам по причине наличия конкурентных факторов «перовой природы» можно отнести такие локации, как Иссык-Кульская область (наличие главного золотоносного месторождения «Кумтор» в стране, дающего стране основную долю экспортной валютной выручки, наличие приграничных с Китаем территорий, являющихся логистическими пунктами для транзита китайских товаров по стране и в рамках «ЕвразЭС»). К регионам с наиболее развитыми факторами «второй природы» в стране можно отнести город Бишкек и образующие с ним агломерацию пристоличные районы Чуйской области. Территория Бишкекской агломерации является главным центром образования, здравоохранения, оптовой и розничной торговли, главным логистическим и политическим центром страны. [13]

Список литературы

  1. Ю.А. Левченко, Д.И. Трубникова. «Региональное развитие в современной России: вызовы и перспективы»
  2. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / под ред. С.С. Артоболевского и А.И. Трейвиша. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  3. Александр В. Воронов. «Российский регион: территориальная самоидентификация и региональное неравенство»
  4. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. М.: ТЕИС, 2011.
  5. Е.И. Шкуро, А.Н. Заостровцев. «Региональная экономика и управление: проблемы и перспективы»
  6. Стратегии 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru.
  7. А.Г. Гранберг, В.В. Чернова. «Региональное развитие и региональное неравенство в России: проблемы и перспективы»
  8. Л.М. Григорьев, О.С. Шестакова. «Региональное неравенство в России: динамика, факторы, перспективы»
  9. «Региональная политика в России: проблемы и перспективы» (Статья на сайте RANEPA) - https://www.ranepa.ru/?ysclid=lr12slywdb390617422
  10. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития после кризиса: от больших проектов к институциональной модернизации // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2 (26). С. 226–230.
  11. «Региональное неравенство в экономике: анализ и рекомендации» (Отчет на сайте ЦЭФИР) - https://cepr.org/
  12. Долг регионов и муниципалитетов [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4021560
  13. Национальный статистический комитет Кыргызской республики - https://www.stat.kg/ru/

Интересная статья? Поделись ей с другими: