УДК 659.1

Рекламная деятельность в условиях цифровизации

Карнаухова Алиса Алексеевна – студент Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета

Аннотация: В статье рассматривается: цифровизация, которая проникает во все сферы жизни общества, в том числе бизнес. Чтобы предприятие успешно функционировало на рынке и могло беспрепятственно взаимодействовать с потребителями, партнерами и конкурентами, необходимо применять цифровые технологии. Рекламная деятельность является важнейшим инструментом в бизнесе, поскольку позволяет не только оповестить потребителей о товаре или услуге, но и сформировать определенный имидж, который позволит выделиться среди конкурентов.

Ключевые слова: цифровизация, рекламная деятельность, инструменты маркетинга, бизнес, потребители.

В настоящее время идея цифровизации затрагивает все сферы бизнеса, начиная от производства продукта или услуги до их реализации потребителю. Так, те методы маркетинга, которые бизнес использовал раньше - печатная реклама, прямая почтовая рассылка, радиореклама - постепенно уходят, и на смену им приходят цифровые технологии. На данный момент достижение высоких результатов находиться в зависимости от эффективности и правильности использования цифрового маркетинга, который в свою очередь представляет новый подход к потребителю. Digital-маркетинг нацелен на плодотворное, экономичное и рациональное использование цифровых технологий, которые позволяют привлекать новых клиентов и удерживать старых.

Рекламная деятельность - это вид деятельности или процесс взаимодействия рекламодателя и потенциальных потребителей с целью стимулирования потребительской деятельности путем распространения заранее подготовленной и оплаченной информации, предполагаемый результат которого будет проявляться в увеличении реализации продукта или услуги, а следовательно, увеличении пробыли предприятия в целом, а также для создания определенного, отличающегося от других компаний на рынке имиджа.

Цель рекламной деятельности заключается в привлечении новых клиентов и поддержании высокого уровня продаж продукции предприятия. Рекламная кампания оценивается по экономической и коммуникативной эффективности. Экономическая эффективность выражается в росте объема продаж, а коммуникативная - в повышении узнаваемости бренда. В условиях развивающегося рынка реклама становится все более сложной и многообразной, проникая в том числе и в интернет-среду. Это требует от бизнеса адаптации и расширения арсенала рекламных инструментов для воздействия на потребителя.

Как уже было отмечено ранее, в цифровом пространстве классические каналы коммуникаций, а также базовые площадки и форматы изменяются, и бизнесам приходится постоянно изучать и тестировать новые, чтобы удерживать связь с целевой аудиторией и опережать своих конкурентов. Поскольку цифровизация затрагивает все сферы жизни общества, потребители постоянно изучают и используют новые каналы взаимодействия с товаром и поиска информации.

Цифровой маркетинг (Digital Marketing) становится одним из самых популярных и эффективных способов привлечения потенциальных клиентов. Он позволяет собирать более точную и актуальную информацию о целевой аудитории и отслеживать результаты продвижения бренда или продукта. С помощью комплексного подхода к использованию различных каналов продвижения можно достичь максимальной эффективности рекламной кампании.

Цифровой маркетинг предлагает множество преимуществ для бизнеса, таких как возможность точного измерения его эффективности, оперативность и простота внесения корректировок, а также возможность создания персонализированных предложений для клиентов, что крайне важно для быстрого и точного принятия решений в современных условиях осуществления бизнес-процессов.

Современные тенденции развития цифрового маркетинга направлены на создание новых вариантов взаимодействия с потребителями, пользовательского опыта.

Поскольку цифровизация подвергает изменению все сферы бизнеса, реклама не стала исключением. В настоящее время она становится еще более персонализированной, что позволяет показывать потребителям более релевантные запросы, интерактивной, что способствует двусторонней коммуникации, а следовательно, увеличивает лояльность и стимулирует вовлеченность, а также целостной, что делает ее логически связанной на протяжении всей проводимой рекламной компании.

Ключевые digital-инструменты рекламной деятельности в условиях цифровизации, которые помогают оперативно и точно воздействовать на сознание потребителя, показаны на рис. 1.

1

Рисунок 1. Основные инструменты рекламной деятельности

Как правило, компании используют несколько инструментов для эффективной рекламной компании. Комбинация из 2-3 инструментов позволит грамотно расставить приоритеты, определить четкий портрет потенциального потребителя, трансформировать его интерес к покупке, а также удержать для совершения покупки. Важно отметить, что применение всех инструментов сразу (одновременно) является нецелесообразным и грозит “сливом” денежных средств.

Рассмотрим на примере торговой сети Магнит (АО “Тандер”) применение digital-инструментов в своей деятельности. АО «Тандер» или «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Компания АО «Тандер» была основана в 1994 году в городе Краснодар Сергеем Галицким как небольшая региональная компания. Компания “Магнит” изначально занималась оптовыми продажами парфюмерии в южных регионах России. В 1998 году компания открыла свой первый розничный магазин “Магнит” в городе Краснодар. В начале 2000-х годов все магазины были объединены под брендом “Магнит”.

Основная цель компании - обеспечить покупателям возможность быстро и недорого приобрести широкий ассортимент продовольственных товаров.

Первый и главный инструмент, о котором стоит сказать, это мобильное приложение. Оно содержит в себе информацию о накоплениях бонусов и магнитиков, актуальные скидки, историю совершенных покупок, купоны, а также свежую информацию о розыгрышах. Как указано на сайте компании “Единая карта дает множество точек контакта с покупателем: розыгрыши, персональные промо, повышенный cashback”. С помощью мобильного приложения компания проводит виртуальные игры, суть которых заключается в получении купонов на тот или иной товар. Данный способ позволяет повысить интерес покупателей к магазинам, поскольку использовать купоны можно только в этой сети. Такие игры также стимулируют покупателей совершать покупки товаров-спонсоров, чтобы получать дополнительные попытки. Несмотря на то, что товар, который приобретает человек по купону, чаще всего стоит дешевле, он не всегда является нужным. Таким образом, компания Магнит увеличивает продажи. Невозможно не сказать, что использование мобильного приложения является более экологичным, безопасным и эффективным методом, поскольку виртуальную карту практически невозможно потерять.

Компания “Магнит” постоянно работает над улучшением своего мобильного приложения, добавляя новые функции и повышая удобство использования. Они также предлагают клиентам автоматически обновлять приложение, чтобы всегда была доступна его последняя версия. Использование мобильного приложения помогает “Магниту” привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль. Кроме того, компания может собирать больше информации о своих клиентах через мобильное приложение, что позволяет ей принимать более обоснованные управленческие решения.

Второй digital-инструмент, который использует компания Магнит, это web-сайт. Компания активно развивает и совершенствует свой сайт, поскольку определенная доля, а именно около 20% от все совершенных покупок, приходится на интернет-заказы. В целом веб-сайт помогает создать имидж компании, он способен познакомить человека с ее деятельностью и ассортиментом, показать основные принципы. На сайте, как правило, присутствует баннерная реклама, на которой транслируются выгодные предложения. Она способна заинтересовать покупателя в товаре, который он может приобрести в один клик. Таким образом, компания Магнит, используя web-сайт, формирует позитивное отношение к себе, а также стимулирует повышение объема продаж за счет размещения рекламных акций на нем.

Заключительным digital-инструментом кампании Магнит является контекстная реклама. Довольно часто такую рекламу можно увидеть в поисковиках или на тематических сайтах. Например, при поиске доставки продуктов питания или бытовой химии, одним из вариантов будет доставка Магнит. Таким образом, компания Магнит, используя контекстную рекламу, демонстрирует потребителю информацию о тех товарах, основываясь на его запросах, по которым он осуществляет поиск в сети. Такой метод позволяет рекламе не быть навязчивой, а следовательно, не отталкивать пользователей при взаимодействии с ней.

Контекстная реклама помогает привлекать теплую аудиторию на сайт компании, где они могут совершить определенное целевое действие, такое как покупка товара или услуги, подписка на рассылку или регистрация на сайте. Такой вид рекламы обеспечивает качественный трафик, заинтересованный в предлагаемом продукте или услуге.

Представим на рисунке 2 прямую зависимость между числом проводимых рекламных акций и числом новым клиентов:

2

Рисунок 2. Зависимость числа покупателей от числа проведенных рекламных мероприятий

В целом, можно проследить зависимость между увеличением числа проведенных рекламных мероприятий и числом новых покупателей. Важно заметить, что рекламные компании нужно оценивать в отношении затрачиваемых денежных средств на одного покупателя, чтобы потом рассчитать окупаемость. В противном случае компания будет уходить в минус, даже при высоких продажах.

Каждый digital-инструмент по сравнению с другим имеет свои преимущества и недостатки. Степень действенности каждого зависит от дополнительного влияния других средств. Следовательно, эффективность рекламы в целом складывается из эффективности нескольких взаимно дополняющих рекламных средств.

 Важным условием для выбора маркетингового инструмента является применение цифровых технологий в компании. Так, например, искусственный интеллект, дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), интернет вещей (IoT), голосовой помощник, чат-боты и другие определяют уровень развития компании и возможности применения digital-инструментов.

Таким образом, на сегодняшний день в связи с широким применением цифровых технологий рекламная деятельность становится ключевым методом достижения целей компании. Цифровизация определила основные маркетинговые digital-инструменты, которые при правильном использовании способны заинтересовать потребителя, сделать процесс приобретения товара или услуги увлекательным, а также облегчить распространение информации.

Стоит сказать, что в условиях быстрых изменений компаниям следует не пренебрегать изучением и внедрением в свою деятельность новейших инструментов маркетинга, поскольку это поможет не только повысить продажи, но и выделиться среди конкурентов.

Список литературы

  1. Аганина Р.Н., Андропова Т.А. Интернет-реклама в эпоху цифровизации [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-reklama-v-epohu-tsifrovizatsii/viewer (дата обращения: 01.11.2021)
  2. Жильцова О. Н. Современные организационные формы управления маркетингом // Маркетинг и логистика. – 2019. – №5 (25). — с. 33-41.
  3. Жильцова, О. Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс).

Интересная статья? Поделись ей с другими: