УДК 336.711.65

Анализ осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации

Кочергина Елизавета Андреевна – студент факультета Экономической безопасности Ульяновского государственного университета.

Халитова Алина Дамировна – студент факультета Экономической безопасности Ульяновского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности Счётной палаты Российской Федерации и деятельности Федерального казначейства за 2020 – 2022 годы. Рассмотрены основные итоги деятельности субъектов государственного финансового контроля Российской Федерации. В статье проводится анализ проблем, выявленных органами государственного финансового контроля. Основными являются такие проблемы, как: нецелевое использование бюджетных средств, а также нарушения бюджетного учета и представления отчетности. Помимо этого, в статье определены проблемы в системе государственного финансового контроля. Также рассмотрены современные тенденции субъектов государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, Счётная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, анализ осуществления финансового контроля, финансы.

Финансовый контроль — это важный аспект управления финансовыми ресурсами, направленный на обеспечение их эффективного и целевого использования. Он представляет собой комплекс мер, включающих в себя анализ, проверку и надзор за финансовой деятельностью организаций, учреждений и отдельных лиц. Цель финансового контроля - обеспечить рациональное и экономное использование финансовых ресурсов, выявить и пресечь нарушения финансовой дисциплины, а также повысить эффективность финансовой деятельности и обеспечить сохранность денежных средств.

В зависимости от субъекта контроля, выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль — это систематическое и постоянное наблюдение за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями определенного объекта с целью выявления текущих изменений и оперативного обнаружения уязвимых мест. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти.

В бюджетной сфере контрольные органы можно разделить на внешние и внутренние.

Согласно бюджетному законодательству, внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой деятельность, которую выполняют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Основная цель этого контроля заключается в проверке законности, эффективности и целесообразности использования бюджетных средств и имущества [1].

Счетная палата РФ является высшим органом внешнего аудита и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Она обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью в рамках законодательства РФ. Основные функции и задачи установлены Федеральным законом РФ от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» [2].

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований также действуют контрольно-счетные органы, регламентированные Федеральным законом РФ от 07.02.2011 №6–ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [3].

Кроме того, региональные законодательные органы России обладают своими контрольно-счетными органами, ответственными за надзор за исполнением региональных бюджетов.

Федеральное казначейство и органы государственного финансового контроля на исполнительном уровне в регионах Российской Федерации (муниципалитеты) занимаются внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем, согласно российскому законодательству.

Оба типа контроля направлены на проверку финансовой деятельности организаций разных организационных форм, получающих бюджетные средства.

Методы контроля внутреннего и внешнего контроля имеют много общего. Например, анализ и обследование используются для оценки различных аспектов, характеристик и составных частей (определенной области) объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования. Однако также проводится мониторинг, который направлен на сбор и анализ информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) [4, с. 25].

Сходство используемых методов контроля требует дополнительного анализа результатов работы внешних и внутренних органов государственного финансового контроля на примере ключевых органов - Счётной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства.

Проанализируем годовые отчёты о работе Счётной палаты в Российской Федерации за последние три года (табл. 1).

Таблица 1. Итоги деятельности Счётной палаты Российской Федерации за 2020 – 2022 годы [5].

Наименование показателя

2020

2021

2022

Общее количество мероприятий, шт

334

346

338

Количество выявленных нарушений, шт

3698

4253

4447

Общая сумма выявленных нарушений, млрд рублей

355,5

1541,4

885,6

Количество направленных представлений об устранении выявленных нарушений, шт

262

265

269

Количество возбуждённых дел об административных правонарушениях, шт

45

70

93

В 2020 году Счетной палатой было обнаружено 779 случаев нарушений, связанных с государственными и корпоративными закупками, общей стоимостью около 108,7 миллиарда рублей. Из этой суммы нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов, составили 96,3 миллиарда рублей.

В 2021 году основная проблема заключалась в нарушениях бюджетного учета и представления отчетности - было обнаружено 473 нарушения на сумму 571,3 миллиарда рублей (37%). Также значительная доля нарушений относится к государственным и корпоративным закупкам, где было выявлено 663 нарушения на сумму 416,3 миллиарда рублей (27%).

В 2022 году большинство нарушений приходится на бюджетный учет и отчетность - выявлено 705 нарушений на сумму 736,5 миллиарда рублей, что составляет 83,2%. Кроме того, возвращено 8,85 миллиарда рублей в бюджеты всех уровней государственной бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, за период с 2020 по 2022 год общая сумма выявленных нарушений составляет почти 2,8 триллиона рублей, при этом наибольшую проблему представляют нарушения бюджетного учета и представления отчетности, а также нарушения в государственных и корпоративных закупках.

Рассмотрим годовые отчёты Федерального казначейства за последние три года. Результаты контрольной деятельности Федерального казначейства за 2020–2022 гг. характеризуют следующие показатели:

За указанный период было обнаружено нарушений на общую сумму 4 245,8 млрд рублей. В 2020 году было выявлено нарушений на сумму 1 041,3 млрд рублей, в 2021 году – 1 163,3 млрд рублей, а в 2022 году – 2 041,2 млрд рублей [6].

Если рассматривать структуру этих нарушений, то доминируют нарушения, связанные с несоблюдением порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), а также предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями. Общая сумма этих нарушений за три года составляет 1 461,2 млрд рублей.

На втором месте нарушения, связанные с несоблюдением правил бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Общая сумма таких нарушений за три года составляет 947,6 млрд рублей.

Также обнаружены нарушения, связанные с процедурами составления и исполнения бюджета, установленными бюджетным законодательством. Общая сумма таких нарушений за три года составляет 203,4 млрд рублей.

Кроме того, были выявлены факты неправомерного использования бюджетных средств на сумму 195,4 млрд рублей и нецелевого использования на сумму 26,3 млрд рублей. Объем нарушений в сфере закупок за исследуемый период составил 166,5 млрд рублей.

Таким образом, общая сумма нарушений, выявленных федеральными органами контроля за период с 2020 по 2022 годы, превышает 7 трлн рублей. Структура нарушений, обнаруженных в рамках контрольной деятельности, в большинстве случаев однородна.

Можно сказать, что существуют определенные проблемы в системе государственного финансового контроля. Так, в последние годы наблюдается увеличение доли нераспределенных или нецелевых бюджетных средств, что указывает на проблемы контроля и надзора за использованием государственных финансов.

Очевидно, что в ситуации, когда органы государственного финансового контроля демонстрируют идентичные методы контроля и, следовательно, достигают однородные результаты, возникает потребность в координации их деятельности.

Помимо этого, на современном этапе развития государственного финансового контроля существует ещё ряд факторов, которое оказывают существенное влияние на его действенность. В число таких факторов входят:

— низкая степень взаимодействия между контролирующими органами и, как следствие, различия в их приоритетах деятельности;

— недостаточное учет особенностей государственного устройства в организационной структуре контрольных органов;

— отсутствие четкого разграничения сфер деятельности контролирующих органов.

Стоит отметить, что в настоящее время в секторе государственного управления продолжают реализовываться масштабные проекты по цифровизации государственных функций и услуг. Конечно, и государственный финансовый контроль, будучи одним из механизмов государственного управления, вовлечен как в «цифровые процессы», так и в предшествующие им «процессы автоматизации».

Например, Федеральное казначейство последовательно развивает информационную систему, которая в настоящее время позволила автоматизировать контрольную деятельность органов Федерального казначейства на всех этапах жизненного цикла контрольного мероприятия: от планирования до составления отчетности [7, с. 27].

Цифровизация позволяет улучшить эффективность контроля за финансовыми потоками, уменьшить риски коррупции и неэффективного использования бюджетных средств.

Также происходит укрепление институциональной базы для осуществления контроля за соблюдением финансового законодательства.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации находится на пути модернизации, однако требует дальнейшего усовершенствования в области прозрачности, эффективности и ответственности в управлении государственными финансами.

Список литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.06.2023.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О Счетной палате Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.07.2023.
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 31.07.2023)"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" // "Российская газета", N 29, 11.02.2011; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2023.
  4. Лукашов А.И. Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования // Вопросы государственного и муниципального управления, 2023. № 1. C. 20–38.
  5. Годовой отчёт. Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации. Режим доступа: https://ach.gov.ru/reports/ (дата обращения: 10.12.2023).
  6. Планы и отчёты [Электронный ресурс] / Официальный сайт Казначейства России. Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/?year=2023 (дата обращения: 10.12.2023).
  7. Зарубин С.В. Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности // Бюджет, 2022. Т. 237, № 9. С. 26–28.