УДК 339.9:338.2

Влияние западных санкций на российскую экономику

Столяров Егор Андреевич – студент магистратуры факультета Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Данная статья направлена на анализ российской экономики во время санкционных вмешательств других стран. Санкции, введенные западными странами в отношении России в связи с ее действиями на международной арене, имеют значительное влияние на российскую экономику. Эти экономические ограничения оказывают серьезное воздействие на различные аспекты внешнеэкономической деятельности России, включая импорт, экспорт, инвестиции и валютные операции. В данной статье мы рассмотрим основные негативные последствия западных санкций для российской экономики и их влияние на различные сектора и компании в стране, начиная с 2014 года. Также мы проанализируем возможные пути преодоления этих трудностей и адаптации к новым условиям внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: бюджет, кризис, экономические санкции, экономика, дефицит/профицит бюджета.

Введение

Санкции со стороны запада уже долгое время имеют значительное влияние на российскую экономику. Для начала стоит дать определение понятию «санкции». Санкции - это меры, принимаемые одним государством или группой стран против другого государства или организации, как средство давления или наказания за нарушение международных норм или политических решений. Санкции могут включать в себя запрет на экспорт или импорт определенных товаров, финансовые ограничения, запрет на поездки и другие ограничения.

Данные ограничения затрагивают все сферы жизни и влияют на цены и поставки различных продуктов: от бакалеи до медицинских препаратов. Таким образом государство вынуждено искать новые методы для снижения общего уровня цен и создания альтернатив. В ряды таких методов входят:

  • Диверсификация экономики: создание альтернатив западным товарам в рамках российского производства
  • Поиск новых рынков сбыта (Азия, Латинская Америка и Африка)
  • Развитие внутреннего рынка
  • Укрепление финансовой стабильности
  • Развитие торговых и экономических отношений с другими странами

Итак, разберём некоторые из данных методов.

Диверсификация экономики в условиях российского рынка может быть эффективным методом борьбы с санкциями, поскольку позволяет уменьшить зависимость от импорта и внешних рынков, а также создать новые возможности для развития отечественного производства. Россия может активно развивать отрасли, которые ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса, такие как сельское хозяйство, медицинская промышленность, строительство и туризм. Это позволит уменьшить зависимость от импорта и создать новые рабочие места. Например, нвестирование в развитие высокотехнологичных отраслей, таких как информационные технологии, биотехнологии и аэрокосмическая промышленность, может помочь создать новые источники дохода и увеличить конкурентоспособность российской экономики.

Метод диверсификации экономики также направлен на развитие малого и среднего бизнеса. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса может стимулировать экономический рост и создание новых рабочих мест, что поможет смягчить негативное воздействие санкций. В связи с этим также проводятся кампании по стимулированию потребительского спроса и развитию внутреннего рынка, которые позволят компенсировать потери от снижения объемов торговли с зарубежными партнерами.

В целом, диверсификация экономики может помочь России уменьшить зависимость от внешних рынков и смягчить негативное воздействие санкций, обеспечивая устойчивое развитие в условиях ограничений.

Переходим к следующему методу борьбы с санкциями: поиск новых рынков сбыта. Данный метод позволяет уменьшить зависимость от ограниченного числа торговых партнеров, что повышает устойчивость экономики к санкциям. Также, новые рынки сбыта предоставляют возможность расширения географии экспорта, что помогает компенсировать потери от снижения объемов торговли с традиционными партнерами. В поиске новых рынков сбыта российские компании могут столкнуться с усилением конкуренции, что стимулирует их к повышению качества продукции, инновациям и развитию новых технологий. А расширение географии экспорта позволяет снизить риски, связанные с политическими и экономическими изменениями в отдельных странах или регионах.

Поиск новых рынков сбыта может стимулировать развитие новых отраслей экономики, таких как производство товаров и услуг, адаптированных к специфике требований конкретных рынков. Однако для успешного поиска новых рынков сбыта необходима комплексная стратегия, которая включает в себя анализ потенциальных рынков, изучение требований и особенностей местных потребителей, а также адаптацию продукции и маркетинговых стратегий под новые условия.

Развитие внутреннего рынка. Развитие внутреннего рынка позволяет сократить зависимость от импорта товаров и услуг, что помогает смягчить негативное воздействие санкций на доступность и стоимость импортных товаров. Рост внутреннего спроса на товары и услуги способствует стимулированию отечественного производства и развитию отраслей экономики, что может компенсировать потери от снижения объемов торговли с зарубежными партнерами. Увеличение внутреннего спроса стимулирует конкуренцию между отечественными компаниями, что может привести к повышению качества продукции, снижению цен и стимулированию инноваций.

Санкции 2014 года

История применения санкций по отношению к России имеет довольно долгий и сложный характер. Важно отметить, что санкции применялись как односторонне, так и в рамках международных коалиций, таких как Европейский союз и США. Вот некоторые ключевые моменты и события:

2014 год: После аннексии Крыма Россией и поддержки сепаратистов на востоке Украины, США и ЕС ввели широкий спектр санкций против ряда российских чиновников, компаний и банков. Эти санкции включали замораживание активов и запрет на въезд в страны-участницы.

2015 год: США и ЕС расширили санкции до ограничений в сфере финансирования и технологий для ряда российских компаний, а также запретили поставки определенных товаров и услуг в Крым.

2018 год: США ввели новые санкции против России в ответ на якобы вмешательство в американские выборы и отравление бывшего российского агента Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании.

2021 год: США и ЕС продолжают поддерживать санкции в ответ на различные действия России, такие как подавление оппозиции, кибератаки, а также недопущение свободных выборов.

Это лишь общий обзор, история применения санкций против России довольно сложная, с множеством дополнительных деталей, связанных с конкретными мерами, сроками и последствиями.

Говоря о влиянии западных санкций на российскую экономику стоит начать с 2014 года. В марте 2014 года США и Европейский союз ввели первые санкции против России после аннексии Крыма. В июле этого же года США и ЕС расширили санкции до ограничений в сфере финансирования и технологий для ряда российских компаний, а также запретили поставки определенных товаров и услуг в Крым. В августе 2014 года Россия ввела контрсанкции против стран, которые ввели санкции против нее. Эти контрсанкции включали запрет на импорт ряда продуктов питания из США, Европейского союза, Канады, Австралии и некоторых других стран. В сентябре США и ЕС ужесточили санкции, включая запрет на экспорт некоторых технологий в Россию, а также ограничения в сфере финансирования для ряда крупных российских компаний. Россия начала активно искать новые рынки для экспорта своих товаров и услуг, особенно в Азии и Латинской Америке, чтобы компенсировать потери от западных санкций.

Уже долгое время Россия активно развивала торговые отношения с Китаем, однако на почве ограничений данный союз сильно укрепился. Это связано с тем, что Россия и Китай являются стратегическими партнерами во многих областях, включая торговлю, инвестиции, энергетику и транспорт.

В результате санкций Россия стала более зависима от китайского рынка как альтернативного источника импорта и экспорта. Китай стал одним из крупнейших торговых партнеров России, и две страны подписали ряд соглашений о сотрудничестве в различных областях.

Торговый оборот между Россией и Китаем значительно вырос после введения санкций. А в рамках этого сотрудничества были подписаны многочисленные контракты на поставку энергоносителей, а также на развитие инфраструктуры и транспортных связей между двумя странами.

Кроме того, Россия и Китай активно развивают сотрудничество в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и других международных организаций, что способствует углублению экономических и торговых отношений между двумя странами.

Именно в 2014 году в России произошло явление под названием «Российское продовольственное эмбарго». Под данным термином следует понимать запрет ввоза в Россию с 2014 года отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Эмбарго вводилось в три этапа: с 2014 года — в отношении стран Евросоюза, США, Австралии, Каналы и Норвегии, с 2015 года — в отношении Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории, с 2016 года — в отношении Украины». М. В. Клинова отмечает: «согласно исследованиям Кильского института мировой экономики, при подведении в 2016 г. первых итогов примененных санкций, за два года из 114 млрд. долл. совокупных издержек противостоящих сторон немногим более 4 млрд. долл. (9,3% торговых потерь) пришлись на товары, попавшие под эмбарго России. Ущерб западному бизнесу, не затронутому российскими контрсанкциями напрямую, составил 91% этих потерь. Эти оценки позволили охарактеризовать ситуацию с санкциями против России как «огонь по своим» (friendly fire)»[5]. Другими словами санкции противоречили своему определению, так как они стали не методом давления или наказания, а просто вылились в экономические убытки обеих сторон.

Санкции затронули одни из самых важных отраслей экономики России, исключением не стала и нефтегазовая промышленность. Россия более не имела возможности продавать нефть и газодобывающее оборудование, что повлекло за собой значительное снижение эффективности и объёмов нефти и газа. Даже учитывая тот факт, что санкции были односторонними, они все равно повлекли за собой негативные последствия для Западных стран. Россия, будучи в тройке лидеров по добыче нефти и газа, больше не поставляла нефть и газ Западу. Из-за этого цены на топливо за рубежом начали расти с большой скоростью.

Также стоит отметить последствия ограничений на доступ к международным финансовым институтам. Во время санкций 2014 года, Россия столкнулась с ограничениями к доступу к зарубежным финансовым ресурсам из-за санкций, введенных против ряда российских банков. Это привело к необходимости создания собственной национальной платежной системы (НПС), независимой от западных финансовых институтов. Национальная платежная система (НПС) - это система, созданная и управляемая национальными органами или компаниями с целью обеспечения эффективных и безопасных платежей внутри страны. НПС обычно включает в себя различные финансовые инструменты, такие как банковские карты, электронные кошельки, мобильные платежи, интернет-банкинг и другие методы оплаты.

Цель национальной платежной системы включает обеспечение безопасности и надежности платежей, снижение затрат на проведение транзакций, повышение доступности финансовых услуг для населения и развитие национальной экономики. Национальные платежные системы обычно регулируются соответствующими государственными органами и подвергаются различным стандартам безопасности и эффективности.

В результате санкций в 2015 году была создана система международных расчетов "Мир". Эта система предназначена для обработки платежей и транзакций в российских рублях, а также для обеспечения безопасности и надежности финансовых операций в условиях санкций.

Система "Мир" также позволяет российским банкам и компаниям работать в условиях, когда доступ к международным финансовым рынкам ограничен. Она способствует укреплению финансовой независимости России и обеспечивает возможность проведения международных финансовых операций, несмотря на существующие ограничения.

Таким образом, ограничения к зарубежным банкам во время санкций 2014 года послужили стимулом для создания банковской системы "Мир", которая способствует укреплению финансовой стабильности и независимости России.

Санкции продолжали расширяться и ужесточаться в последующие годы в ответ на различные действия России, такие как якобы вмешательство в украинский конфликт и другие международные события.

После введения санкций в 2014 году, Россия также столкнулась с ограничениями доступа к западным технологиям и оборудованию в ряде отраслей. Это стимулировало развитие отечественных технологий и инноваций в различных секторах экономики.

Например, в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, санкции привели к увеличению инвестиций в отечественные производства и технологии. Российские компании начали активно развивать собственные методы сельскохозяйственного производства, включая использование новых сортов семян, разработку современных технологий обработки почвы, а также создание современных систем автоматизации и мониторинга процессов.

В сфере информационных технологий и цифровой экономики также произошло значительное развитие отечественных технологий. Российские компании начали активно инвестировать в разработку программного обеспечения, кибербезопасности, искусственного интеллекта, интернет-вещей и других инновационных технологий. Это привело к появлению новых успешных IT-проектов и стартапов на российском рынке.

Также можно отметить развитие отечественной оборонной промышленности, которая столкнулась с ограничениями на импорт оборудования и комплектующих из-за санкций. В результате российские оборонные предприятия активно начали разрабатывать и производить свои собственные высокотехнологичные образцы вооружений и военной техники.

В данном случае санкции 2014 года послужили стимулом для развития отечественных технологий в различных отраслях российской экономики, способствуя укреплению национальной инновационной базы и повышению конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

Санкции повлияли и на другие сферы экономики, однако все они стали причиной развития собственного производства. С 2015 года Россия стала усиленно подходить к вопросу импортозамещения в сфере финансов, нефетедобычи, сельскогохозяйства и других. Таким образом, можно сделать вывод, что санкции со стороны запада вызвали множество неудобств и экономических проблем, однако данные ограничения стали стимулом для развития собственных производств, в целях сокращения уровня зависимости от других государств.

Санкции 2022 года

После начала спецоперации на Украине в марте 2022 года был выдвинут очередной пакет санкций по отношению к России со стороны Запада и недружественных государств. Страны Евросоюза вынесли большой список санкций; такого количества санкций против одной страны еще не было в истории ни одного другого государства. Главной целью ограничений было введение России в состояние кризиса, которое в будущем может перерасти в дефолт. Как и во время санкций 2014 года ограничения были направлены на многие сферы экономики и производства. Были затронуты банки, крупные организации, малый и средний бизнес и другие сферы производства.

С.Ю. Перцева отмечает: «Согласно данным от 8 марта 2022 года США ввели запрет на экспорт российской нефтегазовой продукции. Начиная с данного периода приостанавливается поставка нефти и газа со стороны России, доля которой составляла 8% от общего импорта нефтегазовых продуктов в США. В результате цена галлона бензина повысилась с 2 долларов до 5 долларов США. Также были введены санкции против экспорта всех товаров производства Соединенных Штатов, в связи с чем на территории Российской Федерации перестали функционировать некоторые зарубежные бренды. В конце февраля 2022 года Япония, Чехия, Швейцария, Латвия, Литва и другие приостановили выдачу виз гражданам России. Ограничения также коснулись авиационной отрасли: Великобритания, США, Молдавия, Канада, Норвегия, Исландия и ряд других стран ЕС закрыли воздушное пространство для авиасообщений с Российской Федерацией»[1].

Как было отмечено ранее, санкции затронули финансовую сферу российской экономики. В этот раз государство было ограничено в использовании платежной системы SWIFT (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей). С 2015 года Россия совершенствовала собственную банковскую систему «МИР», которая стала альтернативной запрещенным VISA и MasterCard. Чирков М.А. отмечает: «Согласно третьему пакету санкций с 26 по 28 февраля от SWIFT были отключены ВТБ, банк «Открытие», Новикомбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, а также заморожено около половины золотовалютных резервов ЦБ (около 300 млрд долларов) в странах G7; рубль упал на 30% — до 119 рублей за доллар. В ответ Банк России поднял процентные ставки до 20%, временно закрыл Московскую биржу, ввел продажу 80% экспортной выручки и за- претил иностранцам выводить активы из России»[2].

Санкции в первую очередь были направлены на ограничение импорта и экспорта. В результате санкций компании столкнулись с увеличением издержек на транспортировку, страхование и другие административные расходы, что сделало экспорт и импорт менее привлекательными. Также санкции привели к ослаблению национальной валюты, что сделало импорт более дорогим, а экспорт менее выгодным в случаях, где он еще был возможен. Внешнеторговые отношения России с 2014 года имеют довольно напряженный характер, а после марта 2021 года ухудшились еще больше.

Рассмотрим внешнеторговые отношения с 2014 года по порядку. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, было выявлено, что объем внешнеторгового оборота в 2014 году составил 784503 млн долларов После введения санкций со стороны Западных стран в отношении России данный показатель резко снизился до 526261 млн долларов в 2015 году — на 33%. Объемы экспорта и импорта в этот период также сократились по сравнению с предыдущим годом и составили 343542 млн долларов и 182719 млн долларов соответственно, что в процентном соотношении равно 31% и 36%. В результате сальдо внешней торговли снизилось на 24% и достигло 160823 млн долларов США.

Государственные расходы росли, а доходы падали. Позже внешнеторговый оборот снизился еще сильнее, пока не наступил 2017 год. Начиная с 2017 года ситуация стала меняться, наблюдалась тенденция к экономическому росту, значительно увеличился объем внешнеторгового оборота, объем дефицита бюджета также сократился до 1331,4 млрд рублей. Такие условия обусловили нехватку денежных средств в бюджете, в связи с чем возросла необходимость поиска новых путей решения проблем.

Внешняя торговля развивалась, создавая профицит в бюджете страны: 2741,1 млрд рублей на 2018 год. Российская экономика пришла к балансу пока не пришло время коронавируса COVID-19. Данная статья не направлена на изучение влияния коронавируса на экономическое состояние страны, однако никак нельзя обойти эту тему стороной, так как пандемия стала причиной упадков по всему миру, а значит Россия не стала исключением. В результате объем экспорта в 2020 году снизился до 337105 млн долларов, а объем импорта — до 231668 млн долларов. Сальдо внешней торговли сократилось на 41% и достигло 105437 млн долларов. Тем не менее значение внешнеторгового сальдо осталось положительным, что говорит об активности торгового баланса.

По итогу все завершилось не так плохо, как могло бы. В 2021 году наблюдался профицит бюджета и страна активно восстанавливалась после пандемии. Однако в это же время начались и санкции Запада, которые повлекли за собой новые упадки.

Федеральная таможенная служба (ФТС) после перерыва опубликовала сведения об обороте внешней торговли России. Из них следует, что совокупный объем экспорта и импорта за январь—сентябрь 2023 года составил $530,2 млрд. Это на 16% меньше, чем годом ранее ($629,2 млрд).

Объем экспорта снизился на 29%, с $448,9 млрд до $316,9 млрд, а импорт увеличился на 18% — с $180,3 млрд до $213,3 млрд. Таким образом, профицит торгового баланса по товарам составил $103,6 млрд, что почти в 2,6 раза меньше, чем в январе—сентябре 2022 года ($268,7 млрд).

ФТС раскрыла таможенную статистику международной торговли впервые с марта 2023 года. Тогда служба отчиталась о росте торгового оборота в 2022 году на 8,1% по сравнению с 2021 годом. После этого публикация сведений снова была приостановлена. ФТС прекратила регулярную публикацию таможенной статистики с апреля 2022 года, чтобы «избежать некорректных оценок и спекуляций» на фоне санкций.

Запреты в интернете. В статье уже были упомянуты санкции по отношению к сфере технологий, поэтому стоит подробнее разобрать последствия санкций в цифровом пространстве.

Интернет играет важную роль в жизни человека в 21 веке. Новости, стриминговые платформы, облачные сервисы и многое другое имеют большую популярность среди всего мира, в том числе и России.

 Итак, больше всего урона цифровому пространству России нанесла компания Microsoft, которая заблокировала доступ к облачным сервисам и перестала продавать лицензии на свой продукт. Данное ограничение повлияло в первую очередь на крупные предприятия, которые использовали продукты данной компании для осуществления своей деятельности в цифровом пространстве. На замену Microsoft пришел Яндекс, который тоже обладает своим облачным сервисом и множеством дочерних компаний. Были вынесены запреты на некоторые социальные сети и мессенджеры, но на замену пришли «ВКонтакте» и «Telegram». А в связи с удалением Google Pay появился аналог магазин приложений RuMarket.

Также был заблокирован доступ в облачный сервис Google, что послужило стимулом к развитию сервиса «Яндекс.Облако», облачному сервису Mail ru и другим платформам от российских производителей или производителей дружественных стран.

Санкции в цифровом пространстве усложнили работу многим компаниям, однако, как и в других сферах развития страны, такие ограничения послужили толчком к развитию собственного продукта и по сей день появляются новые усовершенствованные варианты приложений, которые так важны для работы в интернете.

Вывод

Уже прошло два года сначала специальной военной операции и можно с уверенностью сказать что западные санкции по отношению к России не дали ожидаемого эффекта. Целью санкции был обвал российской экономики который так и не произошёл. Безусловно состояние экономики в данный момент намного хуже чем в момент до начала санкций. Однако Россия все ещё держится и находит новые пути развития в целях экономического благополучия. Санкции повлекли за собой тяжелые последствия во многих сферах и институтах, но также они (санкции) стали стимулом для развития собственного производства и нахождения аналогов среди международных отношений с дружественными странами.

Список литературы

  1. С.Ю. Перцева, Ф.А. Аминджонова, С.С. Бакиева. Оценка влияния санкций запада на формирование бюджета России в условиях глобализационных процессов. УДК: 336.1, 338.1, 339.1 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-1-27-55
  2. Чирков М.А., Шаповалова А.В., Чистяков М.С. О влиянии западных санкций на экономику России. Журнал «Terra incognita» с. 147-162.
  3. Поликарпов М.Д. Экономический эффект антироссийских санкций. Плюсы и минусы, международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» 2023 №5 (62), С 119-131.
  4. Красова Е. В., Гриванов Р. И. Тенденции развития национальной платежной системы России в условиях усиления внешнеполитического давления // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2022. – Т. 24, No 4. – С. 119–131. – DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.4.10
  5. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономическим санкции Запада против России: развитие ситуации. «Проблемы прогнозирования», 2019, №3, с. 159-170.
  6. Захарова А.А. Платежная система «МИР»: история и перспективы развития. «Форум молодых ученых» 7(23) 2018, с. 411-414.