УДК 33

Финансовый потенциал региона и значение его оценки при управлении регионом

Кондратенко Анастасия Вадимовна – студент кафедры Региональной экономики и управления региональным развитием Новосибирского государственного технического университета

Аннотация: В статье изучены несколько определений понятия «финансовый потенциал» разных авторов и на их основании дано общее определение. Представлена методика, по которой будет рассчитан финансовый потенциал региона. Рассчитаны и проанализированы финансовый потенциал Новосибирской области и его структурные элементы, рассмотрена динамика каждого показателя и причины их положительной или отрицательной тенденции. По итогам анализа выделены некоторые направления развития финансового потенциала Новосибирской области и определено значение финансового потенциала для органов федерального и регионального управления.

Ключевые слова: регион, финансовый потенциал, финансовые ресурсы, оценка финансового потенциала, бюджетный потенциал, кредитный потенциал, инвестиционный потенциал.

Залогом самостоятельности региона являются финансовые ресурсы, находящиеся в пользовании региона, муниципальных районов и населения. Финансовые ресурсы региона включают ресурсы местных бюджетов и целевых бюджетных и внебюджетных фондов; средства предприятий; средства населения; кредитные ресурсы; средства на депозитах и др.

Для того, чтобы количественно определить достаточно ли самостоятелен регион, хватает ли объемов денежных ресурсов для реализации целей развития и планов региона можно считать его финансовый потенциал.

Существует большое разнообразие авторских подходов к определению понятия «финансовый потенциал». Например, автор Сабитова Н.М. [7] в своей книге «О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки» пишет, что «финансовый потенциал – это способность имеющихся ресурсов региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени». Булатова Ю. И. [3] – «финансовый потенциал – совокупность накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение экономических агентов, обусловливающих достижение стратегических целей социально-экономического развития региона», а Исаева Э.А. [4] понимала под финансовым потенциалом – способность финансовой системы и механизма регулирования к формированию совокупного потенциала финансовых ресурсов.

Проанализировав некоторые определения финансового потенциала, можно говорить о том, что финансовый потенциал региона ‒ это совокупность финансовых, кредитных и инвестиционных ресурсов, которые накапливаются в регионе из внутренних и внешних источников и служат для обеспечения своего экономического развития. Этот потенциал включает как финансовые активы, так и потенциал налоговых поступлений, инвестиционные возможности, инфраструктуру, кадры и другие ресурсы.

Оценка финансового потенциала региона позволяет определить сильные и слабые места, провалы в финансировании региона, возможности и верно определить направления дальнейшего развития для повышения потенциала региона, роста уровня жизни и уровня притока средств в регион.

Для определения финансового потенциала региона существует множество методик разных авторов, в данной статье будет использоваться методику Коняровой Э.К. [5] В данной модели финансовый потенциал рассчитывается по формуле ниже.

image001                               (1)

ФП – финансовый потенциал;

БП – бюджетный потенциал региона;

СФКС – средства финансово-кредитной системы, или кредитной потенциал;

ФППиО – финансовый потенциал предприятий и организаций региона;

ФСН – финансовые средства населения региона;

ВИиЗ – внешние инвестиции и заимствования региона.

Расчет структурных элементов финансового потенциала региона автор предлагает производить следующим образом:

image002             ,                                                (2)

где Д – доходы консолидированного бюджета субъекта РФ;

ТРдох – темп изменения доходов консолидированного бюджета региона;

Бпер – безвозмездные перечисления в составе консолидированного бюджета субъекта РФ,

СрФБ – средства, передаваемые субъектом РФ в федеральный бюджет.

,image003                                              (3)

где ССрКО – величина собственных средств кредитных организаций;

ДиВ – депозиты и вклады юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченные кредитными организациям.

image004                      (4)

где АО – амортизационные отчисления;

Трос – темп изменения основных средств предприятий и организаций;

СПб – сальдированная прибыль предприятий и организаций;

СрВнФ – средства внебюджетных фондов;

ТрВнФ – темп изменения средств внебюджетных фондов.

image005                                               (5)

где СДД – среднедушевые денежные доходы населения в месяц;

ЧН – среднегодовая численность постоянного населения региона.

image006                                                      (6)

где СрРФ – средства, поступающие в порядке перераспределения из федерального бюджета и централизованных внебюджетных фондов;

СрСФ – средства других субъектов РФ;

СрИК – средства иностранных компаний.

Все необходимые данные и рассчитанное значение финансового потенциала приведено в таблице 1.

Проанализировав показатели из таблицы 1, можно заметить положительную динамику бюджетного потенциала Новосибирской области. В 2020 – 2021 гг. заметный рост доходов бюджета за счет роста налоговых доходов (налог на прибыль, НДФЛ и др.). Рост связан с увеличением налоговой базы в отдельных отраслях экономики (обрабатывающие производства, торговля оптовая и розничная, финансовая деятельность). В 2022 г. также наблюдается положительная тенденция.

Рассматривая величину внешних инвестиций и заимствований, следует отметить их положительную тенденцию. Так, если в 2018 г. показатель составлял 197,11 млрд. руб., то в 2022 г. – уже 322,4 млрд. руб. То есть рост объема инвестиций составил 125,29 млрд. руб. или 165,56%, т.е. темп прироста составил 66%. Положительное изменение приведенного показателя, произошло в основном за счет увеличения размера инвестиций в обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых и строительство.

Таблица 1. Компоненты и оценка финансового потенциала Новосибирской области за 2018-2022 гг., млрд. руб.

Показатели

2018

2019

2020

2021

2022

Бюджетный потенциал Новосибирской области

184,89

178,97

205,91

264,74

309,85

Средства финансово-кредитной системы Новосибирской области

886,33

836,37

929,45

994,33

1198,93

Финансовый потенциал предприятий и организаций Новосибирской области

238,52

220,78

269,09

371,26

466,26

Финансовые средства населения Новосибирской области

966,20

1024,59

1061,28

1184,11

1337,51

Внешние инвестиции и заимствования Новосибирской области

197,11

248,08

263,90

297,90

322,4

Финансовый потенциал

Новосибирской области

2473,05

2508,79

2729,63

3112,34

3634,95

Источник: рассчитано автором на основе данных [1, 2, 8].

Финансовый потенциал предприятий Новосибирской области в целом имеет положительную динамику. При этом заметно явное снижение этого показателя в 2019 г., снижение произошло из-за уменьшения прибыли предприятий, видами экономической деятельности которых является добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность. В частности, это произошло из-за снижения глобальных цен на продукцию добывающей и обрабатывающей промышленности.

Объем финансовых средств населения Новосибирской области занимает наибольшую долю в общем объеме финансового потенциала региона, около 40%, более того динамика указанного показателя положительна, рост вызван увеличением численности населения и среднедушевого дохода.

image007

Рисунок 1. Динамика финансового потенциала и его компонентов в Новосибирской области за 2018-2022 гг., млрд. руб.

Вместе с объемом инвестиций заметна положительная динамика средств финансово-кредитной системы Новосибирской области. Если в 2018 г. показатель составлял 886,33 млрд. руб., то в 2022 г. – 1198,93 млрд. руб. То есть рост составил 312,6 млрд. руб. или 135%, темп прироста составил 35%. Рост произошел за счет увеличения объема привлеченных средств кредитными организациями. В частности, рост средств на счетах организаций в кредитных организациях, вклады (депозиты) физических лиц.

Все эти тенденции, действующие одновременно, привели к росту финансового потенциала Новосибирской области за 2018-2022 гг. Так, если в 2018 г. показатель составлял 2473,05 млрд. руб., то в 2022 г. вырос на 1161,90 млрд. руб. и составил 3634,95 млрд. руб. То есть, финансовый потенциал Новосибирской области за 2018-2022 гг. вырос в 1,5 раза, что является положительной характеристикой для региона. То есть величина всех накопленных, привлекаемых финансовых ресурсов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, поступающих в распоряжение субъекта РФ, с каждым годом становится выше. В наибольшей степени это обусловлено ростом объема средств финансово-кредитной системы и величины финансовых средств населения Новосибирской области.

Важность и значение рассчитанного показателя заключается в том, что на основании него органы исполнительной власти регионов могут опередить конкретные источники доходов и расходов регионов, что позволяет составить или скорректировать бюджет на будущий год, а также приблизительно определить размер финансового резерва для обеспечения стабильности бюджета региона. Благодаря проведенной оценке возможно определить приоритетные направления развития региона, выявив слабые стороны. Например, одним из направлений развития инвестиционного потенциала Новосибирской области является повышение ее инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность региона во многом зависит от его транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры. Развитие этих секторов может значительно улучшить доступность и удобство для инвесторов. Упрощение бюрократических процедур и сокращение времени на получение разрешений также может повысить привлекательность области для инвесторов. Создание специальных зон с льготными условиями для развития высокотехнологичных и инновационных проектов может стимулировать приток инвестиций в регион. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства может способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, повышению инвестиционной привлекательности. Привлечение известных международных компаний для локализации своих производств или открытия офисов может помочь повысить статус и привлекательность Новосибирской области для потенциальных инвесторов. Разработка и продвижение инвестиционных площадок с готовыми инфраструктурными решениями может быть привлекательным предложением для потенциальных инвесторов, которые ищут готовые площадки для начала своего бизнеса. Разработка и реализация комплексной стратегии по улучшению инвестиционного климата, включающей все вышеперечисленные пункты, может значительно повысить инвестиционную привлекательность Новосибирской области.

Оценка финансового потенциала также важна и является значимым инструментом для принятия решений касательно распределения государственного бюджета по регионам, муниципальным образованиям. То есть при распределении федерального бюджета по регионам, правительство может на основе данных о финансовом потенциале региона определять нужный объем финансовой поддержки для регионов, который с точки зрения оценки являются менее самостоятельными и самодостаточными. Также Расчет финансового потенциала региона используется для оценки эффективности государственных программ и мер поддержки. Он позволяет оценить, насколько успешно и эффективно используются финансовые ресурсы региона для достижения запланированных целей. Расчет финансового потенциала позволяет определить, какие программы или меры поддержки нуждаются в дальнейшем развитии или корректировке.

Информация, полученная при оценке финансового потенциала, помогает органам управления регионом определить, какие секторы экономики нуждаются в дополнительных инвестициях, какие программы развития следует поддержать и каким образом использовать доступные финансовые ресурсы наиболее эффективно. Оценив финансовый потенциал региона, становится возможным разработать ряд мероприятий, направленных на оптимизацию использования имеющихся ресурсов, привлечение инвестиций и развитие финансовой системы. Это включает в себя разработку эффективных стратегий финансового управления, создание благоприятной инвестиционной среды, разработку инновационных проектов и поддержку предпринимательства. Анализ финансового потенциала региона помогает выявить потенциальные финансовые риски и разработать меры для их смягчения, выделить ресурсы для улучшения образования, здравоохранения, жилья и других социальных сфер, прогнозировать его возможности к самообеспечению и реагированию на экономические кризисы.

Оценка финансового потенциала региона и его эффективное управление имеют решающее значение для достижения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения. Регионы, основываясь на своих уникальных особенностях и преимуществах, должны стремиться максимально раскрыть свой финансовый потенциал и использовать его для достижения самых высоких результатов.

Таким образом, анализ и оценка финансового потенциала региона являются важной основой для эффективного государственного и муниципального управления. Этот анализ позволяет определить финансовую устойчивость региона, его возможности для развития и спланировать необходимые меры для улучшения текущего финансового положения. Адекватное использование и понимание финансового потенциала региона помогает достичь устойчивого и управляемого развития, повышения жизненного уровня и качества жизни жителей региона.

Список литературы

  1. Банк России. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/.
  2. Банк России. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/.
  3. Булатова Ю. И. Финансовый потенциал региона: содержание и структура // Известия СПбГЭУ. 2010. № 5.
  4. Исаев Э. А. Финансовый потенциал крупного экономического региона (концепция формирования и регулирования). – М.: Экономика, 2007. – 206 с.
  5. Конярова Э. К. Управление воспроизводством финансового
    потенциала региона: монография / Э. К. Конярова, А. К. Осипов. – Ижевск: Удмуртский Университет, 2009. – 135 с.
  6. Министерство финансов и налоговой политик Новосибирской области. Бюджет для граждан (на основе закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/utverzhdenie/budget_citizen.
  7. Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки //Финансы. – 2003. – № 2. – С. 63-65.
  8. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204.

Интересная статья? Поделись ей с другими: