УДК 338.48

Зарубежный опыт стратегического управления сферой туризма

Фролов Даниил Петрович – профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета.

Абдуалимов Амирхон Рустамович – магистр кафедры Экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена аспектам формирования и развития представлений о механизмах государственного и регионального управления сферой туризма в зарубежных странах и изучению практического опыта государственного и регионального регулирования туризма с позиций стратегического управления. В статье определяются тренды развития международного туризма на актуальном этапе развития мировой экономики. Определены аспекты развития стратегических научных представлений в управлении туристической сферой, в том числе исследованы ключевые труды в актуальном развитии стратегических подходов к управлению в туристической сфере и изучаются дальнейшие подходы научного развития стратегического менеджмента в туризме.

Ключевые слова: туризм, зарубежный опыт, мировые рынки туризма, управление туризмом, государственное управление, региональное развитие, развитие территорий, стратегический менеджмент.

Международный туризм является быстрорастущим и развивающимся сектором в глобальной экономике. Каждый год количество международных посетителей увеличивается, что ведет к росту доходов, генерируемых туристической индустрией. Туризм не только создает возможности трудоустройства для местного населения, но и генерирует налоговые поступления для правительства. Кроме того, туризм играет значительную роль в улучшении общего благополучия стран, занимающихся созданием, продвижением и оказанием туристических услуг. Первые активные попытки государства оказать влияние на туристическую индустрию начались только во второй половине XX века. Для достижения этой цели было принято несколько мер, включая установление регуляций в сфере туризма, разработку стандартов качества обслуживания, создание государственных туристических корпораций и появление различных туристических ассоциаций и советов.

Туризм, помимо того, что является одной из самых важных экономических отраслей в мире, значительно превосходит другие виды бизнеса в том, как он влияет на строительство, управление и рост населения, обществ, окружающей среды, политики, репутации, инноваций и благополучия[1].

Туризм – это человеческое и сложное явление, предполагающее коммуникация и инновации, взаимоотношения и гибкость во взаимодействиях[2].

Разработанные стратегические элементы менеджмента были реализованы и в государственном управлении сферой туризма. Важно отметить, что туристическая политика правительства не только влияет на сектор туризма, но и оказывает влияние на другие связанные секторы экономики. Уровень развития туризма различается в разных странах в зависимости от политики, которую они реализуют в этой области. Поэтому важно провести анализ международного опыта в управлении развитием и продвижением туристических услуг.

Финансовое управление в первую очередь связано с государственным регулированием внутри туристической индустрии. Эффективное управление предполагает оптимизацию использования финансовых ресурсов, включая планирование потребностей сектора в ресурсах, контроль за их использованием и распределение предоставленных средств. Однако в западных странах в настоящее время сталкиваются с такими вызовами, как ограниченные финансовые ресурсы, бюджетные дефициты и усилия правительства по сокращению финансирования туризма, что требует более активного вовлечения малого бизнеса[3].

В январе 2020 года Министерство создало Секторный комитет по туризму (CFT) под руководством государственного секретаря Жан-Батиста Лемуана. Целью комитета является разработка эффективной туристической политики с упором на четыре ключевых направления: занятость и обучение, устойчивое развитие, цифровизация и конкурентоспособность[4].

Усилия комитета направлены на достижение соглашения в сфере туризма, что позволит внедрить конкретные и продуманные меры, отвечающие требованиям отрасли.

Эффективная координация действий критически важна для преодоления кризиса, и Секторный комитет по туризму стал неотъемлемым и эффективным инструментом, обеспечивающим согласованность действий и решение необычных ситуаций, вызванных кризисом COVID-19 и его последствиями. С момента начала кризиса комитет проводит регулярные встречи для определения приоритетных задач и решения потребностей отрасли.

Правительство Малайзии активно продвигает туризм как средство диверсификации экономики и сокращения зависимости от экспорта. Эта отрасль сейчас является вторым по величине источником иностранной валюты для страны. За мониторингом реализации стратегии развития национального туризма стоит Комитет по развитию туризма, действующий под эгидой кабинета министров. В состав этого комитета входят представители различных министерств, туристической индустрии и Национальной туристической компании Малайзии. Вместе они принимают обоснованные решения по различным туристическим вопросам. Тем не менее, в 1989 году произошли значительные изменения, приведшие к реструктуризации Министерства туризма Малайзии[5].

В Великобритании сектором туризма руководит Министерство культуры, медиа и спорта. С момента своего создания в 2003 году Британская туристическая федерация отвечает за координацию промоушн-активностей как для внутреннего, так и для международного туризма. Предоставляя консультационные услуги, организуя выставки и поддерживая широко используемый многоязычный веб-сайт, федерация помогает иностранным туристам эффективно планировать свои поездки[6].

В России федеральные исполнительные органы, ответственные за управление, координацию и реализацию государственных политик в сфере туризма, в разное время прошли множество изменений. Во время рыночных реформ в России были предприняты значительные усилия по реструктуризации исполнительных органов, ответственных за развитие туризма. В 1992 году было создано Министерство культуры и туризма Российской Федерации, за которым последовала учреждение Комитета по делам молодежи, физической культуры и туризма Российской Федерации в 1994 году. Впоследствии, в 1999 году было создано Министерство физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации. В 2000 году Департамент туризма стал частью Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время Ростуризм выполняет функции федерального исполнительного органа, ответственного за предоставление государственных услуг, управление государственной собственностью и осуществление правовых мер в сфере туризма.

Так, активное участие правительства является необходимым для успешной работы туристической индустрии[7]. Оно целесообразно для разработки туристических стратегий и политики развития туризма, сотрудничества с бизнесом по совместным проектам, финансовой поддержки этих инициатив и обеспечения общей туристической инфраструктуры.

Список литературы

  1. Матвеевская А. С. Цифровые технологии международного туризма: мировой опыт //Россия в глобальном мире. – 2022. – №. 22 (45). – С. 31-41.
  2. Котлярович А. П. Инновационные стратегии геоэкономического развития туристского рынка Российской Федерации // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования. – 2023. – С. 278-281.
  3. Дмитриева А. А., Валиева К. Ф. Внутренний туризм России: современные проблемы и стратегические перспективы развития //Молодой учёный. – 2022. – С. 64-68.
  4. Туризм во Франции - Министерство Европы и иностранных дел // France Diplomatie - Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/turizm/article/le-tourisme-en-france (дата обращения: 06.11.23).
  5. Тлеубердинова А. Т. и др. Зарубежный опыт управления развитием туризма на основе механизма государственно-частного партнерства //Вестник университета «Туран». – 2022. – №. 2. – С. 193-201.
  6. Раимова М. Д., Махатов С. И. Пути ускорения развития туризма и повышения его роли в экономике //Gospodarka i Innowacje. – 2022. – Т. 24. – С. 395-400.
  7. Стрембицкая Л.И. Роль государства в развитии туризма и деятельности индустрии // StudNet. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-razvitii-turizma-i-deyatelnosti-industrii (дата обращения: 05.12.2023).

[1] Матвеевская А. С. Цифровые технологии международного туризма: мировой опыт //Россия в глобальном мире. – 2022. – №. 22 (45). – С. 37

[2] Котлярович А. П. Инновационные стратегии геоэкономического развития туристского рынка Российской Федерации // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования. – 2023. – С. 279

[3] Дмитриева А. А., Валиева К. Ф. Внутренний туризм России: современные проблемы и стратегические перспективы развития //Молодой учёный. – 2022. – С. 65

[4] Туризм во Франции - Министерство Европы и иностранных дел // France Diplomatie - Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/turizm/article/le-tourisme-en-france (дата обращения: 06.11.23).

[5] Тлеубердинова А. Т. и др. Зарубежный опыт управления развитием туризма на основе механизма государственно-частного партнерства //Вестник университета «Туран». – 2022. – №. 2. – С. 198

[6] Раимова М. Д., Махатов С. И. Пути ускорения развития туризма и повышения его роли в экономике //Gospodarka i Innowacje. – 2022. – Т. 24. – С. 398

[7] Стрембицкая Л.И. Роль государства в развитии туризма и деятельности индустрии // StudNet. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-razvitii-turizma-i-deyatelnosti-industrii (дата обращения: 05.12.2023).