УДК 631.155.6

Целесообразность и эффективность возделывания кормовых культур в хозяйствах региона и их государственная поддержка

Крапивин Владислав Владимирович – магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова

Научный руководитель Яркова Татьяна Михайловна – доктор экономических наук, профессор Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова

Аннотация: В данной статье обосновывается целесообразность и эффективность возделывания кормовых культур на основе использования инновационных ресурсов. Также, в процессе исследования определено, что у государства есть определённая программа, которая включает в себя набор действий, разделенных на отдельные процедуры с определенной целевой направленностью. Все меры, предусмотренные государственным планом поддержки АПК, считаются необходимыми, поэтому поддержка и решение этих экономических проблем является неотъемлемой частью экономической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: целесообразность, возделывание культур, государственная поддержка.

Целью научно-исследовательской работы является оценка эффективности технологий возделывания кормовых культур и как государство поддерживает данный вид промышленного производства.

Результаты исследования. В связи с нынешними обстоятельствами в мире – постоянно выдвигаются всё новые и строгие требования к повышению эффективности использования государством выделенных бюджетных средств для поддержки фермеров. Решение продовольственной проблемы в Российской Федерации в первую очередь зависит от эффективности функционирования зернового производства, состояние которого во многом определяет социально-политическую и экономическую стабильность в стране, ее продовольственную безопасность.

Одним из наиболее актуальных вопросов импортозамещения является разработка собственной семеноводческой базы. Сейчас, по оценкам экспертов, доля импортных семян в растениеводстве России составляет около 55% кукурузы, 65% картофеля, 73% подсолнечника, более 80% овощей и 97% сахарной свеклы. В то же время Доктрина безопасности пищевых продуктов предполагает, что к 2030 году доля отечественных семян в сельском хозяйстве страны должна достигать не менее 75%.

В связи с этим можно отметить, что агропромышленный комплекс в последнее время постоянно растет благодаря значительной доле государственной поддержки. Государственная поддержка является одним из основных движущих направлений экономики России и оказывает непосредственное влияние на уровень социальной защищенности и стабильное развитие экономики, что на данный момент – долгосрочный приоритет для нашей страны. Государство прилагает все усилия, чтобы активно поддерживать фермеров и предоставлять различные варианты помощи для эффективного развития своего производства, которыми могут пользоваться не только опытные, но и начинающие фермеры.

Основная цель – обеспечить финансовую стабильность агропромышленного комплекса и увеличить количество фермеров. В связи с этим необходимо составить документ о долгосрочной и эффективной поддержки АПК сферы с учетом текущей ситуации и тенденций для дальнейшего развития экономики государства.

Государство поддерживает агробизнес в рамках закона, в котором существуют определённые миссии и важнейшие стратегии для дальнейшей адаптации и развития государственного регулирования сельхоз сферы. Главной целью такого контроля является обеспечение производственной безопасности и обеспеченности страны, стабильности рынка и дальнейшего его развития в Российской Федерации. Цель этих мер – помощь, на которую могут рассчитывать не только опытные аграрии, но также новообразованные фермеры.

Развитие аграрного сектора страны является одной из главных задач для Российской Федерации. Государство может использовать крупномасштабные и интенсивные методы для увеличения производства продовольствия. Совершенствование этой системы позволит стране создать благоприятные условия для развития аграриев, их устойчивого положения на рынке и возможность обеспечить себя всем необходимым.

В России у агропромышленных комплексов есть возможность получения финансовой поддержки от государства, которые перечислены ниже:

  1. Гранты - это безвозмездная финансовая помощь, которая выделяется победителям конкурсов на ограниченные цели. Получатель обязан сообщить, куда и как он потратил денежные средства;
  2. Субвенции выделяются сельскохозяйственным предприятиям на конкретные цели: строительство сельскохозяйственных объектов, жилья для работников сельского хозяйства. Если средства будут потрачены на другие цели, то субвенции будут обязаны вернуться государств;
  3. Льготное кредитование - это выдача кредитов по минимальной ставке, не выше 5% годовых. Они выдаются для определенных сельскохозяйственных целей, требование к фермерам: стабильное финансовое положение, отсутствие просрочек по существующим кредитам;
  4. Субсидии - это финансовая поддержка от государства для возмещения определенной части расходов на определенные цели: например, строительство сельскохозяйственных объектов, приобретение сельскохозяйственной техники, разведение крупного рогатого скота. Они предоставляются бесплатно: вам не нужно будет возвращать средства в качестве займа.
  5. обновление и формирование системы страхования сельскохозяйственных рисков;
  6. развитие элитного семенного хозяйства;
  7. обеспечить стабильное развитие и производство животноводческой продукции;
  8. уход за многолетними растениями;
  9. обеспечение обновления основных фондов сельхозтоваропроизводителей;
  10. поддерживать меры по повышению плодородия почвы;
  11. обеспечить устойчивое развитие сельских районов, включая строительство и содержание автомагистралей, надлежащим образом соединяющих населенные пункты.

Минсельхоз РФ должен сформировать четкую концепцию развития структуры рыночной системы. Эта концепция формирует паритет между малой серией и крупным производством. Конкурентное давление со стороны импорта и крупных сельскохозяйственных производителей приводит к вымыванию малого бизнеса с сельскохозяйственного рынка.

Далее, представим обзор методов государственной поддержки по программам в таблице 1.

Таблица 1. Государственные программы.

Название программы

Цель достижения

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»

Сохранить долю фермеров в общем числе населения Российской Федерации, сократить разрыв в ресурсах между сельскими и городскими домохозяйствами, а также улучшить качество жилья в сельской местности.

Госпрограмма развития сельского хозяйства

Обеспечение продовольственной безопасности РФ с учётом экономической и территориальной доступности продукции во всех категориях, рост экспорта продукции АПК, увеличение инвестиции в основной капитал АПК.

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы

Обеспечить стабильный рост сельскохозяйственного производства, полученный за счет современных достижений научно-технического прогресса: увеличить инновационную активность сельского хозяйства, повысить уровень безопасности агропромышленных комплексов, а также подготовка сотрудников в соответствии с новыми и перспективными направлениями и специальностями.

Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации

Восстановить и повысить плодородие сельскохозяйственных угодий, рационально использовать и не допускать сокращение площадей под сельскохозяйственные культуры, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и соблюдать технологию производства, а также обратно вовлечь давно неиспользуемые пахотные земли.

Развитие рыбохозяйственного комплекса

Обеспечить устойчивый экономический рост, занять лидирующие позиции на мировом рынке водных ресурсов, рыбы и другой продукции, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, расширить и реализовать производство конкурентоспособной рыбной и морской продукции в России. Внедрить развитие системы подготовки, а также повысить квалификацию и переподготовку необходимых кадров реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства и рыболовства.

Достижение целей, обозначенных в государственных программах, возможно при существенных вложениях финансовых, материальных и иных ресурсов, что обеспечивается только значимой государственной поддержкой. Поскольку отрасль испытывает существенные проблемы, государственная политика в сфере развития АПК не может быть однозначной, а методы государственной поддержки – одномерными. Каждое предприятие агропромышленного комплекса (малые и средние сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие фабрики, агропромышленные холдинги, фермерские хозяйства и пр.) занимает определённую нишу и имеет собственную стратегию развития, стремясь к общей цели наполнения рынка сельскохозяйственной продукцией и получения максимально возможной прибыли.

Российская Федерация имеет большой потенциал для выращивания зерна. Чем больше посевные площади, тем больше шансов вырастить больше культур и тем выше прибыль. Например: с 1971 по 1975 год площадь растениеводства составляла 75 млн. га. Сегодня же, по данным Росстата о посевных площадях, лишь в 2022 году сельскохозяйственная площадь страны (под всеми культурами) выросла почти до 82,312 млн. га.

Всё это произошло за счёт осуществления государственных программ и в не малой доле – помощь от государства. Благодаря государственной поддержке, сельхозорганизациям удаётся постоянно наращивать площадь сельскохозяйственных культур, соответственно, это позволяет получать большой валовый сбор, что в свою очередь позволяет получить огромную прибыль с реализации данного вида продукции.

Таблица 2. Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий, тыс. гектаров)

Культуры 

Площади, тыс. гектаров

2018

2019

2020

2021

2022

1

2

3

4

5

6

Вся посевная площадь

79634

79888

79948

80383

82312

Зерновые и зернобобовые культуры - всего

46339

46660

47900

47007

47517

озимые зерновые культуры

16893

17427

18722

17570

18235

яровые зерновые и зернобобовые культуры

29447

29234

29178

29437

29146

Зерновые культуры

43586

44496

45940

44942

45166

пшеница озимая

15296

15835

16914

15669

16723

пшеница яровая

11968

12256

12530

13135

12790

рожь озимая

978

849

980

1033

892

тритикале

154

140

111

125

110

1

2

3

4

5

6

кукуруза на зерно

2452

2593

2855

2954

2863

ячмень озимый

480

621

731

759

660

ячмень яровой

7845

8172

7799

7417

7317

овес

2853

2545

2421

2291

2146

рис

182

194

197

190

174

гречиха

1045

811

873

981

1139

просо

260

393

446

295

237

сорго

71

85

81

90

115

Зернобобовые культуры

2754

2164

1960

2065

2350

из них: горох

1435

1252

1314

1433

1622

 Технические культуры

13959

15174

15896

15485

17811

 Картофель и овощебахчевые культуры

2042

1996

1906

1812

1708

 Кормовые культуры

16342

16124

15425

14751

13857

Судя по таблице можно сделать вывод, что с каждым годом посевные площади увеличиваются. Увеличение посевных площадей позволяет сократить затраты на логистику и экономит время, так как не нужно транспортировать урожай с далеких полей. Это снижает цены на сельскохозяйственную продукцию и делает ее более доступной для потребителей. Несмотря на такое положение. Российская Федерация по площади посева зерновых и зернобобовых культур, в том числе пшеницы и ржи, занимает четвертое место в мире после Индии, Китая и США.

Таблица 3. Посевные площади сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств

Вид хозяйства

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Сельскохозяйственные организации

53579

53253

52678

52710

53735

Хозяйства населения

2432

2313

2266

2294

2313

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

23623

24322

25004

25379

26264

Хозяйства всех категорий

79634

79888

79948

80383

82312

Как видно из таблиц 2 и 3, благодаря выполнению программ и предоставления своей помощи сельхозорганизациям – удаётся наращивать не только посевные площади, но и валовый сбор по сельскохозяйственным культурам.

Насколько государству целесообразно инвестировать в агропромышленный комплекс – рассмотрим на примере производства овса в Пермском крае. Пермский край обладает высоким потенциалом плодородия почв, что делает их идеальными для выращивания овощных и кормовых культур. Значительную часть земельного фонда края составляют кормовые и зерновые культуры, из которых наиболее часто сеют: яровую пшеницу, овес, ячмень, озимую рожь, гречиху. Согласно Росстату, выращивания овса показан в таблице ниже.

Таблица 4. Экономическая эффективность возделывания овса

Показатели

В 2020 году

В 2021 году

В 2022 году

Изменения 2022 г. от 2020 г.

Абсол.

В %

Цена продажи за 1 т., руб.

7247,26

8881,63

12727

5479,74

75,61

Валовый сбор по хозяйствам всех категории, тыс. ц.

804,3

494,6

895,1

90,80

11,29

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

582,8

439,2

1139,1

556,30

95,45

Себестоимость 1 т.

зерна, руб.

6873,11

7561,25

10354,3

3481,21

50,65

Себестоимость продукции, тыс. руб.

552,8

374

926,8

374,00

67,66

Чистая прибыль, тыс. руб.

30

65,2

212,3

182,30

-

Рентабельность производства

5,43

17,43

22,91

17,48

-

Овёс является одной из самых распространенных и важных зерновых культур в мировом производстве. Основной проблемой улучшения и увеличения продовольствия в России является преодоление дефицита продовольствия, который можно частично уменьшить за счет расширения площадей для выращивания овса. Согласно данным, приведенным в таблице 4, выращивание овса является экономически эффективным. Это говорит о том, что предоставленные данные свидетельствуют о правильности разработанной стратегии по выполнению государственных программ и оказании помощи для развития сельского хозяйства.

Список литературы

  1. Гематдинова, В. М. Потенциальные возможности промышленного производства и перспективы расширения ассортимента продуктов питания, обогащённых β-глюканом / В. М. Гематдинова, З. А. Канарская, А. В. Канарский // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. — 2021. — № 2(50). — С. 82–100. — ISSN 2306–2827. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/324626 (дата обращения: 16.11.2023);
  2. Зерновое производство: тренды, модели и возможности в региональном контексте / О. В. Сидоренко, С. И. Матюхин, С. Ю. Гришина [и др.] // Вестник аграрной науки. — 2021. — № 3(90). — С. 158-168. — ISSN 2587-666X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314612 (дата обращения: 25.11.2023).
  3. Криничная, Е. П. Органическое сельское хозяйство России: современное состояние, ключевые проблемы развития и направления государственной поддержки / Е. П. Криничная // Вестник аграрной науки. – 2022. – № 3. – С. 99-106.
  4. Министерство агропромышленного комплекса Пермского края. — https://agro.permkrai.ru
  5. Панферова, Л. В. Особенности субсидирования сельского хозяйства / Л. В. Панферова, Т. В. Кузнецова // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2020. – № 3. – С. 44–48.
  6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — https://permstat.gks.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими: