УДК 631.155.6
Целесообразность и эффективность возделывания кормовых культур в хозяйствах региона и их государственная поддержка
Крапивин Владислав Владимирович – магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова
Научный руководитель Яркова Татьяна Михайловна – доктор экономических наук, профессор Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова
Аннотация: В данной статье обосновывается целесообразность и эффективность возделывания кормовых культур на основе использования инновационных ресурсов. Также, в процессе исследования определено, что у государства есть определённая программа, которая включает в себя набор действий, разделенных на отдельные процедуры с определенной целевой направленностью. Все меры, предусмотренные государственным планом поддержки АПК, считаются необходимыми, поэтому поддержка и решение этих экономических проблем является неотъемлемой частью экономической политики Российской Федерации.
Ключевые слова: целесообразность, возделывание культур, государственная поддержка.
Целью научно-исследовательской работы является оценка эффективности технологий возделывания кормовых культур и как государство поддерживает данный вид промышленного производства.
Результаты исследования. В связи с нынешними обстоятельствами в мире – постоянно выдвигаются всё новые и строгие требования к повышению эффективности использования государством выделенных бюджетных средств для поддержки фермеров. Решение продовольственной проблемы в Российской Федерации в первую очередь зависит от эффективности функционирования зернового производства, состояние которого во многом определяет социально-политическую и экономическую стабильность в стране, ее продовольственную безопасность.
Одним из наиболее актуальных вопросов импортозамещения является разработка собственной семеноводческой базы. Сейчас, по оценкам экспертов, доля импортных семян в растениеводстве России составляет около 55% кукурузы, 65% картофеля, 73% подсолнечника, более 80% овощей и 97% сахарной свеклы. В то же время Доктрина безопасности пищевых продуктов предполагает, что к 2030 году доля отечественных семян в сельском хозяйстве страны должна достигать не менее 75%.
В связи с этим можно отметить, что агропромышленный комплекс в последнее время постоянно растет благодаря значительной доле государственной поддержки. Государственная поддержка является одним из основных движущих направлений экономики России и оказывает непосредственное влияние на уровень социальной защищенности и стабильное развитие экономики, что на данный момент – долгосрочный приоритет для нашей страны. Государство прилагает все усилия, чтобы активно поддерживать фермеров и предоставлять различные варианты помощи для эффективного развития своего производства, которыми могут пользоваться не только опытные, но и начинающие фермеры.
Основная цель – обеспечить финансовую стабильность агропромышленного комплекса и увеличить количество фермеров. В связи с этим необходимо составить документ о долгосрочной и эффективной поддержки АПК сферы с учетом текущей ситуации и тенденций для дальнейшего развития экономики государства.
Государство поддерживает агробизнес в рамках закона, в котором существуют определённые миссии и важнейшие стратегии для дальнейшей адаптации и развития государственного регулирования сельхоз сферы. Главной целью такого контроля является обеспечение производственной безопасности и обеспеченности страны, стабильности рынка и дальнейшего его развития в Российской Федерации. Цель этих мер – помощь, на которую могут рассчитывать не только опытные аграрии, но также новообразованные фермеры.
Развитие аграрного сектора страны является одной из главных задач для Российской Федерации. Государство может использовать крупномасштабные и интенсивные методы для увеличения производства продовольствия. Совершенствование этой системы позволит стране создать благоприятные условия для развития аграриев, их устойчивого положения на рынке и возможность обеспечить себя всем необходимым.
В России у агропромышленных комплексов есть возможность получения финансовой поддержки от государства, которые перечислены ниже:
- Гранты - это безвозмездная финансовая помощь, которая выделяется победителям конкурсов на ограниченные цели. Получатель обязан сообщить, куда и как он потратил денежные средства;
- Субвенции выделяются сельскохозяйственным предприятиям на конкретные цели: строительство сельскохозяйственных объектов, жилья для работников сельского хозяйства. Если средства будут потрачены на другие цели, то субвенции будут обязаны вернуться государств;
- Льготное кредитование - это выдача кредитов по минимальной ставке, не выше 5% годовых. Они выдаются для определенных сельскохозяйственных целей, требование к фермерам: стабильное финансовое положение, отсутствие просрочек по существующим кредитам;
- Субсидии - это финансовая поддержка от государства для возмещения определенной части расходов на определенные цели: например, строительство сельскохозяйственных объектов, приобретение сельскохозяйственной техники, разведение крупного рогатого скота. Они предоставляются бесплатно: вам не нужно будет возвращать средства в качестве займа.
- обновление и формирование системы страхования сельскохозяйственных рисков;
- развитие элитного семенного хозяйства;
- обеспечить стабильное развитие и производство животноводческой продукции;
- уход за многолетними растениями;
- обеспечение обновления основных фондов сельхозтоваропроизводителей;
- поддерживать меры по повышению плодородия почвы;
- обеспечить устойчивое развитие сельских районов, включая строительство и содержание автомагистралей, надлежащим образом соединяющих населенные пункты.
Минсельхоз РФ должен сформировать четкую концепцию развития структуры рыночной системы. Эта концепция формирует паритет между малой серией и крупным производством. Конкурентное давление со стороны импорта и крупных сельскохозяйственных производителей приводит к вымыванию малого бизнеса с сельскохозяйственного рынка.
Далее, представим обзор методов государственной поддержки по программам в таблице 1.
Таблица 1. Государственные программы.
Название программы |
Цель достижения |
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» |
Сохранить долю фермеров в общем числе населения Российской Федерации, сократить разрыв в ресурсах между сельскими и городскими домохозяйствами, а также улучшить качество жилья в сельской местности. |
Госпрограмма развития сельского хозяйства |
Обеспечение продовольственной безопасности РФ с учётом экономической и территориальной доступности продукции во всех категориях, рост экспорта продукции АПК, увеличение инвестиции в основной капитал АПК. |
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы |
Обеспечить стабильный рост сельскохозяйственного производства, полученный за счет современных достижений научно-технического прогресса: увеличить инновационную активность сельского хозяйства, повысить уровень безопасности агропромышленных комплексов, а также подготовка сотрудников в соответствии с новыми и перспективными направлениями и специальностями. |
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации |
Восстановить и повысить плодородие сельскохозяйственных угодий, рационально использовать и не допускать сокращение площадей под сельскохозяйственные культуры, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и соблюдать технологию производства, а также обратно вовлечь давно неиспользуемые пахотные земли. |
Развитие рыбохозяйственного комплекса |
Обеспечить устойчивый экономический рост, занять лидирующие позиции на мировом рынке водных ресурсов, рыбы и другой продукции, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, расширить и реализовать производство конкурентоспособной рыбной и морской продукции в России. Внедрить развитие системы подготовки, а также повысить квалификацию и переподготовку необходимых кадров реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства и рыболовства. |
Достижение целей, обозначенных в государственных программах, возможно при существенных вложениях финансовых, материальных и иных ресурсов, что обеспечивается только значимой государственной поддержкой. Поскольку отрасль испытывает существенные проблемы, государственная политика в сфере развития АПК не может быть однозначной, а методы государственной поддержки – одномерными. Каждое предприятие агропромышленного комплекса (малые и средние сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие фабрики, агропромышленные холдинги, фермерские хозяйства и пр.) занимает определённую нишу и имеет собственную стратегию развития, стремясь к общей цели наполнения рынка сельскохозяйственной продукцией и получения максимально возможной прибыли.
Российская Федерация имеет большой потенциал для выращивания зерна. Чем больше посевные площади, тем больше шансов вырастить больше культур и тем выше прибыль. Например: с 1971 по 1975 год площадь растениеводства составляла 75 млн. га. Сегодня же, по данным Росстата о посевных площадях, лишь в 2022 году сельскохозяйственная площадь страны (под всеми культурами) выросла почти до 82,312 млн. га.
Всё это произошло за счёт осуществления государственных программ и в не малой доле – помощь от государства. Благодаря государственной поддержке, сельхозорганизациям удаётся постоянно наращивать площадь сельскохозяйственных культур, соответственно, это позволяет получать большой валовый сбор, что в свою очередь позволяет получить огромную прибыль с реализации данного вида продукции.
Таблица 2. Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий, тыс. гектаров)
Культуры |
Площади, тыс. гектаров |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вся посевная площадь |
79634 |
79888 |
79948 |
80383 |
82312 |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего |
46339 |
46660 |
47900 |
47007 |
47517 |
озимые зерновые культуры |
16893 |
17427 |
18722 |
17570 |
18235 |
яровые зерновые и зернобобовые культуры |
29447 |
29234 |
29178 |
29437 |
29146 |
Зерновые культуры |
43586 |
44496 |
45940 |
44942 |
45166 |
пшеница озимая |
15296 |
15835 |
16914 |
15669 |
16723 |
пшеница яровая |
11968 |
12256 |
12530 |
13135 |
12790 |
рожь озимая |
978 |
849 |
980 |
1033 |
892 |
тритикале |
154 |
140 |
111 |
125 |
110 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
кукуруза на зерно |
2452 |
2593 |
2855 |
2954 |
2863 |
ячмень озимый |
480 |
621 |
731 |
759 |
660 |
ячмень яровой |
7845 |
8172 |
7799 |
7417 |
7317 |
овес |
2853 |
2545 |
2421 |
2291 |
2146 |
рис |
182 |
194 |
197 |
190 |
174 |
гречиха |
1045 |
811 |
873 |
981 |
1139 |
просо |
260 |
393 |
446 |
295 |
237 |
сорго |
71 |
85 |
81 |
90 |
115 |
Зернобобовые культуры |
2754 |
2164 |
1960 |
2065 |
2350 |
из них: горох |
1435 |
1252 |
1314 |
1433 |
1622 |
Технические культуры |
13959 |
15174 |
15896 |
15485 |
17811 |
Картофель и овощебахчевые культуры |
2042 |
1996 |
1906 |
1812 |
1708 |
Кормовые культуры |
16342 |
16124 |
15425 |
14751 |
13857 |
Судя по таблице можно сделать вывод, что с каждым годом посевные площади увеличиваются. Увеличение посевных площадей позволяет сократить затраты на логистику и экономит время, так как не нужно транспортировать урожай с далеких полей. Это снижает цены на сельскохозяйственную продукцию и делает ее более доступной для потребителей. Несмотря на такое положение. Российская Федерация по площади посева зерновых и зернобобовых культур, в том числе пшеницы и ржи, занимает четвертое место в мире после Индии, Китая и США.
Таблица 3. Посевные площади сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств
Вид хозяйства |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Сельскохозяйственные организации |
53579 |
53253 |
52678 |
52710 |
53735 |
Хозяйства населения |
2432 |
2313 |
2266 |
2294 |
2313 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
23623 |
24322 |
25004 |
25379 |
26264 |
Хозяйства всех категорий |
79634 |
79888 |
79948 |
80383 |
82312 |
Как видно из таблиц 2 и 3, благодаря выполнению программ и предоставления своей помощи сельхозорганизациям – удаётся наращивать не только посевные площади, но и валовый сбор по сельскохозяйственным культурам.
Насколько государству целесообразно инвестировать в агропромышленный комплекс – рассмотрим на примере производства овса в Пермском крае. Пермский край обладает высоким потенциалом плодородия почв, что делает их идеальными для выращивания овощных и кормовых культур. Значительную часть земельного фонда края составляют кормовые и зерновые культуры, из которых наиболее часто сеют: яровую пшеницу, овес, ячмень, озимую рожь, гречиху. Согласно Росстату, выращивания овса показан в таблице ниже.
Таблица 4. Экономическая эффективность возделывания овса
Показатели |
В 2020 году |
В 2021 году |
В 2022 году |
Изменения 2022 г. от 2020 г. |
|
Абсол. |
В % |
||||
Цена продажи за 1 т., руб. |
7247,26 |
8881,63 |
12727 |
5479,74 |
75,61 |
Валовый сбор по хозяйствам всех категории, тыс. ц. |
804,3 |
494,6 |
895,1 |
90,80 |
11,29 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
582,8 |
439,2 |
1139,1 |
556,30 |
95,45 |
Себестоимость 1 т. зерна, руб. |
6873,11 |
7561,25 |
10354,3 |
3481,21 |
50,65 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
552,8 |
374 |
926,8 |
374,00 |
67,66 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
30 |
65,2 |
212,3 |
182,30 |
- |
Рентабельность производства |
5,43 |
17,43 |
22,91 |
17,48 |
- |
Овёс является одной из самых распространенных и важных зерновых культур в мировом производстве. Основной проблемой улучшения и увеличения продовольствия в России является преодоление дефицита продовольствия, который можно частично уменьшить за счет расширения площадей для выращивания овса. Согласно данным, приведенным в таблице 4, выращивание овса является экономически эффективным. Это говорит о том, что предоставленные данные свидетельствуют о правильности разработанной стратегии по выполнению государственных программ и оказании помощи для развития сельского хозяйства.
Список литературы
- Гематдинова, В. М. Потенциальные возможности промышленного производства и перспективы расширения ассортимента продуктов питания, обогащённых β-глюканом / В. М. Гематдинова, З. А. Канарская, А. В. Канарский // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. — 2021. — № 2(50). — С. 82–100. — ISSN 2306–2827. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/324626 (дата обращения: 16.11.2023);
- Зерновое производство: тренды, модели и возможности в региональном контексте / О. В. Сидоренко, С. И. Матюхин, С. Ю. Гришина [и др.] // Вестник аграрной науки. — 2021. — № 3(90). — С. 158-168. — ISSN 2587-666X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314612 (дата обращения: 25.11.2023).
- Криничная, Е. П. Органическое сельское хозяйство России: современное состояние, ключевые проблемы развития и направления государственной поддержки / Е. П. Криничная // Вестник аграрной науки. – 2022. – № 3. – С. 99-106.
- Министерство агропромышленного комплекса Пермского края. — https://agro.permkrai.ru
- Панферова, Л. В. Особенности субсидирования сельского хозяйства / Л. В. Панферова, Т. В. Кузнецова // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2020. – № 3. – С. 44–48.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — https://permstat.gks.ru