УДК   334.025

Проблемы трансформации и повышения эффективности управления системой здравоохранения Республики Казахстан

Шерстюк Василий Юрьевия – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)

Айдаров Тофик Аликович – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)

Асқарбеков Дәурен – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)Казахстан, г. Шымкент

Қошпан Анель Малікқызы – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)Казахстан, г. Шымкент

Даулеткулов Ерлан Джауыншиевич – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматривается такая актуальная проблема как необходимость улучшения системы здравоохранения Республики Казахстан. Существующая на сегодня система здравоохранения в Казахстане и других странах формировалась и совершенствовалась столетиями и считалась важнейшим достижением человечества. Однако недавняя пандемия  COVID-19, унесла жизни почти 7 млн. человек и показала явную необходимость улучшения системы здравоохранения практически всех стран. Мы изучили сильные и слабые стороны первичных типов здравоохранения: государственного, основанного на всеобщем страховании и рыночного. Основной вывод наших исследований состоит в том, что система здравоохранения Казахстана должна совмещать в себе лучшие элементы всех трёх типов, но при этом основываться на государственном управлении системы здравоохранения.

Ключевые слова: система здравоохранения, типы систем здравоохранения, здравоохранение Казахстана, государственный тип системы здравоохранения, всеобщее страхование здоровья, частный тип системы здравоохранения.

Навряд ли кто-то будет спорить, что современная систем здравоохранения, далее — СЗ, является одним из ключевых благ и достижений современного общества. Практически во всех странах снижается заболеваемость и детская смертность, заметно увеличивается продолжительность жизни. Но, в то же время, появляются и новые угрозы: СПИД, COVID-19, вспышки всевозможных инфекций и вирусов, которые периодически проверяют СЗ всех стран на прочность.

Можно предположить, что менее развитые страны могут просто скопировать СЗ из более развитых стран. Это сэкономит им как время так и ресурсы по внедрению эффективной СЗ. Однако, не всё так просто, например, COVID-19 унёс больше всего жизней именно в высокоразвитых странах: США – 1183470  смертей, Великобритания – 232112 смертей, Франция – 167642  смертей, Германия – 178162 смертей на конец ноября 2023г.

Фундаментом любой СЗ является её первичный тип, который во многом и определяет эффективность всей СЗ. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие первичные типы СЗ: 1 – государственная, 2 –основанная на всеобщем страховании здоровья, 3 – рыночная или частная. Как правило, СЗ большинства стран совмещают в себе все эти три типа с доминированием одного из них. 

С одной стороны, сфера здравоохранения Казахстана имеет явны тренд положительного развития, который отмечается как отечественными так и зарубежными экспертами: ВОЗ, Всемирный Банк, МВФ и др. Так, например, смертность от наиболее распространенной причины летальных исходов населения РК – болезней системы кровообращения, снизилась за последние 3 года на 20,3%. А ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 71,4 до 74,4 лет. Но в тоже время отечественное здравоохранение всё ещё не соответствует уровню развития нашей страны. В Казахстане почти в два раза выше уровень заболеваемости почек, по сравнению с развитыми странами. 43% населения страдают гипертоническими заболеваниями, тгда как в среднем в мире этот показатель только 34%.

Сегодня СЗ в Казахстане основывается на государственном типе, таком же как во Франции и Великобритании. Такой выбор продиктован пониманием того, что здравоохранение является общественным благом. Данная система осталась в Казахстане по наследству от СССР. При данном типе здравоохранения перед СЗ ставится ряд целей и выбираются оптимальные пути их достижения.  С переходом к рынку только ленивый не критиковал эту систему здравоохранения за неповоротливость, бюрократизацию, коррумпированность и неэффективность. СЗ на основе этого типа позволяет качественно планировать и последовательно достигать стратегические цели. А также логично соединять и последовательно развивать здравоохранение и смежные с ним сферы: науку и подготовку персонала, фармацевтику, производство медицинского оборудования, учреждения  по реабилитации. Также данный тип СЗ позволяет быстро мобилизовать ресурсы всей страны. В качестве примера, например, можно вспомнить успехи советской медицины по предотвращению вспышки черной оспы в Москве в 1959-1960 гг. когда буквально за несколько недель удалось выявить и изолировать все очаги опасного заболевания.

Однако, данная система эффективно работает во первых если эффективно работает вся система государственного управления, а во вторых если государство выделяет достаточно средств на функционирование всей сферы здравоохранения. В Казахстане доля государственных расходов на здравоохранение составляет сегодня не более 3,48% от ВВП или 450$ на 1 человека в год. Хотя, согласно планам Правительства эта доля будет увеличена к 2027г. До 5%. В той же Франции или Великобритании эта доля сегодня составляет соответственно 11,3% и 4026$ и 9,48% и 4356$. Ярким результатом такого дефицитного финансирования является то, что продолжительность жизни населения в Казахстане меньше на 10-15 лет чем в развитых странах. Конечно, нельзя сказать что государство не уделяет внимание вопросам финансирования этой сферы, так ежегодно увеличивается зарплата медицинских работников на 10%-30%, в каждом регионе страны строятся новые больницы, облегчается доступ сельского населения к медицинским услугам. При этом государственное финансирование не исключает и другие источники, например во Франции из государственного бюджета финансируется только 10% всех расходов на здравоохранение, 70% из страховых фондов и 20% личные средства граждан.

Система здравоохранения, основанная на всеобщем страховании граждан стала внедряться в европейских странах начиная со второй половины ХХв.  Сегодня она применяется в таких странах как Германия, Япония, Канада и других. Выбор был продиктован необходимостью поиска дополнительных источников финансирования и усилением контроля за сферой здравоохранения со стороны общественных институтов. Здравоохранение здесь уже рассматривается как квазиобщественное благо. Конечно, государственное финансирование здесь не отменяется, так, в вышеупомянутых странах доля государственных расходов на здравоохранение составляет 7%-11% от ВВП. Как правило структура расходов на здравоохранение здесь следующая: 60%-70% средства страховых фондов, 15% средства государственного бюджета и 15% собственные средства граждан. О перспективности СЗ, основанной на всеобщем страховании, говорит хотя бы такой факт, что первые 10 строчек в рейтинге стран с самой лучшей системой здравоохранения, по версии Международного рейтингового агентства Numbeo, занимают именно страны с данным типом СЗ, это Тайвань, Южная Корея, Япония, Дания и др.

Конечно, внедрение в Казахстане, системы страхования позволило бы получить дополнительные источники финансирования. Данная СЗ предполагает аккумулирование значительных средств в частных и государственных фондах, а также инвестирование этих средств в различные финансовые инструменты, в основном в государственные облигации. Поэтому основная проблема внедрения данной СЗ для Казахстана заключается в том как добиться эффективной работы страховых фондов если мы имеем непредсказуемую  инфляцию от 10% до 20%, а то и более процентов в год. А доходность государственных облигаций чаще всего не превышает и 10% в год. При этом финансовый рынок по сути находится в зачаточном состоянии, а системы финансов и государственного управления не редко сотрясают коррупционные скандалы. Кроме этого нельзя не учитывать и низкую финансовую дисциплину, особенно тех, кто занят в частном секторе. Будет ли работодатель честно отчислять в фонд здравоохранения, если он даже зарплату своим работникам зачастую отдаёт в «конверте», чтобы платить меньше налогов.

 Использование частного типа СЗ имеет наиболее длительную историю. По сути до начала ХХ в. практически, во всех странах только он и использовалась. Она основывается на постулате, что здравоохранение является частным благом. Внедрение данной системы далеко не значит, что государство полностью перекладывает финансирование здравоохранения на частный сектор. Например, наибольшая доля государственных расходов в государственном бюджете имеется у США – 17,08%, которые как раз и используют данную систему. Её основным преимуществом является высокая конкуренция между учреждениями здравоохранения, что и должно обеспечить её эффективность. До пандемии COVID-19 СЗ США считалась одной из самых передовых в мире, однако самое большое количество смертей в мире от коронавируса, показали, что она далеко не всегда может дать адекватный ответ на угрозы. Рост населения, улучшение качества жизни, а, вместе с этим, и большее внимание к своему здоровью, появление новых заболеваний и расширение спектра оказываемых услуг  неизменно увеличивают рынок услуг здравоохранения. Что в свою очередь делает крайне необходимой конкуренцию в этой сфере. Однако, уменьшение государственного контроля неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и росту на них цен. Нередко такую систему критикуют за то, что она направлена на лечение избранных, которые способны хорошо заплатить, а значительная часть населения остаётся без качественного обслуживания. Причём, к сожалению, люди с серьёзными заболеваниями, чаще всего не имеют высоких доходов и поэтому не способны без посторонней помощи оплачивать своё лечение.

Переход Казахстана к рынку повысил интерес к данной системе. В результате сегодня частные учреждения медицины: больницы, клиники, учреждения по подготовке персонала составляют серьезную конкуренцию государственному сектору, повышая эффективность всего отечественного здравоохранения. Более того, например, аптечная сеть полностью состоит из частных фирм, что затрудняет государственный контроль и приводит к быстрому росту цен на лекарства. Рыночные отношения в здравоохранении передовых зарубежных стран формировались столетиями и людям хорошо известно к каким большим затратам может приводить лечение. Отсюда и периодические осмотры у врачей, чтобы уже на начальной стадии начать лечение.

 К сожалению, мы зачастую обращаемся к врачам когда боль уже становится нетерпимой, при этом самостоятельно перепробовав все возможные лекарства, по советам «знающих людей». Часто при работе не соблюдаются такие нормы организации труда, как 8 часовой рабочий день  и своевременное горячее питание, которые действительно были достижениями советской системы. Рабочие, не имея альтернатив или поддавшись посулам работодателей, а то и просто не понимая опасность своей деятельности соглашаются на выполнение вредных и опасных работ, а когда получают травмы и профессиональные заболевания остаются никому не нужны, одни со  своими заболеваниями.

Сегодня в Казахстане в среднем на 100000 населения приходится 400 врачей всех квалификаций и направлений. Это вполне сопоставимо со странами с высоким уровнем здравоохранения. Но и проблем тоже немало. Прежде всего это высокая степень износа медицинского оборудования, которая в среднем по стране составляет 66%, при этом износ лабораторного оборудования и того больше — 83,48%. По словам министра здравоохранения РК А. Гиният: «Имеющийся парк аппаратов для лучевой терапии устарел на 50%, а в 7 областях Республики такие аппараты вообще отсутствуют». Ситуацию ещё усугубляет и то, что практически 95% процентов всего медицинского оборудования импортируется из-за рубежа. Дефицит медицинской техники особенно проявляется в частных организациях оказывающих медицинский услуги в сельской местности. Так низкая платежеспособность сельского населения не позволяет повышать тарифы на оказание медицинских услуги, а заёмные источники финансирования обходятся слишком дорого. По нашему мнению ситуацию могло бы исправить внедрение лизинговых механизмов по приобретению медицинской техники частными медицинскими организациями. Здесь нельзя ни отметить, что система лизинга у нас уже успешно опробована в таких сферах как сельское хозяйство и авиаперевозка. Большой проблемой здравоохранения РК является высокая степень зависимости от иностранных лекарств и дефицит по ряду медицинских специальностей, прежде всего средний и младший медицинский персонал.

 Эффективная система здравоохранения не только способна оказывать качественные и доступные услуги, но и стимулирует население самостоятельно следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и правильно питаться. В свете этого рационально ввести соответствующие занятия во всех образовательных учреждениях. Социально-экономические отношения в здравоохранении передовых зарубежных стран формировались столетиями и людям хорошо известно к каким большим затратам может приводить лечение. Отсюда и периодические осмотры у врачей, чтобы уже на начальной стадии начать лечение.

Итак, на основе вышеизложенного можно заключить, что наиболее оптимальной СЗ для Казахстана является система, основанная на государственном типе с постепеным переходом к смешанному типу. В пользу этого говорят традиционные, отработанные десятилетиями инструменты и методы управления. Аналитическое агенство Bloomberg считает, что по эффективности казахстанская СЗ находится на 44 месте. Ещё большего оптимизма вызывает тот факт, что 7-9 лет назад по этому показателю Казахстан находился далеко за первой сотней. Для справки, сегодня  Германия на 45, а США на 55 месте. Поэтому в Казахстане вопрос стоит не о замене одного типа СЗ на другой, а в том как улучшить СЗ.  И здесь как раз очень полезен опыт высокоразвитых стран. Эффективность здравоохранения как сегодня так и в перспективе будет определяться её способностью отвечать новым угрозам, таким как пандемия COVID-19. А для этого  СЗ должна, быть гибкой и способной быстро трансформироваться и совершенствоваться. Что в свою очередь можно добиться если СЗ совмещает в себе лучшие характеристики всех рассмотренных выше её типов.  Именно такой синтез приведет к усилению конкуренции, появлению новых источников финансирования и более качественному контролю. В ближайшей перспективе  реформирование здравоохранения в Казахстане будет заключаться во внедрении Единой национальной системы здравоохранения, развитии телемедицины, конкурсной закупки мед оборудования и лекарств, развитии обязательного медицинского страхования. 

По прогнозам Министерства здравоохранения РК развитие данной СЗ имеет хорошие перспективы и позволит вывести отечественное здравоохранение на новую орбиту развития (таблица 1)

Таблица 1. Индикаторы развития здравоохранения РК.

Индикаторы

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

факт

план

1.

Износ объектов инфраструктуры здравоохранения РК, в %

49,3

42,49

39,58

37,09

34,49

3069

28,08

19,89

2.

Доля нетиповых (приспособленных) объектов здравоохранения, в %

35,49

32,09

30,09

29,089

28,49

27,58

26,49

25,09

3.

Уровень удовлетворенности населения доступностью медицинских услуг и их качеством, в %

73,02

76,48

80,02

81,02

82,02

82,88

83,08

83,78

4.

Количество инвестиционных проектов, реализуемых через ГЧП (с нарастающим показателем)

1

3

9

15

25

32

40

50

5.

Доля казахстанских производителей на рынке ЛС и МИ, в %

32,8

39,8

49,3

52,8

54,7

56,8

58,8

59,7

6.

Оснащенность объектов здравоохранения медицинским и лабораторным оборудованием, в %

65,78

70,02

75,02

77,02

80,02

85,02

87,48

88,02

7.

Уровень дефицита в квалифицированном медицинском персонале

4,5887

4,58

4,43

4,25

4,08

3,85

3,48

3,02

 В пользу перехода к смешанному типу СЗ свидетельствуеттот факт, что хотя в Казахстане государственные больнчные организации и доминируют, со своей долей 61,48%, но количество частных больничных организаций ежегодно стабильно увеличивается на 10%, тогда как государственных только на 3%-5%.

Список литературы

  1. Гекиев Р.И. Управление системой здравоохранения Республике Казахстан. // IV Международная научно-практическая конференция: «Инновационные исследования как основа развития научной мысли». ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе Россия, г. Анапа, 2023 г. С. 11-15.
  2. Рахимова А.О. Стратегическое развитие системы здравоохранения в Республике Казахстан // В сборнике: Приоритеты мировой науки: новые подходы и актуальные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXXVIII Международной научно-практической конференции. Россия, г. Анапа, 2023 г. С. 17-21.
  3. Кушнов В.В. Основы государственного управления в области здравоохранения // В сборнике: Власть и общество: история, современное состояние и тенденции развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. В.В. Наумкина, отв. ред. В.Н. Козлова. Абакан, 2023. С. 181-183.
  4. Барматова С.П. Здоровье населения и состояние системы здравоохранения – залог устойчивого развития общества // В сборнике: Социальная коммуникация в современном российском обществе. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. В.А. Мансуров, Т.З. Адамьянц, ред. Е.Ю. Иванова, П.С. Юрьев. Москва, 2023. С. 438-443.
  5. Муслимов М.И. Теоретические подходы к обеспечению эффективного взаимодействия государственных и негосударственных медицинских учреждений в формате государственно-частного партнёрства // Менеджер здравоохранени. 2021 № 8. С.12-20.
  6. Бахчёва П.В. Анализ основных проблем в системе здравоохранения // Молодой ученый. 2022. № 17 (412) С. 158-160.

Интересная статья? Поделись ей с другими: