УДК 334.025
Проблемы трансформации и повышения эффективности управления системой здравоохранения Республики Казахстан
Шерстюк Василий Юрьевия – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)
Айдаров Тофик Аликович – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)
Асқарбеков Дәурен – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)Казахстан, г. Шымкент
Қошпан Анель Малікқызы – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)Казахстан, г. Шымкент
Даулеткулов Ерлан Джауыншиевич – магистрант кафедры «Экономическая теория» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан)
Аннотация: В статье рассматривается такая актуальная проблема как необходимость улучшения системы здравоохранения Республики Казахстан. Существующая на сегодня система здравоохранения в Казахстане и других странах формировалась и совершенствовалась столетиями и считалась важнейшим достижением человечества. Однако недавняя пандемия COVID-19, унесла жизни почти 7 млн. человек и показала явную необходимость улучшения системы здравоохранения практически всех стран. Мы изучили сильные и слабые стороны первичных типов здравоохранения: государственного, основанного на всеобщем страховании и рыночного. Основной вывод наших исследований состоит в том, что система здравоохранения Казахстана должна совмещать в себе лучшие элементы всех трёх типов, но при этом основываться на государственном управлении системы здравоохранения.
Ключевые слова: система здравоохранения, типы систем здравоохранения, здравоохранение Казахстана, государственный тип системы здравоохранения, всеобщее страхование здоровья, частный тип системы здравоохранения.
Навряд ли кто-то будет спорить, что современная систем здравоохранения, далее — СЗ, является одним из ключевых благ и достижений современного общества. Практически во всех странах снижается заболеваемость и детская смертность, заметно увеличивается продолжительность жизни. Но, в то же время, появляются и новые угрозы: СПИД, COVID-19, вспышки всевозможных инфекций и вирусов, которые периодически проверяют СЗ всех стран на прочность.
Можно предположить, что менее развитые страны могут просто скопировать СЗ из более развитых стран. Это сэкономит им как время так и ресурсы по внедрению эффективной СЗ. Однако, не всё так просто, например, COVID-19 унёс больше всего жизней именно в высокоразвитых странах: США – 1183470 смертей, Великобритания – 232112 смертей, Франция – 167642 смертей, Германия – 178162 смертей на конец ноября 2023г.
Фундаментом любой СЗ является её первичный тип, который во многом и определяет эффективность всей СЗ. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие первичные типы СЗ: 1 – государственная, 2 –основанная на всеобщем страховании здоровья, 3 – рыночная или частная. Как правило, СЗ большинства стран совмещают в себе все эти три типа с доминированием одного из них.
С одной стороны, сфера здравоохранения Казахстана имеет явны тренд положительного развития, который отмечается как отечественными так и зарубежными экспертами: ВОЗ, Всемирный Банк, МВФ и др. Так, например, смертность от наиболее распространенной причины летальных исходов населения РК – болезней системы кровообращения, снизилась за последние 3 года на 20,3%. А ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 71,4 до 74,4 лет. Но в тоже время отечественное здравоохранение всё ещё не соответствует уровню развития нашей страны. В Казахстане почти в два раза выше уровень заболеваемости почек, по сравнению с развитыми странами. 43% населения страдают гипертоническими заболеваниями, тгда как в среднем в мире этот показатель только 34%.
Сегодня СЗ в Казахстане основывается на государственном типе, таком же как во Франции и Великобритании. Такой выбор продиктован пониманием того, что здравоохранение является общественным благом. Данная система осталась в Казахстане по наследству от СССР. При данном типе здравоохранения перед СЗ ставится ряд целей и выбираются оптимальные пути их достижения. С переходом к рынку только ленивый не критиковал эту систему здравоохранения за неповоротливость, бюрократизацию, коррумпированность и неэффективность. СЗ на основе этого типа позволяет качественно планировать и последовательно достигать стратегические цели. А также логично соединять и последовательно развивать здравоохранение и смежные с ним сферы: науку и подготовку персонала, фармацевтику, производство медицинского оборудования, учреждения по реабилитации. Также данный тип СЗ позволяет быстро мобилизовать ресурсы всей страны. В качестве примера, например, можно вспомнить успехи советской медицины по предотвращению вспышки черной оспы в Москве в 1959-1960 гг. когда буквально за несколько недель удалось выявить и изолировать все очаги опасного заболевания.
Однако, данная система эффективно работает во первых если эффективно работает вся система государственного управления, а во вторых если государство выделяет достаточно средств на функционирование всей сферы здравоохранения. В Казахстане доля государственных расходов на здравоохранение составляет сегодня не более 3,48% от ВВП или 450$ на 1 человека в год. Хотя, согласно планам Правительства эта доля будет увеличена к 2027г. До 5%. В той же Франции или Великобритании эта доля сегодня составляет соответственно 11,3% и 4026$ и 9,48% и 4356$. Ярким результатом такого дефицитного финансирования является то, что продолжительность жизни населения в Казахстане меньше на 10-15 лет чем в развитых странах. Конечно, нельзя сказать что государство не уделяет внимание вопросам финансирования этой сферы, так ежегодно увеличивается зарплата медицинских работников на 10%-30%, в каждом регионе страны строятся новые больницы, облегчается доступ сельского населения к медицинским услугам. При этом государственное финансирование не исключает и другие источники, например во Франции из государственного бюджета финансируется только 10% всех расходов на здравоохранение, 70% из страховых фондов и 20% личные средства граждан.
Система здравоохранения, основанная на всеобщем страховании граждан стала внедряться в европейских странах начиная со второй половины ХХв. Сегодня она применяется в таких странах как Германия, Япония, Канада и других. Выбор был продиктован необходимостью поиска дополнительных источников финансирования и усилением контроля за сферой здравоохранения со стороны общественных институтов. Здравоохранение здесь уже рассматривается как квазиобщественное благо. Конечно, государственное финансирование здесь не отменяется, так, в вышеупомянутых странах доля государственных расходов на здравоохранение составляет 7%-11% от ВВП. Как правило структура расходов на здравоохранение здесь следующая: 60%-70% средства страховых фондов, 15% средства государственного бюджета и 15% собственные средства граждан. О перспективности СЗ, основанной на всеобщем страховании, говорит хотя бы такой факт, что первые 10 строчек в рейтинге стран с самой лучшей системой здравоохранения, по версии Международного рейтингового агентства Numbeo, занимают именно страны с данным типом СЗ, это Тайвань, Южная Корея, Япония, Дания и др.
Конечно, внедрение в Казахстане, системы страхования позволило бы получить дополнительные источники финансирования. Данная СЗ предполагает аккумулирование значительных средств в частных и государственных фондах, а также инвестирование этих средств в различные финансовые инструменты, в основном в государственные облигации. Поэтому основная проблема внедрения данной СЗ для Казахстана заключается в том как добиться эффективной работы страховых фондов если мы имеем непредсказуемую инфляцию от 10% до 20%, а то и более процентов в год. А доходность государственных облигаций чаще всего не превышает и 10% в год. При этом финансовый рынок по сути находится в зачаточном состоянии, а системы финансов и государственного управления не редко сотрясают коррупционные скандалы. Кроме этого нельзя не учитывать и низкую финансовую дисциплину, особенно тех, кто занят в частном секторе. Будет ли работодатель честно отчислять в фонд здравоохранения, если он даже зарплату своим работникам зачастую отдаёт в «конверте», чтобы платить меньше налогов.
Использование частного типа СЗ имеет наиболее длительную историю. По сути до начала ХХ в. практически, во всех странах только он и использовалась. Она основывается на постулате, что здравоохранение является частным благом. Внедрение данной системы далеко не значит, что государство полностью перекладывает финансирование здравоохранения на частный сектор. Например, наибольшая доля государственных расходов в государственном бюджете имеется у США – 17,08%, которые как раз и используют данную систему. Её основным преимуществом является высокая конкуренция между учреждениями здравоохранения, что и должно обеспечить её эффективность. До пандемии COVID-19 СЗ США считалась одной из самых передовых в мире, однако самое большое количество смертей в мире от коронавируса, показали, что она далеко не всегда может дать адекватный ответ на угрозы. Рост населения, улучшение качества жизни, а, вместе с этим, и большее внимание к своему здоровью, появление новых заболеваний и расширение спектра оказываемых услуг неизменно увеличивают рынок услуг здравоохранения. Что в свою очередь делает крайне необходимой конкуренцию в этой сфере. Однако, уменьшение государственного контроля неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и росту на них цен. Нередко такую систему критикуют за то, что она направлена на лечение избранных, которые способны хорошо заплатить, а значительная часть населения остаётся без качественного обслуживания. Причём, к сожалению, люди с серьёзными заболеваниями, чаще всего не имеют высоких доходов и поэтому не способны без посторонней помощи оплачивать своё лечение.
Переход Казахстана к рынку повысил интерес к данной системе. В результате сегодня частные учреждения медицины: больницы, клиники, учреждения по подготовке персонала составляют серьезную конкуренцию государственному сектору, повышая эффективность всего отечественного здравоохранения. Более того, например, аптечная сеть полностью состоит из частных фирм, что затрудняет государственный контроль и приводит к быстрому росту цен на лекарства. Рыночные отношения в здравоохранении передовых зарубежных стран формировались столетиями и людям хорошо известно к каким большим затратам может приводить лечение. Отсюда и периодические осмотры у врачей, чтобы уже на начальной стадии начать лечение.
К сожалению, мы зачастую обращаемся к врачам когда боль уже становится нетерпимой, при этом самостоятельно перепробовав все возможные лекарства, по советам «знающих людей». Часто при работе не соблюдаются такие нормы организации труда, как 8 часовой рабочий день и своевременное горячее питание, которые действительно были достижениями советской системы. Рабочие, не имея альтернатив или поддавшись посулам работодателей, а то и просто не понимая опасность своей деятельности соглашаются на выполнение вредных и опасных работ, а когда получают травмы и профессиональные заболевания остаются никому не нужны, одни со своими заболеваниями.
Сегодня в Казахстане в среднем на 100000 населения приходится 400 врачей всех квалификаций и направлений. Это вполне сопоставимо со странами с высоким уровнем здравоохранения. Но и проблем тоже немало. Прежде всего это высокая степень износа медицинского оборудования, которая в среднем по стране составляет 66%, при этом износ лабораторного оборудования и того больше — 83,48%. По словам министра здравоохранения РК А. Гиният: «Имеющийся парк аппаратов для лучевой терапии устарел на 50%, а в 7 областях Республики такие аппараты вообще отсутствуют». Ситуацию ещё усугубляет и то, что практически 95% процентов всего медицинского оборудования импортируется из-за рубежа. Дефицит медицинской техники особенно проявляется в частных организациях оказывающих медицинский услуги в сельской местности. Так низкая платежеспособность сельского населения не позволяет повышать тарифы на оказание медицинских услуги, а заёмные источники финансирования обходятся слишком дорого. По нашему мнению ситуацию могло бы исправить внедрение лизинговых механизмов по приобретению медицинской техники частными медицинскими организациями. Здесь нельзя ни отметить, что система лизинга у нас уже успешно опробована в таких сферах как сельское хозяйство и авиаперевозка. Большой проблемой здравоохранения РК является высокая степень зависимости от иностранных лекарств и дефицит по ряду медицинских специальностей, прежде всего средний и младший медицинский персонал.
Эффективная система здравоохранения не только способна оказывать качественные и доступные услуги, но и стимулирует население самостоятельно следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и правильно питаться. В свете этого рационально ввести соответствующие занятия во всех образовательных учреждениях. Социально-экономические отношения в здравоохранении передовых зарубежных стран формировались столетиями и людям хорошо известно к каким большим затратам может приводить лечение. Отсюда и периодические осмотры у врачей, чтобы уже на начальной стадии начать лечение.
Итак, на основе вышеизложенного можно заключить, что наиболее оптимальной СЗ для Казахстана является система, основанная на государственном типе с постепеным переходом к смешанному типу. В пользу этого говорят традиционные, отработанные десятилетиями инструменты и методы управления. Аналитическое агенство Bloomberg считает, что по эффективности казахстанская СЗ находится на 44 месте. Ещё большего оптимизма вызывает тот факт, что 7-9 лет назад по этому показателю Казахстан находился далеко за первой сотней. Для справки, сегодня Германия на 45, а США на 55 месте. Поэтому в Казахстане вопрос стоит не о замене одного типа СЗ на другой, а в том как улучшить СЗ. И здесь как раз очень полезен опыт высокоразвитых стран. Эффективность здравоохранения как сегодня так и в перспективе будет определяться её способностью отвечать новым угрозам, таким как пандемия COVID-19. А для этого СЗ должна, быть гибкой и способной быстро трансформироваться и совершенствоваться. Что в свою очередь можно добиться если СЗ совмещает в себе лучшие характеристики всех рассмотренных выше её типов. Именно такой синтез приведет к усилению конкуренции, появлению новых источников финансирования и более качественному контролю. В ближайшей перспективе реформирование здравоохранения в Казахстане будет заключаться во внедрении Единой национальной системы здравоохранения, развитии телемедицины, конкурсной закупки мед оборудования и лекарств, развитии обязательного медицинского страхования.
По прогнозам Министерства здравоохранения РК развитие данной СЗ имеет хорошие перспективы и позволит вывести отечественное здравоохранение на новую орбиту развития (таблица 1)
Таблица 1. Индикаторы развития здравоохранения РК.
№ |
Индикаторы |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
факт |
план |
||||||||
1. |
Износ объектов инфраструктуры здравоохранения РК, в % |
49,3 |
42,49 |
39,58 |
37,09 |
34,49 |
3069 |
28,08 |
19,89 |
2. |
Доля нетиповых (приспособленных) объектов здравоохранения, в % |
35,49 |
32,09 |
30,09 |
29,089 |
28,49 |
27,58 |
26,49 |
25,09 |
3. |
Уровень удовлетворенности населения доступностью медицинских услуг и их качеством, в % |
73,02 |
76,48 |
80,02 |
81,02 |
82,02 |
82,88 |
83,08 |
83,78 |
4. |
Количество инвестиционных проектов, реализуемых через ГЧП (с нарастающим показателем) |
1 |
3 |
9 |
15 |
25 |
32 |
40 |
50 |
5. |
Доля казахстанских производителей на рынке ЛС и МИ, в % |
32,8 |
39,8 |
49,3 |
52,8 |
54,7 |
56,8 |
58,8 |
59,7 |
6. |
Оснащенность объектов здравоохранения медицинским и лабораторным оборудованием, в % |
65,78 |
70,02 |
75,02 |
77,02 |
80,02 |
85,02 |
87,48 |
88,02 |
7. |
Уровень дефицита в квалифицированном медицинском персонале |
4,5887 |
4,58 |
4,43 |
4,25 |
4,08 |
3,85 |
3,48 |
3,02 |
В пользу перехода к смешанному типу СЗ свидетельствуеттот факт, что хотя в Казахстане государственные больнчные организации и доминируют, со своей долей 61,48%, но количество частных больничных организаций ежегодно стабильно увеличивается на 10%, тогда как государственных только на 3%-5%.
Список литературы
- Гекиев Р.И. Управление системой здравоохранения Республике Казахстан. // IV Международная научно-практическая конференция: «Инновационные исследования как основа развития научной мысли». ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе Россия, г. Анапа, 2023 г. С. 11-15.
- Рахимова А.О. Стратегическое развитие системы здравоохранения в Республике Казахстан // В сборнике: Приоритеты мировой науки: новые подходы и актуальные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXXVIII Международной научно-практической конференции. Россия, г. Анапа, 2023 г. С. 17-21.
- Кушнов В.В. Основы государственного управления в области здравоохранения // В сборнике: Власть и общество: история, современное состояние и тенденции развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. В.В. Наумкина, отв. ред. В.Н. Козлова. Абакан, 2023. С. 181-183.
- Барматова С.П. Здоровье населения и состояние системы здравоохранения – залог устойчивого развития общества // В сборнике: Социальная коммуникация в современном российском обществе. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. В.А. Мансуров, Т.З. Адамьянц, ред. Е.Ю. Иванова, П.С. Юрьев. Москва, 2023. С. 438-443.
- Муслимов М.И. Теоретические подходы к обеспечению эффективного взаимодействия государственных и негосударственных медицинских учреждений в формате государственно-частного партнёрства // Менеджер здравоохранени. 2021 № 8. С.12-20.
- Бахчёва П.В. Анализ основных проблем в системе здравоохранения // Молодой ученый. 2022. № 17 (412) С. 158-160.