УДК 002.304

Проблемы и перспективы финансирования государственных программ в РФ

Саргсян Артём Рудикович – студент Институт менеджмента Самарского государственного экономического университета.

Научный руководитель Мулендеева Лариса Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Самарского государственного экономического университета.

Аннотация. В статье осуществлен анализ механизмов реализации государственных программ в субъектах России, выявлена ключевая проблематика, относящаяся к оценке эффективности данных механизмов, предложены конкретные меры по их совершенствованию. Обосновывается тезис о необходимости сопровождения государственных программ, которое должно базироваться на осуществлении ежеквартального мониторинга целевых индикаторов. Также выявлены основные перспективные направления по улучшению финансирования государственных программ.

Ключевые слова: государственные программы, механизмы реализации, государственная власть, современные условия, проблемы, перспективы развития.

Сегодня в России уделяется огромное значение программам и проектам муниципального и государственного проектирования.

Госпрограммы – это инструмент регулирования экономики со стороны государства, который обеспечивает достижение перспективных задач и целей путем с применением имеющихся в распоряжении ресурсов. Это инструмент используется для решения тех проблемы, которые невозможно решить другими способами [2].

По сведениям Мулендеевой Л. Н., с 2014 г., в нашем государстве стартовал процесс перехода к бюджету, построенному на госпрограммах. В ближайшее время эти программы должны превратиться в ключевой механизм, увязывающий бюджетное и стратегическое планирование [7].

При разработке госпрограмм за основу берется список государственных программ, утвержденный Правительством РФ. Данный список формируется Министерством экономического развития и Министерством финансов РФ с учетом:

  • стратегии социально-экономического развития государства;
  • отраслевых документов, регулирующих сферу стратегического планирования РФ;
  • основных направлений деятельности российского Правительства;
  • положений федеральных законов, которые связаны с реализацией госпрограмм;
  • решений Правительства и Президента РФ.

Правительство в ходе своей работу работает, в том числе, над важной задачей – выделением финансов на реализацию госпрограмм.

Современный подход к определению направлений бюджетных расходов основывается на целевых программах и призван решать несколько важных задач одновременно:

  1. эффективное управление бюджетными расходами в условиях ограничений бюджета;
  2. предотвращение нерационального и нецелевого использования средств из бюджета;
  3. своевременное выявление нарушений и противозаконных действий, связанных с финансовым обеспечением целевых программ;
  4. применение санкций, предусмотренных законодательством, за нарушения;
  5. создание мероприятий для смягчения негативных последствий [9].

Вопрос своевременного и полного бюджетного финансирования мероприятий, предусмотренных в рамках целевых программ, остается одним из наиболее проблемных [8].

Минэкономразвития России оценило эффективность 49 государственных программ, которые были проведены в 2022 году.

Новый метод оценки учел параметры достижения целей (их доля в итоговой оценке – 80%), их рост (10%), качество финансового управления (10%). Анализ показал, что эффективность программ по совокупности изученных параметров достигла 95,41%[11].

Данные об оценке 37 госпрограмм были обнародованы, информация по остальным является конфиденциальной. У 10 программ, результаты которых опубликовали, эффективность достигла 99%. Самыми успешными стали программы в агрокультурном секторе. К ним относятся программы по воспроизводству и использованию природных ресурсов (уровень эффективности 99,93%), развитию с/х-сферы и регулированию рынков с/х-продукции, сырьевой базы и продовольствия (уровень эффективности 99,96%), комплексному развитию сельских территорий (уровень эффективности 99,98%).

1

Рис. 1. Данные по результатам оценки самых эффективных государственных программ, в % эффективности

В то же время, самыми неэффективными стали программы, нацеленные на развитие авиапромышленности (эффективность 89,84%), научно-технологического развития (эффективность 88,34%) и развития судостроения и техники, предназначенной для освоения месторождений на шельфах (88,15%).

2

Рис. 2. Результаты оценки наименее эффективно исполненных госпрограмм, в % эффективности

Важно отметить, что даже по программам, у которых проверка показала высокую эффективность, совсем не обязательно выполнены все поставленные цели. Только 6 из 37 госпрограмм (если не учитывать конфиденциальные) смогли достичь всех поставленных целей в 2022 году. Успешные результаты были отмечены в программных направлениях, связанных с соцподдержкой граждан, развитием авиапромышленности, развитием с/х-сферы и регулированием рынков сельскохозяйственной продукции, сырьевой базы и продовольствия. То же самое можно сказать о программах развития экономики и соцсферы ДФО РФ, воспроизводства и использования природных ресурсов, а также комплексного развития сельских территорий.

В целом, из 333 целей верхнего уровня, которые были установлены для 2022 года, были достигнуты либо перевыполнены 291 целей (87,4% от общего числа). Но ряд задачи так и остался нереализованным, к примеру, достижение доли локального производства медизделий и доступность дошкольных образовательных учреждений образования для детей 3-7 лет.

Минэкономразвития России выделяет несколько причин, из-за которых госпрограммы стали менее эффективными:

  • недостижение поставленных планов программы и ее структурных элементов;
  • недостаточно качественные отчеты;
  • недостаточное планирование.

Учитывая это, министерство подчеркивает необходимость инвентаризировать паспорта госпрограмм и их структурных элементов.

Оценивая эффективность госпрограмм, мы можем выделить следующие проблемы:

  1. Возможность считать программу эффективной, даже если некоторые ее подпрограммы оказались неэффективными. Каждый субъект разрабатывает свою концепцию оценки эффективности госпрограмм, а большинство регионов РФ придерживается стандартного порядка оценки для всех созданных программ [3].
  2. Концентрация всего функционала госпрограммы у одного ответственного исполнителя. Одна и та же структура является создателем, исполнителем и оценщиком, что затрудняет независимость и объективность оценки [4].

Предлагается усовершенствовать механизм оценки, связывая подпрограммы и цель госпрограммы.

Для достоверной оценки следует использовать единую методику оценки результативности с учетом логики программы и взаимосвязи "мероприятия-индикаторы".

Целесообразно также внедрить многоуровневую фиксацию целевых индикаторов в структуре госпрограммы. Индикаторы, которые воздействуют на ключевые показатели деятельности, должны учитываться в многофакторном анализе каждого учреждения.

Первый шаг к формированию системы оценки эффективности – создание базового перечня госпрограмм для фиксации стоимости достижения целевых индикаторов [10].

Базы данных о стоимости достижения индикаторов регионами позволят оценивать эффективность на стадии планирования мероприятий, а ежеквартальный мониторинг целевых индикаторов обеспечит объективность оценки. Для этого рекомендуется сосредоточить функцию оценки в одной структуре, куда будет поступать информация для оценки.

Таким образом, перспективы развития механизмов финансирования госпрограмм в России связаны с партнерством частного сектора, повышением прозрачности и контроля расходов, а также стимулированием эффективного использования бюджетных средств. Разработка и внедрение этих механизмов помогут улучшить финансирование государственных программ и обеспечить их успешную реализацию.

Список литературы

  1. Баляев Н. Д. Внутренний государственный финансовый контроль: необходимость развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 4. - 2020. - С. 179-182.
  2. Давыденко, А. В. Государственные целевые программы - основные инструменты государственной экономической политики / А. В. Давыденко // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Казань, 12 декабря 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 185-189.
  3. Джамалудинова М.Ю. Проблемы выполнения государственных программ: порядок их формирования, реализации и контроля // В центре экономики. - 2020. - № 1. - С. 46-51.
  4. Князева, Е. Г. От результативности к эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации / Е. Г. Князева, К. Н. Самков // Journal of New Economy. – 2023. – Т. 24, № 2. – С. 6-27.
  5. Ковалева, Т. М. Развитие программно-целевого бюджетирования в России в современных условиях / Т. М. Ковалева, Л. Н. Мулендеева // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2018. – № 9(167). – С. 42-47.
  6. Кузык А., Симачев Ю., Чулок А. Федеральные целевые программы: проблемы управления и потен.циал применения в качестве ин.струмента бюджетирован.ия по результатам. // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №3. - С. 2-10.
  7. Мулендеева, Л. Н. Программно-целевой метод бюджетного планирования / Л. Н. Мулендеева // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2014. – № 4(31). – С. 47-52.
  8. Мулендеева, Л. Н. Проблемы разработки государственных программ на региональном уровне / Л. Н. Мулендеева // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 8(142). – С. 22-25.
  9. Оценка эффективности государственных программ: монография / И.И. Савельев, Н.В. Левицкая, С.В. Никифорова, М.Б. Хрипунова. – М.: РУСАЙНС, 2022. – 332 с.
  10. Самков, К. Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития / К. Н. Самков // Финансы: теория и практика. – 2021. – Т. 25, № 4. – С. 24-36.
  11. Официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru.
Интересная статья? Поделись ей с другими: