УДК 336

Формирование благоприятной и эффективной для страхователя среды на страховом рынке Российской Федерации

Олейник Ольга Степановна – доктор экономических наук, профессор Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ковригина Анна Геннадьевна – магистрант Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В статье поднимаются проблемы становления страхования как социального института. Так же рассматриваются внешние социальные инвестиции и их роль в позиционировании страховых компаний на рынке. Отображены возможные механизмы включения частных компаний в систему обязательного страхования. Поднимается тема необходимости альтернативных методов защиты прав страхователей и застрахованных граждан. А также проблема нехватки общественных организаций, способных помочь страхователям разрешать проблемы, связанные со страхованием. Рассматриваются альтернативы по созданию системы защиты прав страхователей, а также предполагаемые проблемы с которыми можно столкнуться на первом этапе во избежание применения предполагаемых стратегий.

Ключевые слова: страхование, страховые выплаты, корпоративная социальная ответственность, софинансирование, финансовые институты.

Повышение эффективности страхового обеспечения социальной ответственности российского бизнеса

Недостаточный страховой опыт, отсутствие страховой культуры и психологическая неподготовленность потенциальных клиентов создали проблемы в становлении страхования как социального института в России и существенно затормозили его развитие. Страховое мошенничество, как со стороны страховых компаний, так и со стороны клиентов активно обсуждается в газетах и средствах массовой информации. Использование страховыми компаниями "серых схем" и нарушения законодательства вызывают негативное отношение общества к страхованию, снижают его популярность и препятствуют проникновению в широкие массы. Застрахованные люди сегодня хотят получать качественный сервис от солидных компаний, которые не только разрабатывают широкий спектр страховых продуктов, но и выполняют свои обязательства перед клиентами и обществом в целом.

Социальный характер самого страхового бизнеса, выражающийся в страховании корпоративной ответственности, программах социального страхования, личном страховании и страховании имущества, определяет социально ответственное поведение страховых организаций.

Корпоративная социальная ответственность определяется как добровольный вклад частного сектора в социальное развитие через механизмы социальных инвестиций, которые можно разделить на внутренние (по отношению к сотрудникам) и внешние (вклад компании в социальное развитие).

Страховые компании не только выполняют свои собственные социальные обязательства, но и позволяют другим компаниям реализовать свою социальную ответственность с помощью различных страховых продуктов.

Специфика социальных инвестиций в человеческий капитал во многом обусловлена структурой страховых компаний и катастрофической нехваткой профессионалов. Создание рабочих мест, выплата заработной платы постоянным сотрудникам, комиссионных агентам, бонусов, премий, меры по охране труда, охрана здоровья сотрудников (через медицинское страхование, пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев), инвестиции в сотрудников инвестиции в обучение сотрудников (курсы повышения квалификации, специализированное высшее образование), инвестиции в образование сотрудников, разработка новых и эффективных схем социального обеспечения.

Внешние социальные инвестиции играют важную роль в позиционировании страховых компаний на рынке и являются целью создания положительного имиджа. Они включают в себя благотворительные и спонсорские проекты, заботу об окружающей среде, предоставление качественных услуг по доступным ценам, этичные методы ведения бизнеса, ответственность перед потребителями, участие в развитии местных сообществ и взаимодействие с органами власти.

 Многие виды страхования являются инструментами для реализации корпоративной социальной ответственности. Например, медицинское страхование позволяет обеспечить медицинское обслуживание сотрудников, страхование ответственности гарантирует качество производимых товаров и услуг и дает возможность компенсировать третьим лицам ущерб, причиненный "безответственной" деятельностью компаний. Сегодня застраховать корпоративную ответственность можно в большинстве отраслей, а масштаб ответственности зависит от характера деятельности организации и ее размера.

Чем выше риск страховых выплат, тем выше премии, которые рассчитывают для организации специалисты страховой компании. Таким образом, начинает действовать механизм регулирования "безответственной" деятельности компаний, а страховые компании играют своеобразную роль в мотивации социальной ответственности организаций.

Для многих корпоративная социальная ответственность часто начинается с разработки новых систем социального страхования или повышения эффективности существующих, в результате чего многие компании накопили значительный опыт в исследовании и внедрении современных подходов в области социального страхования. Именно поэтому представляется целесообразной активная совместная деятельность предприятий и государства по совершенствованию системы обязательного социального страхования на основе современных подходов к решению проблем социального страхования.

Основным направлением совершенствования социального страхования является достижение соответствия между размером взносов на социальное страхование и конечными результатами их использования. В связи с этим бизнес готов поддерживать меры, направленные на повышение прозрачности системы: мониторинг социальных рисков и совершенствование методов актуарной оценки современных финансовых обязательств социального страхования.

Кроме того, следует отметить, что в области финансирования социального страхования необходимо четко определить круг застрахованных и бенефициаров..

Для использования потенциала негосударственных частных компаний предлагается рассмотреть следующие возможные механизмы включения частных предприятий в систему обязательного страхования

Участие частного сектора в программах обязательного страхования может быть достигнуто путем расширения возможности участия негосударственных страховых компаний в обязательном социальном страховании.

Также необходимо создать стимулы для работников и работодателей к участию в добровольном социальном страховании.

Поощрять работников к участию в социальном страховании. Такие стимулы могут быть достигнуты путем государственного со финансирования взносов на добровольное социальное страхование, как это предлагается при формировании взносов на добровольное социальное страхование.

В настоящее время российские компании все больше осознают необходимость дополнительного пенсионного обеспечения и страхования. В создавшихся условиях они разрабатывают собственные корпоративные пенсионные программы и создают стимулы участия в них работников, иногда даже несмотря на значительные затраты и отсутствие регулирующих финансовых инструментов. Действия бизнес-сообщества в пенсионной сфере являются важным элементом национальной пенсионной системы и содействуют преодолению негативных процессов, с которыми в настоящее время сталкивается пенсионная реформа в России.

Таким образом, социальная ответственность предприятий в современной системе общественно-трудовых и социально-экономических отношений предстает как один из основных элементов механизма социальной защиты работников.

 Полагаем, общая направленность социальной защиты в России должна носить страховой характер. Эффективная социальная защита может быть построена только на основе взаимодействия обязательного и добровольного страхования как единой системы, благодаря которой достигается приемлемый уровень социальной защищенности. Корпоративное страхование позволяет работодателю современными методами решить такие задачи, как привлечение на работу квалифицированных сотрудников и закрепление на предприятии наиболее ценных кадров, создать систему материального поощрения сотрудников.

Происходит оптимизация затрат на социальную защиту работников и повышается заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом.

Список литературы

  1. Страховое дело: учеб. пособие / М. А. Зайцева [и др.]; под ред. М. А. Зайцевой, Л. Н. Литвиновой. – Минск: Белорус. гос. экон. ун-т, 2018. – 286 с.
  2. Страхование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; под ред. Е. В. Дик., И. П. Хоминич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 311 с.
  3. Страхование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; под ред. Е. В. Дик., И. П. Хоминич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 318 с.
  4. Шобей Л. Г. Цифровизация страхового рынка России: состояние, проблемы и перспективы // Региональные проблемы преобразования экономики, № 6. – 2021. – С. 184-193.
  5. Анализ рынка добровольного медицинского страхования в России за 2014-2023 гг. // businesstat.ru/images/demo/voluntary_health_insurance_russia_2019_demo_businesstat.pdf.
  6. Любарская, О,. Шкреба, А., Янин, А. Электронное страхование: вынужденное ускорение // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». 04.08.2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://raexpert.ru/ researches/insurance/ets_2019/#part2 (дата обращения 18.03.2023). 

Интересная статья? Поделись ей с другими: