УДК 336.3

Современные тенденции развития государственного долга России и влияние государственного кредита на его состояние

Халитова Алина Дамировна – студент факультета трансферных специальностей Ульяновского государственного университета.

Кочергина Елизавета Андреевна – студент факультета трансферных специальностей Ульяновского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена государственному долгу как макроэкономическому явлению. Государственный долг – долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями. Статья раскрывает основные тенденции в изменении государственного долга, внешнего и внутреннего. Управление государственным кредитом обеспечивает деятельность государства, выступающего в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом следует рассматривать как направление государственной финансовой политики. Статья ставит целью рассмотреть и оценить динамику изменения внешнего и внутреннего долга России, а также проанализировать в каком объеме Российская Федерация предоставляла государственные кредиты.

Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, внутренний долг, государственный кредит, тенденции, кредитор, Российская Федерация.

Любое развивающееся государство стремится к привлечению дополнительных средств на реализацию собственных нужд, начиная от распределения государственного бюджета, заканчивая выплатой субсидий населению. Существующие кредитно-денежные отношения, в том числе относящийся к ним государственный долг, позволяют функционировать как мировой экономике в целом, так и отдельно взятым странам, так как они напрямую влияют на темпы экономического роста, уровень инфляции, процент занятости населения, объем инвестиций. Большой уровень долговых обязательств на государственном уровне влечет за собой ряд негативных последствий, среди которых снижение инвестиций, перераспределение доходов от частного сектора к государственному, снижение деловой активности населения. В свою очередь небольшое значение данных показателей может привести к недоверию мирового сообщества к заемщику и, как следствие, отказу в займах, отсутствию развития в секторах экономики, кризису или застою производства. [5]

В последние годы в Российской Федерации очевидна тенденция активного наращивания объёма внутренних государственных заимствований, что способствует перенаправлению негативных результатов от девальвации национальной валюты в положительное русло, на удешевление заёмных ресурсов. В то же время замечена тенденция снижения внешних задолженностей. Согласно отчету «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» направления изменения государственных заимствований представлена в таблице 1. [4]

Таблица 1. Государственный долг РФ в 2019-2026 гг. (в млрд руб.)

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Объем госдолга

13 567,4

18 940,4

20 921,9

22 819,5

29 176,8

32 502,5

35 875,8

40 088,2

%% ВВП

12,4

17,6

15,5

14,9

17,6

18,1

18,8

19,8

в т.ч. по

госгарантиям

1 661,0

1 995,2

2 126,2

2 083,6

5 751,9

6 052,1

6 127,4

6 318,7

%% ВВП

1,5

1,9

1,6

1,4

3,5

3,4

3,2

3,1

Внутренний госдолг

10 171,9

14 751,4

16 486,4

18 781,0

23 221,5

26 637,5

30 159,3

34 356,5

%% к общему объему

75,0

77,9

78,8

82,3

79,6

82,0

84,1

85,7

в т.ч. по госгарантиям

840,5

695,2

726,6

701,7

3 158,2

3 525,3

3 626,4

3 727,4

Внешний госдолг

3 395,4

4 189,0

4 435,4

4 038,6

5 955,3

5 865,0

5 716,5

5 731,7

Показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

%% к общему объему

25,0

22,1

21,2

17,7

20,4

18,0

15,9

14,3

в т.ч. по госгарантиям

820,4

1 300,0

1 399,7

1 381,9

2 593,7

2 526,8

2 501,0

2 591,3

Тенденция увеличения объемов внутреннего долга, которая наблюдалась в период с 2019 по 2023 гг., сохранится и в плановом периоде с 2024 по 2026 гг. Планируется увеличение внутреннего госдолга с 23 221,5 млрд руб. до 34 356,5 млрд руб. или, иными словами, на 48%. Объем внутреннего госдолга на 2026 год будет составлять 85,7% от общих объемов прогнозируемого государственных заимствований.

Внешний государственный долг, напротив, сохранял и планирует сохранять тенденцию к снижению. В 2023 году он составляет 5 955,3 млрд руб., в 2026 планируется 5 731,7 млрд руб., или на 3,8%. На 2026 год внешний госдолг будет составлять 14,3% от общего объема долга.

Таким образом, снижение внешнего долга и одновременный рост внутреннего долга не изменят своей траектории развития, данная тенденция сохранится, как минимум до середины 2020-х годов.

Увеличение внутренней долговой нагрузки связана с активной реализацией Российской Федерацией государственных программ по достижению целевых социальных показателей.

Если рассматривать более ранние изменения в объемах государственных заимствований, то за последние десятилетия наблюдалась неоднозначная динамика изменения объема внешнего государственного долга России. Так, например, в период с 2009 по 2014 годы внешний долг страны увеличился на 52 процентных пункта относительно уровня 2009 года, и вырос с 479 млрд долларов до 728 млрд долларов США.

Начиная с 2017 года начала прослеживаться положительная динамика в сторону уменьшения суммы внешней государственной задолженности, по данным Банка России внешний долг страны снизился на 26 млрд долларов США с начала 2022 года, это составляет 5,5 % относительно общей суммы задолженности. [6, с. 253]

Традиционные мотивы заимствований Российской Федерации — стимулирование экономического роста и сбалансированное прохождение кризисных ситуаций (в том числе посредством недопущения/сокращения дефицита бюджета расширенного правительства). При этом по мере накопления национальной «подушки финансовой безопасности» за счет отчислений части углеводородной ренты в суверенный фонд развития, второй мотив внешних заимствований для российских финансовых властей становится не актуальным.

Система государственных заимствований Российской Федерации в 2010-е годы все больше ориентировалась на внутренние рынки, а корпоративные заемщики искали новые источники финансирования: переориентировались на финансовые рынки дружественных стран, более активно использовали инструменты рынка ценных бумаг, корректировали дивидендную и инвестиционную политику в направлении большего реинвестирования полученной прибыли.

Среди задач развития системы управления государственным долгом Российской Федерации на средне- и долгосрочный период — финансовое обеспечение бюджета с привлечением необходимого объема заимствований; прозрачность в системе государственных заимствований; достижение высокого профессионального уровня управления государственным долгом при неуклонном росте компетентности лиц, принимающих решения, и исполнителей; управление долговой политикой при высоком уровне контроля на мониторинговых принципах и подходах; интегральная цифровизация управления государственным долгом как системный фактор повышения его результативности.

Государственный кредит представляет собой экономические отношения, которые складываются между государством и физическими и юридическими лицами, зарубежными странами, международными организациями по вопросам движения денежных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. Государственный кредит, являясь звеном финансовой системы, обеспечивает формирование и использование денежных централизованных фондов страны, которые включают государственный бюджет и внебюджетные фонды всех уровней. [2, с. 56]

В качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита государственные органы власти указывают внутренние заимствования.

Осуществление государственных заимствований и неизбежно приводит к возникновению государственного долга, который рассматривается как задолженность по обязательствам государства перед различными субъектами экономики. Следовательно, в процессе формирования бюджетной политики Российской Федерации повышенное внимание уделяется управлению государственным долгом. Простыми словами, использование внутреннего и внешнего государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Россия не только должник, но и также и сама является кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты не только своим субъектам, но и иностранным государствам. Однако Минфин России традиционно не раскрывает данные по конкретным странам-дебиторам. Поэтому данные о совокупной задолженность резидентов иностранных государств перед Россией раскрыл Всемирный банк (ВБ) в ежегодной публикации по долговой статистике развивающихся стран. В 2022 году задолженность перед Российской Федерации увеличилась на $2,3 млрд (или 8,7%) и на конец прошлого года достигла $28,9 млрд [1]

В основном Россия выдает так называемые экспортные кредиты, когда российские компании поставляют в другие страны товары, оказывают услуги или выполняют работы авансом.

По состоянию на конец 2022 года в общей сложности 37 государств имели непогашенную задолженность перед российскими кредиторами.

Крупнейшими должниками перед Россией в таком широком определении на конец 2022 года были:

  1. Белоруссия — $8,24 млрд.
  2. Бангладеш — $5,86 млрд.
  3. Индия — $3,75 млрд.
  4. Египет — $1,82 млрд.
  5. Вьетнам — $1,39 млрд. [3]

В 2022 году, как следует из данных Всемирного Банка, российские кредиторы предоставили суверенным и квазисуверенным (под госгарантии) заемщикам примерно $4,26 млрд, в том числе:

  1. $1,5 млрд — Бангладеш.
  2. $1,3 млрд — Белоруссии.
  3. $867 млн — Египту.
  4. $505 млн — Индии.
  5. Около $100 млн — Сербии, Турции и Узбекистану.

Из предоставленных данных, очевидно, что один из самых больших должников является Белоруссия – ближайший сосед и экономический партнер Российской Федерации. Также стоит отметить, что остальные страны не входят в список «недружественных» стран. Можно сделать вывод, что Российская Федерация отдаёт предпочтение в предоставлении займов только своим политическим союзникам, а в отношении государств, которые сейчас считаются недружественными, Россия и так не предоставляла большие средства.

Условия и сроки займов можно оценить, как достаточно «мягкие». Некоторые страны, например, Йемен, имеют перед Россией долги еще с 1990-х годов. Россия также замораживает задолженности других стран. Например, у Камбоджи — 458 млн долларов с 2007 года, Сирии — 525 млн долларов с 2011 года. Их задолженности заморожены на одной и той же отметке уже несколько лет. Также ряду государств Россия не раз прощала долги, к примеру, в июле 2023 года был списан долг африканских стран в размере 23 млрд долларов.

Увеличения государственного кредита обеспечивает рост государственного долга. Управление государственным кредитом обеспечивает деятельность государства, выступающего в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом следует рассматривать как направление государственной финансовой политики.

Наличие государственного долга является приемлемым как для экономически развитых, так и для развивающихся и находящихся на переходном этапе стран.

Неприемлемый уровень государственного долга снижает конкурентоспособность страны и повышает восприимчивость экономики страны к международным потрясениям, которые, как следствие, препятствуют экономическому росту. Важнейшим аспектом финансовой стабильности и устойчивой фискальной политики является способность правительства эффективно и результативно управлять своим государственным долгом.

Госдолг оказывает большое влияние на такие важнейшие показатели как: занятость населения, инфляция, кредитная система, налоговая система, бюджетная система, валовой внутренний продукт и развитие экономики России в целом.

На современном этапе России удаётся сохранять благоприятные показатели государственных заимствований, что является результатом функционирования эффективной системы контроля над ним.

Список литературы

  1. International Debt Report 2023 [Электронный ресурс] / Open Knowledge Repository beta. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/entities/publication/02225002-395f-464a-8e13-2acfca05e8f0
  2. Аблаев, И. И. Роль и сущность государственного кредита и государственного долга в РФ / И. И. Аблаев, К. М. Османов // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6(34). – С. 56-59. 
  3. Всемирный банк сообщил о росте долгов других стран перед Россией Белоруссия и Бангладеш должны России больше всего [Электронный ресурс] / РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/12/2023/657b01ea9a79475013842ed9
  4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/09/main/ONBNiTTP__2024-2026.pdf
  5. Попов, Ю. А. Актуальное состояние и тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга РФ / Ю. А. Попов // Вектор экономики. – 2023. – № 2(80).
  6. Рощупкина, Ю. В. Внешний государственный долг: влияние на экономику и тенденции его изменения / Ю. В. Рощупкина, Н. А. Зрожевская, Т. В. Панасенкова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 17 июня 2022 года. – Москва: Изд-во «ООО «ИРОК»; Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. – С. 251-254.