УДК 33

Разработка методики и алгоритма принятия решений при сопровождении программы лояльности в фармации

Балакирев Павел Александрович – студент Института инженерных и цифровых технологий Белгородского государственного исследовательского университета.

Научный руководитель Болгова Евгения Витальевна – кандидат технических наук, доцент Института инженерных и цифровых технологий Белгородского государственного исследовательского университета.

Аннотация: В рамках данной статьи была разработана бизнес-модель процесса разработки методики и алгоритма принятия решений при сопровождении программы лояльности в фармации. Данная модель имеет три декомпозиции и описывает основные процессы, протекающие в ходе разработки вышеупомянутых: алгоритма и методики, заключении были сформулированы основные требования к программному обеспечению, которое, в перспективе, должно быть реализовано на основе данной бизнес-модели.

Ключевые слова: бизнес-процессы, программа лояльности, алгоритм, методика, принятие решений.

В современном мире большинство крупных компаний предоставляют своим потребителям различные программы лояльности. Для удержания и привлечения новых потребителей программы лояльности постоянно обновляются и дорабатываются, поэтому важно при сопровождении данных программ иметь подходящее средство поддержки принятия решений (далее СППР). Поэтому принято решение разработать СППР при сопровождении программы лояльности.

Системы поддержки принятия решений (СППР) – компьютерные автоматизированные системы, целью которых является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности [1].

В отличие от бизнес-функций, которые имеют некоторую продолжительность, события происходят моментально [2].

Первым этапом в разработке была построена бизнес-модель в нотации IDEF0 [3], контекстная диаграмма которой проиллюстрирована на рисунке 1.

Рисунок1

Рисунок 1. Контекстная диаграмма

Как видно из рисунка 1 в процессе разработки методики и алгоритма принятия решений участвуют аналитик, разработчик и непосредственно менеджер фармацевтической компании. Управление осуществляется посредством приказов руководства, Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», а также разъяснения «Программы лояльности покупателей», данное разъяснение описывает, что такое программа лояльности и как она применяется.

Входящей информацией для данной бизнес-модели является информация: о специфике фармацевтической отрасли, о программе лояльности, о существующих методиках и алгоритмах принятия решений, о возможностях фармацевтической организации. В итоге создается методика и алгоритм принятия решений при сопровождении программы лояльности в фармации.

На рисунке 2 проиллюстрирована декомпозиция контекстной диаграммы.

Рисунок2

Рисунок 2. Декомпозиция контекстной диаграммы

Проанализировав рисунок 2 видно, что в декомпозиции контекстной диаграммы представлены четыре ключевых бизнес-процесса.

Первый «Анализ существующих методик и алгоритмов принятия решений» является первостепенным, так как перед началом разработки необходимо узнать, что было уже создано по данному направлению, насколько оно эффективно и какие минусы, и плюсы имеет. После того как аналитик ознакомился и проанализировал уже существующие наработки в данном вопросе, переходим ко второму процессу «Анализ специфики и области применения методики и алгоритма», так как разработка ведется по конкретной теме, а именно для сферы фармации, то необходимо тщательно проанализировать её особенности, для того, чтобы разработанная методика и алгоритм были максимально эффективными и универсальными в данной области. После вышеописанных бизнес-процессов переходим непосредственно к разработке методики и алгоритма, следующие два бизнес процесса называются соответственно: «Разработка методики принятия решений» и «Разработка алгоритма принятия решений». На рисунке 3 представлена декомпозиция процесса «Анализ существующих методик и алгоритмов принятия решений». На рисунке 4 представлена декомпозиция процесса «Анализ специфики и области применения методики и алгоритма».

Рисунок3

Рисунок 3. Декомпозиция процесса «Анализ существующих методик и алгоритмов принятия решений»

Рисунок4

Рисунок 4. Декомпозиция процесса «Анализ специфики и области применения методики и алгоритма»

После построения бизнес-модели были составлены требования к разрабатываемой программе:

  • необходимо реализовать базу данных для сохранения полученных решений;
  • необходимо реализовать систему создания отчетов на разных этапах решения проблемы;
  • решение проблемы должно быть не единым, а иметь альтернативы;
  • необходимо реализовать возможность добавления новых критериев при решении специфических задач;
  • необходимо реализовать систему оценки удовлетворенности пользователя после получения решения.

Таким образом, была построена бизнес-модель процесса разработки методики и алгоритма принятия решений при сопровождении программы лояльности в фармации, а также сформулированы основные требования к разрабатываемому программному обеспечению.

Список литературы

  1. Прокопенко, Н.Ю. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ на базе Deductor Studio Academic3. – Нижний Новгород: ННГАСУ. – 2017. – 188 с.
  2. Методы и средства моделирования бизнес-процессов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.jetinfo.ru/metody-i-sredstva-modelirovaniya-biznes-proczessov/ (дата обращения: 05.01.2024).
  3. Методология IDEF0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/pris/lecture/tema6/tema6_2 (дата обращения 01.2024).