УДК 33

Присутствие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций на Ближнем Востоке

Цзоу Чжэньсюй – студент Университета Юньнань (г. Куньмин, Китай)

Аннотация: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) – это международный финансовый институт, основанный в 2014 году с целью финансирования инфраструктурных проектов в странах Азии и за ее пределами. Хотя его приоритетом являются страны Азии, он также активно развивается в регионе Ближнего Востока. Это присутствие не может не вызывать беспокойство со стороны США, традиционно присутствующего в регионе. Тем не менее, он является новым драйвером развития в регионе и поддерживает китайские проект «Один пояс, один путь».

Ключевые слова: Китай, Ближний Восток, финансовые институты, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) – это международный финансовый институт, основанный в 2014 году с целью финансирования инфраструктурных проектов в странах Азии и за ее пределами. АБИИ был создан как альтернатива существующим международным финансовым институтам, таким как Всемирный банк или Азиатский банк развития, с участием множества стран-учредителей.

Этот банк имеет своей целью поддержку проектов в области транспорта, энергетики, информационных технологий, экологии и других сферах, способствующих развитию инфраструктуры и экономики региона. AIIB работает на основе принципов прозрачности, устойчивого развития и учета интересов стран-членов.

АБИИ также расширился на Ближний Восток. Хотя сфера деятельности АБИИ на Ближнем Востоке не так широка, как в азиатском регионе, АБИИ, особенно благодаря своей азиатской направленности, привлек интерес многих стран Ближнего Востока. По данным сайта Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, членами АБИИ являются несколько стран Ближнего Востока.

В середине 2021 года, а именно 27–28 октября, Совет управляющих АБИИ провел свое 6-е ежегодное собрание в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты [1]. Впервые Ежегодное собрание на Ближнем Востоке проводилось одновременно с Всемирной выставкой в Дубае. Кроме того, встреча была проведена как платформа для сближения АБИИ с его членами, партнерами, бизнесменами, общественными организациями и даже исследователями. В 2022 году АБИИ объявил о своем первом зарубежном офисе в ОАЭ. Банк профинансировал ряд проектов на Ближнем Востоке, в том числе крупнейший проект солнечной энергетики в Омане. Проект был предложен ACWA Power Gulf Investment Corporation и Alternative Energy Project Co., на которые было потрачено около 400 миллионов долларов.

Это не единственный раз, когда Оман подал заявку на получение средств для сектора информационных коммуникаций и технологий (ИКТ), потратив $152,1 млн. [2] В 2021 году правительство Иордании предложило проект под названием «Инклюзивная прозрачная и климатическая инвестиционная программа, ориентированная на результаты», стоимость которого составляет 250 миллионов долларов США (там же). Кроме того, Исламский банк развития (ИБР) и АБИИ также согласовали Меморандум о взаимопонимании относительно развития инфраструктуры, основанной на исламских финансах. В 2018 году АБИИ и ИБР официально сформировали Меморандум о взаимопонимании под названием «Мобилизация финансов для инфраструктуры: инновации и сотрудничество». Это сотрудничество является важным шагом для АБИИ, чтобы показать, что он серьезно относится к участию в региональном развитии.

Самым важным шагом АБИИ является включение региона Ближнего Востока в сферу его «Азиатского фокуса». Это означает, что регион, включая Ближний Восток, имеет доминирующий голос в этом институте. В то время как в институтах, возглавляемых США, таких как МВФ и Всемирный банк, страны Ближнего Востока не имеют значительных полномочий для принятия решений, Китай через АБИИ хочет предоставить этим странам платформу для выражения своих интересов в учреждение мирового уровня.[3]

Страны Азии или региона имеют 75 процентов голосов, которые разделены на три части, а именно: доля государственного капитала, основные права голоса и 600 голосов за каждого кандидата в члены-учредители (PFM). В частности, доля капитала рассчитывается на основе средневзвешенного ВВП (60% по рыночному обменному курсу и 40% по паритету покупательной способности). Основные права голоса составляют 12% от общего числа прав голоса и делятся поровну между всеми государствами-членами. В совокупности базовые права голоса и права голоса УГФ составляют 15% от общего числа прав голоса. В результате этой сложной формулы азиатские страны, за исключением Китая, имеют в совокупности 30 % голосов в Банке.

Это означает, что страны Ближнего Востока обладают большей властью в принятии решений, чем нерегиональные страны-члены, и могут владеть контрольной долей капитала Банка. Такое распределение дает больше влияния странам Ближнего Востока в АБИИ, чем неазиатским странам, которые имеют лишь 20-25 % голосов. На данный момент такие страны, как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и Оман, входят в число членов-основателей АБИИ, имея большое количество голосов.

В отличие от МВФ или Всемирного банка, у которых есть постоянные директора, базирующиеся и работающие в Вашингтоне, округ Колумбия, Совет директоров АБИИ состоит из директоров-нерезидентов, которые живут и работают в своих странах. Членство в качестве члена-учредителя означает, что странам Ближнего Востока предоставляется право назначать лиц из своей страны на должности директоров и заместителей директора. Кроме того, поскольку избирательные округа основаны на территории, членам-учредителям разрешается занимать должности поочередно или постоянно.

Еще одним институциональным элементом АБИИ, который помогает продвигать интересы Китая на Ближнем Востоке, является основная цель Банка, заключающаяся в предоставлении кредитов для инфраструктурных проектов менее развитым странам. На Ближнем Востоке в последние годы внимание АБИИ к инфраструктурному кредитованию превратилось в ощутимое начинание. Например, он согласовал два крупных кредита на строительные проекты в Омане: один на развитие порта Дукм, а другой на строительство железнодорожного сообщения.

Отклоняясь от существующих западных принципов, предполагающих ограничение правил и условий кредитования, которые часто являются источником критики со стороны развивающихся стран, в том числе стран Ближнего Востока, АБИИ стремится не применять условия кредитования и принимает во внимание фактические условия страны и потребностей, с упором на эффективность, простоту и прозрачность кредитных процедур.

Таким образом, АБИИ является важным финансовым институтом, обеспечивающим присутствие Китая на Ближнем Востоке. Это присутствие не может не вызывать беспокойство со стороны США, традиционно присутствующего в регионе. Тем не менее, он является новым драйвером развития в регионе и поддерживает китайские проект «Один пояс, один путь».

Список литературы

  1. AIIB. n.d.h “Articles of Agreement.” URL: www.aiib.org/en/about-aiib/basic-documents/_download/articles-ofagreement/basic_document_english-bank_articles_of_agreement.pdf (дата обращения 10.12.2023).
  2. Prabhu C. $36 Million AIIB Loan to Part Finance Oman Railway Preparation Project // Oman Observer. 2016 URL: www.omanobserver.om/article/91420/Business/36-million-aiib-loan-to-part-finance-oman-railway-preparation-project (дата обращения 10.12.2023).
  3. Cook S. A., Green J. China Isn’t Trying to Dominate the Middle East But U.S. Retrenchment Might Allow It To // Foreign Affairs. 2021 URL: www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-08-09/china-isnt-trying-dominate-middle-east#author-info (дата обращения 10.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: