УДК 621.454.2
Сравнение топливных пар жидкостных ракетных двигателей по энергетическим и термическим характеристикам
Савиных Алексей Александрович – студент факультета Ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Грициенко Георгий Васильевич – студент факультета Оружия и систем вооружения Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Марк Максим Александрович – студент факультета Ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Погорелов Максим Алексеевич – студент факультета Ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Скрыпкин Кирилл Алексеевич – студент факультета Ракетно-космической техники Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Юрьев Виктор Алексеевич – студент факультета Оружия и систем вооружения Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
Аннотация: Объектом исследования являются топливные пары «керосин + кислород», «кислород + водород», «АТ + НДМГ», «метан + кислород», «ММГ + АТ», «фтор + аммиак», «фтор + водород», «НДМГ + АК», «керосин + АК», «НДМГ + Кислород». Цель работы – проведение расчетов для топливных пар, анализ полученных результатов и сравнение характеристик топлив. В процессе работы производились расчеты в программе «Termoras», построение и анализ полученных зависимостей. В результате были получены закономерности изменения характеристик при горении исследуемых топлив, установлены параметры при оптимальном коэффициенте избытка окислителя, а также сделаны выводы относительно использования каждой из топливных пар.
Ключевые слова: топливная пара, жидкостные ракетные двигатели, «керосин + кислород», «кислород + водород», «АТ + НДМГ», «метан + кислород», «ММГ + АТ», «фтор + аммиак», «фтор + водород», «НДМГ + АК», «керосин + АК», «НДМГ + Кислород», удельный импульс, температура в ядре камеры сгорания.
Введение
В результате научно-технического скачка, случившегося в XX столетии, в направлении ракетостроения появились две основные группы ракетных двигателей, классифицируемых по топливу. Первые это твердотопливные двигатели, использующие шашки баллиститного или смесевого топлива, вторые – жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). В текущей работе речь пойдет именно о вторых.
В качестве топлива ЖРД используются различные комбинации топливных пар – двухкомпонентное топливо (редко трехкомпонентное) или же унитарные топлива – однокомпонентное. Топливо является основой энергетической составляющей двигателя, определяющей спектр задач, которые может выполнить двигатель. Таким образом, чрезвычайно важно правильно выбрать компоненты топлива для работы двигателя. При этом стоит понимать, что у каждого компонента и тем более топливной пары есть свои физико-химические особенности, от которых также зависит спектр применения в тех или иных случаях.
В данной работе предлагаем рассмотреть основные имеющиеся на сегодняшний день топливные пары (именно пары, так как двухкомпонентное топливо с энергетической точки зрение сильно превосходит однокомпонентное топливо) используемые в ракетных двигателях разных стран и с помощью программы «Termoras» сравним энергетическую и термическую составляющие.
Исходные данные
С учетом того, что широкое развитие ракетные двигатели получили в XX веке, то неудивительно, что и в развитие топлива для ЖРД основные шаги были сделаны еще в прошлом столетии. Поэтому, мы можем наблюдать, что большая часть используемых топливных пар на современных ЖРД применяются уже не одно десятилетие.
Таким образом, рассмотрим уже известные и широко используемые топливные пары: «керосин + кислород» (применяемой на РД-107, РД-0110, 11Д58, РД-180, РД-191, а также на американских Merlin 1D, F-1, RS-27A и китайских двигателях серии TH), «кислород + водород» (применяемой на РД-0120, РД-0150, РД-0146, а также американских J-2, RS-25, TR-106), «АТ + НДМГ» - азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин (применяемой на 8Д44, РД-250, РД-253, РД-270). Помимо этого разберем:
- современную топливную пару «метан + кислород», которая активно внедряется вместо пары «керосин + кислород» и уже используется на РД-0169, РД-182, американских Raptor и Blue Engine 4, а также китайских двигателях серии TQ;
- давно известную, но редко используемую топливную пару «ММГ + кислород» (монометилгидразин и кислород), применяемую на американском Draco;
- перспективные топливные пары с окислителем на основе фтора: «фтор + аммиак», используемый на РД-301, и «фтор + водород»;
- ряд известных, но используемых в основном в индивидуальных случаях, топливных пар: «НДМГ + АК» (АК - азотная кислота), «Керосин + АК», применяемую активно только на 5Д67, а также «НДМГ + Кислород».
Краткая характеристика всех компонентов приведена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики топливных компонентов.
Компонент |
Плотность, кг/м3 |
Химическая стабильность |
Коррозионная активность |
Пожаро-опасность |
ПДК, мг/л |
Кислород |
1144 |
Стабилен |
Невысокая |
Высокая |
- |
АТ |
1441 |
Стабилен |
Низкая |
Низкая |
2·10-3 |
Фтор |
1510 |
Стабилен |
Высокая |
Высокая |
3·10-5 |
АК |
1500 |
Нестабилен |
Высокая |
Низкая |
5·10-3 |
Керосин |
825 |
Стабилен |
Низкая |
Высокая |
0,3 |
Водород |
71 |
Стабилен |
Низкая |
Высокая |
- |
НДМГ |
790 |
Стабилен |
Низкая |
Высокая |
1·10-4 |
ММГ |
874 |
Стабилен |
Низкая |
Высокая |
1·10-4 |
Метан |
716 |
Стабилен |
Низкая |
Высокая |
10 |
Аммиак |
603 |
Стабилен |
Высокая |
Низкая |
1·10-4 |
Для расчета с помощью программы «Termoras» нам необходимо указать энтальпии компонентов топлива, давление в камере сгорания (КС) и на срезе сопла, коэффициент избытка окислителя. Для справедливости расчета примем одинаковые условия: давление в КС равно 10 МПа, давление на срезе сопла равно 0,07 МПа. Расчет будем проводить для диапазона коэффициента избытка окислителя от 0 до 1,5 с шагом 0,1. В таком случае нам необходимо для расчета каждой топливной пары указывать лишь компоненты и их энтальпии.
Для исследуемых компонентов топлива энтальпии приведены в таблице 2.
Таблица 2. Энтальпии компонентов топлив.
Окислитель |
Энтальпия окислителя, кДж/кг |
Горючее |
Энтальпия горючего, кДж/кг |
Кислород |
-398,3 |
Керосин |
-1948,9 |
АТ |
-212,5 |
Водород |
-4353,9 |
Фтор |
-334,72 |
НДМГ |
832 |
АК |
-2546,4 |
ММГ |
1556 |
Метан |
-5566 |
||
Аммиак |
-2700 |
Результаты расчета
Результаты расчетов в программе «Termoras» для исследуемых топливных пар представлены на рисунках 1-10. Для каждой топливной пары определим оптимальное значение коэффициента избытка окислителя с энергетической точки зрения, то есть, руководствуясь значением максимума удельного импульса.
Рисунок 1. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Керосин + Кислород».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Керосин + Кислород» - 0,8 (рис. 1).
Рисунок 2. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Кислород + Водород».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Кислород + Водород» - 0,5 (рис. 2).
Рисунок 3. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «АТ + НДМГ».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «АТ + НДМГ» - 0,9 (рис. 3).
Рисунок 4. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Метан + Кислород».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Метан + Кислород» - 0,8 (рис. 4).
Рисунок 5. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «ММГ + АТ».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «ММГ + АТ» - 0,9 (рис. 5).
Рисунок 6. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Фтор + Аммиак».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Фтор + Аммиак» - 1,0 (рис. 6).
Рисунок 7. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Фтор + Водород».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Фтор + Водород» - 0,5 (рис. 7).
Рисунок 8. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «НДМГ + АК».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «НДМГ + АК» - 0,9 (рис. 8).
Рисунок 9. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «Керосин + АК».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «Керосин + АК» - 0,9 (рис. 9).
Рисунок 10. Зависимость удельного импульса Is [м/с] и температуры в ядре камеры сгорания Т [К] от коэффициента избытка окислителя α для топливной пары «НДМГ + Кислород».
Оптимальный коэффициент избытка окислителя для топливной пары «НДМГ + Кислород» - 0,8 (рис. 10).
Анализ результатов
Полученные данные при оптимальном коэффициенте избытка окислителя для топливных пар приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты расчета топливных пар при оптимальном коэффициенте избытка окислителя.
Топливная пара |
Удельный импульс, м/с |
Температура в ядре КС, К |
Керосин + Кислород |
3121,42419 |
3739,71133 |
Кислород + Водород |
4014,48717 |
2948,72157 |
АТ + НДМГ |
2972,54574 |
3474,53483 |
Метан + Кислород |
3219,88956 |
3568,71678 |
ММГ + АТ |
3011,41493 |
3456,05631 |
Фтор + Аммиак |
3756,69157 |
4701,27769 |
Фтор + Водород |
4222,03878 |
4244,06895 |
НДМГ + АК |
2850,00968 |
3205,64712 |
Керосин + АК |
2754,35019 |
3205,00328 |
НДМГ + Кислород |
3223,43142 |
3656,67591 |
Из таблицы 2 мы видим:
- замена топливной пары «керосин + кислород» на «метан + кислород» действительно целесообразна, так как с точки зрения энергетической и температурной составляющей они равноценны, но при этом метановое топливо имеет преимущества в экологичности, неограниченности запаса и стоимости;
- топливные пары «АТ + НДМГ» и «ММГ + АТ» имеют наименьшие значения удельного импульса, однако по-прежнему востребованы в связи с важным качеством – самовоспламеняемостью топлива, которое отсутствует у топливных пар «керосин + кислород», «кислород + водород» и «метан + кислород». Также стоит отметить, что, несмотря на вновь равнозначные показатели удельного импульса и температуры у топливных пар «АТ + НДМГ» и «ММГ + АТ», широкое распространение получила всё-таки пара «АТ + НДМГ» за счет лучших качеств хранения;
- очень эффективна пара «кислород + водород», практически наибольший импульс при наименьшей температуре, однако низкая плотность водорода нередко оказывает серьезное влияние на выбор в пользу другой топливной пары на первых ступенях ракеты;
- топливные пары с фтором в качестве окислителя также очень перспективны, но высокая токсичность, коррозионная активность и необходимость сложных схем охлаждения в камере сгорания в связи с максимальными температурами пока не дают этим топливным парам быть широко востребованными;
- топливные пары с окислителем на основе АК имеют достаточно низкие показатели удельного импульса в сравнении с остальными и довольно токсичны, поэтому широкого применения не нашли, однако в индивидуальных случаях в ЖРД могут применяться;
- «НДМГ + Кислород» - топливная пара, имеющая хорошие энергетические и термические показатели, однако из-за наличия более экологичных и дешевых «Керосин + Кислород» и «Метан + Кислород» на серийном уровне не применяется.
Заключение
При анализе расчетов, выполненных с помощью программы «Termoras», нами были выявлены все основные преимущества и недостатки исследуемых топливных пар.
С учетом продолжающегося развития технологий и открытия новых элементов, возможно скорое изобретение совершенно новой наиболее эффективной и наименее требовательной топливной пары, но пока этого не случилось, у нас есть возможность устранить недостатки рассмотренных топлив, в особенности перспективных – «фтор + водород» и «кислород водород» и вывести, благодаря этому, развитие ракетостроения и последующего освоение космоса на новый уровень.
Список литературы
- Анискевич Ю.В., Левихин А.А. Основы устройства и теории ЖРД: учебное пособие / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2016 – 118 с.
- Гахун Г.Г., Баулин В.И., Володин В.А. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей: учебник для вузов / М.: Машиностроение, 1989 – 424 с.
- Левихин А.А., Юнаков Л.П. Рабочие тела и топлива ракетных двигателей: учебное пособие / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2015 – 78 с.
- Штехер М.С., «Топливо и рабочие тела РД» / М. С. Штехер, М.: Машиностроение, 1976. – 304 с.
- Сага о ракетных топливах // URL: https://habr.com/ru/articles/401795/
- Справочник по авиационным и ракетным керосинам // URL: https://www.free-inform.ru/pepelaz/kerosene.htm.