УДК 33

Анализ применения концепции бережливого управления в регионах России

Асылов Ялиль Мухамадиевич – магистрант Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан.

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности внедрения технологий бережливого правительства в систему государственного управления. Актуальность исследуемой темы подтверждается не только значимостью результатов, достигнутых в частном секторе при использовании бережливых технологий, первыми успехами в применении концепции «бережливого государства» за рубежом, но также и готовностью руководства нашей страны воспринять новые управленческие концепции.

Ключевые слова: бережливое производство, бережливые технологии, оптимизация.

На данный момент внедрение практик «бережливого производства» в государственной сфере актуальный вопрос. Внедрение принципов «бережливого производства» осуществлялось на уровне регионов по своей инициативе. С 2017 г. данный процесс стал действовать на федеральном уровне. Основанием для развития политики «бережливого производства» на послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На сегодняшний день уже можно говорить об успешности реализации таких проектов, как «Бережливая поликлиника» и «Бережливый регион».

Рассмотрим первые шаги по применению данной концепции в РФ на региональном уровне и в заключении сформулируем ряд общих рекомендаций по развитию бережливых практик в отечественном государственном и муниципальном управлении. Таким образом, оценим перспективы дальнейшего применения лин-технологий для решения государственных задач.

Примеры реализуемых проектов «Бережливого правительства» Воронежской области:

  1. Оптимизация зоны информирования в филиале МФЦ. Целью данного проекта послужило, определение видов, источников и объема информирования, осуществляемого при обращении граждан в МФЦ; определение перечня информации, предоставляемой в рамках экспресс-консультации; сокращение среднего количества талонов на консультацию, обслуживаемых в окне приема в пилотном филиале с 700 до 350 обращений в месяц.
  2. Совершенствование зоны электронных услуг. Цели проекта: увеличение среднего количества граждан, которым оказана консультационная помощь при получении ими услуг в электронном виде с 1152 до 4000 обращений в месяц; расширение перечня услуг, оказываемых в приоритетном порядке в электронном виде с 16 до 30 услуг; увеличение количества рабочих мест в филиалах МФЦ, обеспеченных доступом к ЕПГУ с 70 до 84 мест.
  3. Оптимизация процесса и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке. Цели проекта: снижение административных барьеров при предоставлении субсидий субъектов малого и среднего бизнеса; расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым мерам поддержки. Ожидаемые эффекты проекта: увеличение количества потенциальных получателей субсидии; сокращение временных и трудозатрат при проведении проверки заявлений и пакета документов на участие в конкурсе.
  4. Упрощение процедуры предоставления грантов в сфере туризма. Цели проекта: повышение качества услуг для населения на объектах туриндустрии, находящихся в сельской местности; развитие и поддержка сельского туризма; снижение административных барьеров при предоставлении грантов субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере туризма.
    Ожидаемые эффекты проекта: увеличение количества потенциальных грантополучателей; сокращение временных и трудозатрат при проведении конкурса; повышение качества услуг для населения; развитие туризма в сельской местности [13, с. 284-290].
  5. Оптимизация процесса рассмотрений отдельных обращений граждан. Цели проекта: сократить время рассмотрения отдельных обращений граждан с 30 дней до 10 дней в 70 % случаев; разработка соответствующего модуля в АИС ГЖИ ВО; заключение соглашений о взаимодействии с УО. Ожидаемые эффекты проекта: снижение до 7 % количества обжалований решений ГЖИ ВО; уменьшение на 20 % количества жалоб в ГЖИ ВО, появление положительных отзывов о работе управляющих организаций.
  6. Оптимизация процесса формирования заявок на осуществление закупок путем развития подсистемы регионального каталога товаров, работ, услуг. Цели проекта: снижение трудозатрат специалистов в сфере закупок при формировании заявок на публикацию извещения; повышение качества заявок на публикацию извещения; стандартизация и автоматизация работы заказчиков области при составлении заявки на осуществление закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, снижение трудозатрат, повышение качества заявок заказчиков за счет внедрения регионального каталога товаров, работ, услуг.
  7. Оптимизация процесса «Консультирование граждан по предоставлению услуг социальной защиты». Цели проекта: оптимизация процесса организации консультирования граждан по предоставлению услуг социальной защиты; сокращение временных затрат граждан для получения услуг; повышение удовлетворенности граждан - внешних клиентов; распределение потоков по приему граждан между сотрудниками, осуществляющими прием населения; снижение риска образования очередей. [13, с. 284-290].

Подобных проектов очень много и реализуются они практически всеми департаментами Воронежской области. Концепциями реализации бережливого управления являются: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, муниципальное управление, промышленность, социальная защита, занятость населения и пассажирские перевозки.

В Кемеровской области, например, уже открыто 3 «Фабрики процессов» на базе ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», Института социально-экономических проблем здравоохранения и детского сада МБОУ «Металлплощадская СОШ».

В рамках «Бережливого региона» был дан старт формированию проектных команд в Кемеровском государственном университете. Система менеджмента бережливого производства была сформирована и даже включена в учебный план. Первый же реализованный по новым методикам проект работы приемной комиссии дал следующие результаты: время подачи документов сократилось с 22 минут до 12, общее время нахождения абитуриента в приемной комиссии КемГУ - на 25 минут, количество абитуриентов, обслуживаемых одним техническим секретарем, увеличилось с 18 до 32.

В Чувашской Республике принципы бережливого производства в сфере государственного и муниципального управления начинают только развиваться, в основном в сфере здравоохранения.

Значимым событием является включение в 2018 г. Чувашской Республики в перечень 10 приоритетных проектов «Бережливая поликлиника» с названием «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [11].

В соответствии с принципами проекта «Бережливая поликлиника» проводилось предварительное изучение работы с обращениями граждан в регистратуре БУ «Республиканская станция переливания крови» Минздрава Чувашии. Анализ полученных данных показал, что выбор данного отдела был осуществлен в связи с тем, что этот этап производства является «узким местом». После нескольких исследований на основе картирования и анализа производственных процессов были выявлены непроизводственные издержки, а именно лишние перемещения.

Станцию переливания крови посещают люди, которым требуются предоставление медицинских услуг различного свойства и в различном объеме. Например, только пройти обследование без донорства в этот день; пройти обследование с последующим донорством в этот день; решить вопросы о возможности стать донором и т.д. Посетители, которые пришли в первый раз, до регистрации их в системе АИСТ (автоматизированная информационная система трансфузиологии), в соответствии с требованиями Федерального законодательства в сфере здравоохранения оформляют согласие на обработку персональных данных. Далеко не всегда и не всем это удается сделать корректно, быстро и с первого раза, что влечет за собой необходимость повторного обращения в окно регистратуры. Тем самым человек теряет драгоценное время [11].

На сегодняшний день 32 компании Чувашской Республики приступили к реализации мероприятий нацпроекта, утвержденного последним майским Указом Владимира Путина. В рамках проекта предполагается создать условия для ежегодного прироста производительности труда, которая к 2024 г. должна вырасти на 5 %. Для реализации этих задач Правительство России разработало комплекс мер по государственной поддержке бизнеса, в том числе финансовое стимулирование.

Федеральный пилотный проект «Бережливое правительство» разработан при содействии госкорпорации «Росатом». Его задачи оптимизировать производственные процессы на основе исключения неэффективных временных затрат, формирование культуры и повышение производительности труда в исполнительных органах государственной власти. Кроме Башкортостана, в проекте участвуют Адыгея, Северная Осетия – Алания, Кировская и Рязанская области, Ханты-Мансийский АО.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 3 февраля 2018 года №РГ-19 «О проведении эксперимента в виде пилотного проекта «Бережливое правительство» по внедрению принципов бережливого производства в отдельных государственных органах Республики Башкортостан» [1] начат этап проведения эксперимента в виде пилотного проекта «Бережливое правительство» по внедрению принципов бережливого производства в отдельных государственных органах республики [3].

Положительные результаты данного проекта уже выявлены, например, Минздрав республики смог сократить время при формировании кадрового резерва медицинских организаций. Если раньше претенденту на должность главного врача для согласования документов приходилось трижды приезжать в Уфу, то теперь достаточно одной поездки.

В министерстве ЖКХ оптимизировали работу по рассмотрению обращений граждан. Благодаря разработанному тематическому классификатору обращение теперь доводится до исполнителя в несколько раз быстрее и без участия руководства. Таким образом, операционная эффективность в этом случае выросла в четыре раза.

Разработан электронный курс "Бережливое правительство" - это уникальная обучающая программа по применению государственными и муниципальными служащими в своей деятельности принципов и инструментов бережливого производства. Данная программа разработана ГБОУ ВО "Башкирская академия государственной службы и Управления при Главе Республики Башкортостан" совместно с Управлением делами Главы Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая республика».

В соответствии с решением Координационного совета по реализации пилотного проекта «Бережливое правительство» для создании контента для курса участвовали преподаватели Республиканского центра профессиональных компетенций БАГСУ и уфимских вузов, приглашенные эксперты из банковской сферы и научно-исследовательских институтов Республики Башкортостан. Перед запуском электронный курс прошел экспертизу в органах государственной власти республики, в корпорации «Росатом» и у независимых экспертов.

При формировании программы был изучен опыт следующих компаний: ПАО «КАМАЗ», АО «Райффайзенбанк», ПАО «Банк УралСиб», ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», Компания «LeanVector».

Результаты внедрения проекта за год представлены на рисунке 1.

1

 Рисунок 1. Результаты проведения оптимизации 17 процессов.

При оптимизации одного процесса получен реальный экономический эффект в размере 7,0 млн. рублей. В каждом оптимизированном процессе в обязательном порядке обеспечен рост эффективности.

Отдельные результаты оптимизации представлены в Приложении.

В муниципалитетах на оказание госуслуг и рассмотрение обращений граждан требуется все больше времени и трудозатрат.

Нужно создавать более совершенные и в то же время максимально упрощённые процедуры, в том числе с сокращением количества согласований.

Для апробации «Бережливого правительства» в пилотном режиме выбраны 3 муниципалитета: города Нефтекамск и Октябрьский и Белорецкий район.

Для развития проекта необходимо:

  1. Реализовать 2 этапа проекта по оптимизации процессов, отобранных с учетом приоритетов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Увеличить количество муниципалитетов, участвующих в проекте.
  3. Провести обучение ТОП-менежеров.
  4. Запустить полноформатную Фабрику процессов государственных органов.
  5. Провести конкурс на лучшее Кайдзен-предложение по наиболее актуальным сферам государственного и муниципального управления.

Федеральный пилотный проект «Бережливое правительство» разработан при содействии госкорпорации «Росатом». Он направлен на оптимизацию производственных процессов на основе исключения неэффективных временных затрат, формирование культуры бережливого производства и повышение производительности труда в исполнительных органах государственной власти.

Список литературы

  • Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 3 февраля 2018 года №РГ-19 «О проведении эксперимента в виде пилотного проекта «Бережливое правительство» по внедрению принципов бережливого производства в отдельных государственных органах Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/19374/ (дата обращения: 22.04.2022)
  • Аналитический центр при Правительстве РФ делится лучшими практиками бережливого управления [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/analiticeskij-centr-delitsa-lucsimi-praktikami-berezlivogo-upravlenia-26883 (дата обращения: 22.04.2022)
  • Башкортостан присоединился к реализации пилотного проекта «Бережливое правительство» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/70899.html (дата обращения: 22.04.2022)
  • Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы / Б48 под ред. А. В. Ожаровского, К. А. Ткачевой. — Москва: РАНХиГС, 2021. — 184 с
  • Васильева О. Н., Морозова Н. В., Васильева И. А. Перспективы развития бережливого правительства в регионе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», - 2021 – том 31, - №5, - С. 807-812.
  • Гаджиев Г.Н., Арженцов В.Ф. Технологии бережливого производства в государственном управлении // Махачкала: «ДГУНХ». - 2020. - С. 32-54.
  • Гильманов Т.Д., Сайфуллин Т.А., Ющенко Ю.Е., Халимон Е.А. Анализ лучших практик внедрения технологий бережливого управления проектами и программами в России // Вестник университета. 2021. № 3. С. 98-104. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-98-104.
  • Двинских Д.Ю., Рычкова Н.А., Сластихина И.Ю., Пономарева А.А. Бережливое правительство: как и для чего внедряют lean за рубежом // Рабочие материалы центра междисциплинарных исследований.-2019.- С. 5-55.
  • Доклад Андрея Назарова по итогам деятельности Правительства Башкортостана за 2021 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://building.bashkortostan.ru/presscenter/news/441913/ (дата обращения: 22.04.2022)
  • Залялов А.А. Пугачева М.А. Основы бережливого правительства в России и за рубежом // Экономика и социум – 2021 - №9(88) - С. 375-381
  • Кирсанов Н.Ю. Возникновение и развитие концепции бережливого производства // Журнал Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 6 – С. 91-96
  • Кульков П.П. Бережливое производство // Человек в природном, социальном и социокультурном окружении: материалы IV региональной студ. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию полета Ю. А. Гагарина. Ижевск: ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт», 2021. С. 23-24.
  • Тесленко Е.С., Самсонов В.С. Об актуальности применения бережливого управления в государственном управлении на примере Воронежской области // Исследовательский потенциал гуманитарно-экономических наук в современном высшем учебном заведении: межвузовский сб. науч. трудов межвузовской заочной на-уч.-теорет. конф. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2020. С. 284-290.
  • Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник, - 2014 - №45, - С. 74-109.
  • Царенко А.С., Гусельникова О.Ю. Проекты «Бережливый регион», «Бережливая поликлиника», «Бережливый город» как шаги на пути к созданию «Бережливого Правительства»: оценка реализации лин-инициатив в государственном секторе РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 73. С. 167-203.

Интересная статья? Поделись ей с другими: