УДК 376

К вопросу об особенностях проявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Егорова Ольга Романовна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме изучения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Цель работы заключается в исследовании различных проявлений оптической дисграфии, специфических ошибок. Анализируются данные экспериментального исследования особенностей письма, на этой основе делается вывод, что преобладающими ошибками являются замены графически сходных букв, отличающихся количеством элементов.

Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, специфические ошибки, зеркальное письмо, дети младшего школьного возраста.

За последние несколько лет можно наблюдать увеличение количества детей с некоторыми трудностями обучения в период начальной школы. Наиболее актуальной для школьных логопедов является проблема нарушения процесса письма у обучающихся, в частности оптическая дисграфия.

Согласно данным М.Е. Хватцева (50-е годы ⅩⅩ века), число обучающихся с дисграфией составляло 6%. По данным О.А. Величенковой (2001 г.), дисграфия становится причиной неуспеваемости у 10-20% школьников. По данным Т.А. Аристовой (2014 г.) дисграфия встречается у 50% и более обучающихся младших классов.

Оптическая дисграфия значительно препятствует успешности обучения, школьной адаптации, часто могут проявляться вторично психические нарушения, может страдать формирование личности ребенка. В письме это может выражаться орфографическими ошибками. Школьник не различает в написании оптически сходные буквы. Такие ошибки у некоторых детей могут носить устойчивый характер и не исчезнут без специальной коррекционной работы над ними.

Поэтому очень важно своевременно выявлять у детей младшего школьного возраста оптические нарушения. Определение признаков и механизмов нарушений, которые будут отличать оптическую дисграфию от других крайне важны для дальнейшей коррекционной работы или предупреждения нарушений.

Исследователи выделяют разные виды дисграфии, но почти во всех классификациях (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева и др.) присутствует оптическая дисграфия.

Этот вид в свою очередь разделяется на литеральную и вербальную.

Детьми не узнаются и не воспроизводятся даже отдельные буквы – это литеральная дисграфия [2].

Вербальная – заметна по ошибкам в написании слов [2].

Часто может отмечаться зеркальное письмо у обучающихся с органическими поражениями мозга, а также у тех, у кого ведущей рукой является левая [2].

У обучающихся наблюдаются трудности с расположением элементов букв (расположение правых и левых элементов относительно «оси»). Понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева» смешиваются.

Причинами зеркального написания букв и цифр могут быть:

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (о форме, размере предметов, и об их расположении);
  • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза [4].

Обучающиеся заменяют буквы, совпадающие по начертанию первого элемента, из-за недостаточной дифференциации тонких движений руки согласно замыслу. Это может быть неправильная передача количества однородных элементов (л-м), либо ошибочный выбор последующего элемента (г-р) [5].

При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений [5].

Итак, чаще всего детьми, по мнению разных ученых, изучающих эту проблему, заменяются графически похожие рукописные буквы: состоящие из одних и тех же элементов, но расположенных по-разному в пространстве (например, п-н); включающие одинаковые элементы, но все же отличающиеся дополнительными (л-м); зеркальное написание букв (с, э); ошибочный выбор последующего элемента (б-д); недописывание элементов букв [1, 3].

Изучение состояния письма у обучающихся начальных классов проводилось на базе общеобразовательного учреждения. В исследовании приняли участие 6 детей младшего школьного возраста 3 класса.

Для изучения особенностей письма применялся диагностический комплекс, разработанный на основе диагностических материалов И.Н. Садовниковой [5], И.А. Смирновой [6].

Диагностический комплекс включал задания на:

  • Исследование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Исследование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
  • Исследование пространственных соотношений элементов букв.
  • Исследование моторной координации.

Анализ медико-психолого-педагогической документации обследуемых школьников показал, что дети имеют в анамнезе логопедическое заключение: общее недоразвитие речи.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности проявления оптической дисграфии:

Обучающийся №1: нет нарушений в пространственной ориентировке (правильно выполнил задания на узнавание сторон лево-право, верхний угол, нижний), имеется небольшая сложность дифференцировки зрительного образа букв и-у, л-м, п-т (коньку-коньки, ундюк-индюк, бемым-белым, кроп-крот).

Обучающийся №2: трудности в определении сторон лево-право, путает буквы м-и изолированно, в словах и тексте не дифференцирует м-л (белыл-белым, залерзла-замерзла), ш-щ (плаш-плащ), не смог обвести правильное написание буквы С, также такую ошибку можно встретить в тексте, не дописывает элемент буквы р (кпот-крот, ковпом-ковром).

Обучающийся №3: не дифференцирует и-у (жик-жук), ошибочный выбор последующего элемента букв б-д (дант-бант, желубь-желудь, инбюк-индюк, дадочка-бабочка), перепутал прописные буквы У-Ч.

Обучающийся №4: в словах и тексте не дифференцирует м-л (мещ-лещ, дятем-дятел, жемудь-желудь), ш-щ (зашита-защита) не смог обвести правильное написание З, Я, Э, неправильно вычеркнул слово (вместо слова почта вычеркнул пачка и почка).

Обучающийся №5: не дописывает элемент буквы р (п-р) изолированно, замена н-п (зерпа-зерна), а-о (выпол-выпал) в тексте, не нашел все слова «почта» в задании, не смог обвести верное написание букв Я, Л, М, З.

Обучающийся №6: изолированно не дифференцирует прописные буквы У-Ч, зеркальное написание З при списывании, заменяет графически сходные буквы щ-ц, отличающиеся количеством элементов (лец-лещ), не смог обвести правильное написание Я, Э, е, л. Школьник имеет нарушения в пространственной ориентировке (неправильно выполнил задания на узнавание сторон лево-право). Выполнил не все задания.

Обучающийся №7: изолированно не дифференцирует прописные буквы У-Ч, в словах и тексте не дописывает элемент буквы р (замепзла-замерзла), не смог обвести правильное написание Э, е. Школьник имеет нарушения в пространственной ориентировке (неправильно выполнил задания на узнавание сторон лево-право).

По результатам обследования большая часть обучающихся испытывает трудности при письме, типичные для оптической дисграфии:

  • трудности узнавания букв, состоящих из одинаковых элементов, но расположенных в пространстве по-разному (замены п-н, У-Ч);
  • замены графически сходных букв, отличающихся количеством элементов (ш-щ);
  • ошибочный выбор последующего элемента (б-д);
  • встречается недописывание элементов букв;
  • отмечены случаи зеркального написания букв (С, З, Я, Э).

Эти ошибки связаны с недоразвитием:

  • кинетических представлений (замены букв с разным количеством элементов; ошибочный выбор последующего элемента; недописывание элементов).
  • оптических представлений (трудности узнавания букв, состоящих из одинаковых элементов, но расположенных в пространстве по-разному; зеркальное написание букв).

В случае недоразвития кинетических представлений у обучающихся недостаточно сформирован графо-моторный навык письма. Такие ошибки носят закономерный, стойкий характер, снижают в целом качество письма.

Недоразвитие оптических представлений связано с недостаточной сформированностью представлений об образе букв, и о расположении их элементов в пространстве.

Больше всего ошибок школьники допустили в написании слов и диктанта на слух. У всех обучающихся проявлялись каллиграфические трудности: исправления, нестабильный, неряшливый почерк.

На исследовании преобладающими были выявлены ошибки, связанные с недоразвитием кинетических представлений у детей из-за недостаточной сформированности графо-моторного навыка письма, а именно замены графически сходных букв, отличающихся количеством элементов.

Анализ литературы по данному вопросу, позволяет сделать вывод о том, что дисграфия проявляется в допущении обучающимися ошибок в письме, таких, как замена, пропуск, искажение букв в словах.

У обучающихся с дисграфией обнаруживается низкий уровень сформированности зрительного внимания, низкая продуктивность, слабая способность к концентрации и распределению внимания. Дети испытывают затруднения в произвольном сосредоточении внимания при продолжительном выполнении задания.

У школьников присутствует тревожность, неуверенность в себе и действиях, которые они совершают, их настроение непостоянно, трудно сдерживать эмоции, иногда проявляется агрессивность.

Дети будут испытывать затруднения не только по русскому языку и чтению, но и по другим дисциплинам, поэтому так важно вовремя проводить обследование, оно позволит точно определить трудности ребёнка и своевременно ему помочь.

Подобные ошибки обладают направленностью к увеличению. Без коррекционной работы будет происходить торможение развития речемыслительной деятельности школьников. Это отразится на качестве обучения, коммуникации, на личности в целом.

Коррекционная работа зависит от времени выявления нарушений, применения комплексного подхода и учета всех механизмов данного расстройства, при этом не стоит забывать про личностные особенности детей младшего школьного возраста. Опираясь на исследования, многолетний опыт, описанный в разных источниках, можно выстроить правильную эффективную логопедическую работу, которая к окончанию обучения в начальных классах, покажет заметное сокращение дисграфических ошибок или их полное исчезновение. 

Список литературы

  1. Веренич С.В. Нервная система в норме и патологии. Мн.: БГПУ, 2005. 76 с.
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1988. 680 с.
  3. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Под ред. Л.С. Волковой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 208 с.
  4. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. 464 с.
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.
  6. Смирнова И.А. Логопедический альбом №5 для обследования способности к чтению и письму. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 64 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: