УДК 005.95

Роль soft skills в развитии эффективности сотрудника

Ли Наньнань – студент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: Soft skills (гибкие навыки) – это набор личных качеств, привычек и социальных качеств, которые позволяют человеку эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. В XXI именно гибкие навыки стали одним из ключевых качеств, в которых нуждаются работодатели. В данном исследовании делается обзор гибких навыков, а также приводятся аргументы в пользу того, почему soft skills являются важным механизмом в развитии эффективности сотрудника.

Ключевые слова: рабочая сила, soft skills, гибкие навыки, управление персоналом, менеджмент, современные технологии управления.

Современная наука управления персоналом претерпела значительную революцию в XXI веке. Все большую роль играют т.н. soft skills – гибкие навыки. Актуальность исследования этого вопроса не подлежит сомнению. В то время как узкоспециализированные навыки приобретаются в специализированных учебных заведениях и меняются от профессии к профессии, «гибкие навыки» все чаще являются обязательной характеристикой для сотрудника на любой должности и в любой сфере занятости. Данное исследование посвящено вопросу гибких навыков и причинам, по которым они стали наиболее актуальны для соврменных менеджеров по работе с персоналом.

Soft skills (гибкие навыки) – это набор личных качеств, привычек и социальных качеств, которые позволяют человеку эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. [1] Мягкие навыки часто называют «навыками общения с людьми» или «навыками межличностного общения». Это не технические или профессиональные навыки, а скорее передаваемые навыки, которые можно применять в любой работе или отрасли.

Вот некоторые примеры мягких навыков:

  • Коммуникативные навыки: умение четко и эффективно передавать информацию в устной или письменной форме.
  • Лидерские качества: способность вдохновлять, направлять и мотивировать других для достижения цели.
  • Навыки решения проблем: способность выявлять и анализировать проблемы и находить эффективные решения.
  • Навыки тайм-менеджмента: способность расставлять приоритеты в задачах и эффективно управлять своим временем.
  • Навыки работы в команде: способность хорошо работать с другими и способствовать позитивной командной динамике.
  • Навыки межличностного общения: способность строить и поддерживать позитивные отношения с другими людьми.
  • Навыки разрешения конфликтов: способность выступать посредником и разрешать конфликты конструктивным путем.
  • Адаптивность: способность адаптироваться к новым ситуациям и изменениям.
  • Креативность: способность мыслить нестандартно и предлагать новые идеи.
  • Эмоциональный интеллект: способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других.

Из всего многообразия гибких навыков в настоящее время выделяются четыре главных гибких навыков будущего: креативность, коммуникативность, кооперативность, критичность. Они получили название 4К.[2]

Soft skills высоко ценятся работодателями, поскольку они необходимы для успеха в любой работе или отрасли. Они могут помочь повысить производительность, наладить отношения с коллегами и клиентами и привести к более эффективному принятию решений.

В целом к причинам, по которым soft skills высоко ценятся менеджерами по управлению кадрами, можно отнести ряд фактов.

Во-первых, они повышают производительность. Сотрудники с сильными межличностными навыками могут хорошо работать с другими, эффективно общаться и эффективно управлять своим временем. Эти навыки могут помочь повысить общую производительность и эффективность на рабочем месте.

Во-вторых, они строят лучшие отношения. Сотрудники с сильными навыками общения могут строить позитивные отношения с коллегами, клиентами и другими заинтересованными сторонами. Это может привести к лучшему сотрудничеству, повышению доверия и повышению удовлетворенности клиентов [3].

В-третьих, они способствуют лучшему принятию решений. Сотрудники с сильными навыками общения способны критически мыслить, решать проблемы и принимать решения своевременно и эффективно. Это может помочь улучшить общее принятие решений внутри организации.

В-четвертых, их можно передавать: мягкие навыки не относятся к конкретной работе или отрасли. Это передаваемые навыки, которые можно применять в любой работе или отрасли, что делает сотрудников с хорошими межличностными навыками более универсальными и адаптируемыми.

В-пятых, они помогают создать позитивную рабочую культуру. Сотрудники с сильными навыками межличностного общения могут создать позитивную рабочую культуру, проявляя уважение, поддержку и понимание. Это может привести к более заинтересованной и мотивированной рабочей силе, что, в свою очередь, может привести к снижению текучести кадров и повышению производительности [4].

В-шестых, они помогают сотрудникам продвигаться по службе. Сотрудники с хорошими навыками общения с большей вероятностью будут продвигаться по службе и продвигаться по карьерной лестнице. Они также могут помочь сотрудникам добиться большего успеха на своих текущих должностях.

Таким образом, «гибкие навыки» высоко ценятся работодателями, поскольку они необходимы для успеха в любой работе или отрасли. Они могут помочь повысить производительность, построить лучшие отношения, привести к лучшему принятию решений и создать позитивную рабочую культуру. Развитию гибких навыков, в особенности «4К», посвящено множество современных HR исследований.

Список литературы

  1. Шайхутдинова Х. А. (2019). Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов вузов. Проблемы современного педагогического образования, (65-2), 269-273.
  2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., & Давлетшина Ю.М. (2017). Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Вестник евразийской науки, 9 (1 (38)), 90.
  3. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., & Слизкова Е.В. (2018). Современные детерминанты развития soft skills. Концепт, (4), 12-21.
  4. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., & Ярославцева А.В. (2021). Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. мир науки, культуры, образования, (1 (86)), 194-196. doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196.

Интересная статья? Поделись ей с другими: