УДК 339.138

Влияние массового маркетинга на модную индустрию

Татарникова Марина Владимировна – студент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В настоящей статье проводится анализ массового маркетинга, относящегося к индустрии моды. Также рассматриваются факторы, оказывающие влияние на развитие fashion-индустрии и роль менеджеров и маркетологов в данной области.

Ключевые слова: массовый маркетинг, маркетолог, менеджмент, индустрия моды, fashion-индустрия, быстрая мода.

Индустрия моды – это многомиллиардное глобальное предприятие, занимающееся производством и продажей одежды. Некоторые специалисты проводят различие между индустрией моды, которая делает «высокую моду», и индустрией одежды, чья задача делать обычную одежду. Однако к 70-м годам прошлого столетия границы между ними размылись. Мода, лучше всего, определяется просто, как стиль или стили одежды и аксессуаров, которые носят группы людей в любой момент времени. Индустрия моды – это не только одежда, манекенщицы, суммы с большим количеством нулей. Она включает в себя: продумывание дизайна, производство той самой одежды, маркетинг, розничную продажу, рекламу и продвижение. «Индустрии моды» – это множество отраслей, где работают миллионы людей: от дизайнера, который придумывает новые творения, до продавца-консультанта, который эти творения продает [1].

Мода быстро меняется и является огромным, глобальным бизнесом. В нем тесно связны эстетика, новейшие технологии и функциональность. Успешная работа бизнеса в сфере модной одежды невозможна без дизайнеров, материаловедов, менеджеров, специалистов по разработке стратегий и др. Модная индустрия тесно переплетается со всеми областями дизайна, производства и маркетинга.

Основная черта рынка одежды, претендующей на статус «модной» - это четкий социальный характер потребления продукции. Какая еще вещь может настолько много сказать о своем владельце, как одежда? Модные одежда, обувь и аксессуары в современном обществе - это самый востребованный товар. Современные технологии позволяют модной индустрии быстро и точно реагировать на потребности покупателей и увеличивать предложения. Также, мода большое влияние оказывает на мировую экономику, окружающую среду и общество.

Сегодня индустрия моды представляет собой самостоятельный экономический сектор, который включает в себя производство и реализацию модных товаров (одежда, обувь и аксессуары). Отличительными чертами этого сектора является высокая динамичность, быстрота модификации всех процессов, а также очень жесткая конкурентная борьба между брендами. Также на модную индустрию оказывает свое влияние большой ряд факторов: глобальная цифровизация, геополитические риски, внедрение новых технологий в модное производство, усиление позиций стран Азии и др.

Если говорить об объемах крупных ценовых сегментов индустрии модного рынка, то надо заметить, что, согласно FashionUnited, на долю товаров категории «люкс» приходится примерно 1/3 глобального рынка моды. Остальная, большая часть рынка приходится на наиболее демократичные марки, а также марки специализирующиеся в сегменте «быстрая мода» (например, испанский концерн «Inditex»).

«Быстрая мода» – термин, используемый модными ритейлерами для обозначения быстрого обновления ассортимента марки несколько раз в сезон. Одежда и обувь этой категории выпускается с учетом последних модных тенденций. Акцент делается на оптимизации определенных элементов цепи поставок для того, чтобы эти тенденции разрабатывались и изготавливались быстро и недорого, что позволяет целевому потребителю купить последние модные элементы одежды по более низкой цене [3].

Если раньше мода была достоянием элиты, то сегодня массовое производство сделало ее доступной для широких категорий потребителей и этим дало мощный толчок для развития современной модной индустрии. Сегодня данная отрасль представляет собой очень активно развивающийся сектор экономики, который формируют две ключевые отрасли промышленности: текстильная и швейная. Кроме того, fashion-индустрия оказывает достаточно большое влияние на развитие и других отраслей, таких как, полиграфическая, туристическая и др.

Для того чтобы модная продукция могла приносить наибольшую прибыль, создатели брендов тесно взаимодействуют со специализированными консалтинговыми группами, которые готовят обзоры тенденций на ближайшие несколько лет, а также проводят анализ продаж и выявляют новые категории потребителей. Прогнозировать моду позволяет ее цикличность. В настоящий момент исследователи не пришли к единому мнению, сколько длится модный цикл. Большинство исследователей склоняются к диапазону от 2 до 9 лет. По мнению теоретиков моды, практически все силуэты, элементы кроя и декора, цветовые сочетания были давно придуманы, но будучи переосмысленными и переработанными ведущими дизайнерами, они становятся модными новинками [2].

Сегодня мода превратилась в социально-экономическое явление, она четко отражает перемены, которые происходят в обществе, а иногда инициирует их. Маркетинг в fashion-индустрии помогает обеспечить взаимодействие и контакты с покупателем, обратить его внимание на предлагаемые одежду, обувь, аксессуары. Кроме того он помогает дополнить визуальный контакт эмоциональными, а иногда и рациональными аргументами.

Массовый маркетинг – рыночная стратегия одновременного удовлетворения потребностей большого числа потребителей предметами маркетинга, сформулированная на основе обобщенного представления о схожести таких потребностях у большого числа потребителей и решения о массовом производстве и массовом распространении этих предметов маркетинга [2].

Политика массового маркетинга основывается на сознательном игнорирование различий между покупателями, отдельными сегментами модного рынка, а также способствует формированию предложения унифицированного товара на рынке и продвижению товара с использованием единой стратегии.

Основные характеристики массового маркетинга:

  • массовое распространение;
  • массовое производство одного и того же товара для всех покупателей;
  • массовое стимулирование сбыта.

Для массового маркетинга дизайнеры и менеджеры концентрируют свое внимание не на том, чем отличаются друг от друга потребности их клиентов, а на том, что является общим в этих потребностях. Массовый маркетинг предусматривает разработку комплекса мер,

Маркетинг и менеджмент в индустрии моды особенны, благодаря быстрым темпам развития и изменчивости моды. Если в других отраслях можно проводить одинаковые или схожие маркетинговые кампании в течение нескольких лет, то индустрия моды имеет краткие циклы, поэтому маркетологи должны идти в ногу с последними тенденциями и постоянно разрабатывать рекламные проекты своих новейших продуктов. Маркетологи должны быть точно нацелены на своих клиентов, а также все время помнить о деловой стороне моды, для того чтобы увеличивать продажи и прибыль. Если все выполнено правильно, то модный маркетинг будет уравновешивать творческую сторону моды и потребности, желания клиентов, а также получение прибыли.

Менеджер, работающий в индустрии моды, занимается исследованием рынка и медиа планированием, а также организует демонстрацию продукции, рекламу и др. Также в круг его обязанностей могут входить связи с общественностью и построение диалога с ними. Четкое понимание того, для кого предназначена та или иная продукция, является основным в любом маркетинге. Маркетологи проводят исследования модных тенденций, а также образа жизни, увлечения и поведения людей, которые будут покупать модные товары. Такие исследования используют для принятия решений о дизайне одежды и деловой активности.

В результате исследования рынка маркетологи создают рекламные объявления, которые будут привлекать целевую аудиторией, а также проводят медиа планирование для того, чтобы продвигать рекламу. Рекламные мероприятия проходят в газетах, журналах, на телевидении и в цифровых форматах, таких как социальные сети. В работу маркетологов входит и создание истории бренда, чтобы покупатели могли видеть себя в дизайне данного бренда. Логотипы и изображения должны соответствовать концепции модного бренда и создавать определенную связь со своими клиентами. Решения по ценообразованию и организации сбыта являются частью работы модного маркетинга. Для этого проводятся исследование и анализ того, как идет продажа продуктов, и определение, где и по какой цене модные товары будут продаваться для получения максимальной прибыли.

Маркетолог ежедневно выполняет несколько задач, и следовательно, он должен быть многоплановым специалистом, а также должен хорошо знать ту область, с которой он работает. Маркетологи в модной индустрии влияют на продукцию и дизайн модного бренда. Маркетолог, во многом, лучше понимает модные тенденции и их влияние на бизнес. Например, какие стили продаются лучше всего, а какие нет. Маркетинг моды, не только продвигает работы дизайнеров, но и влияет на дизайн, основываясь на эффективности бизнеса и тенденциях рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что массовый маркетинг, в индустрии моды, более сложный, чем в других направлениях маркетинга, так как имеет высокие темпы развития и движения, за очень короткий промежуток времени. Маркетологи и менеджеры должны постоянно и быстро искать новые идеи для продвижения своих брендов, иначе все это рискует стать устаревшим и старомодным.

Список литературы

  1. Муравьева В.А. Фэшн-маркетинг. [Электронный ресурс]//Наука, образование и культура. М., 2020. URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/feshn-marketing.
  2. Записки маркетолога. [Электронный ресурс]//Маркетинговый словарь. URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/mass_marketing.
  3. Седых И.А. Индустрия моды. Москва: Высшая школа экономики. 2019. 65 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: