УДК 658.7

Складирование в эпоху электронной коммерции

Боровиков Олег Николаевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Субботин Александр Андреевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Ритейлеры электронной коммерции сталкиваются с проблемой сбора большого количества срочных заказов на комплектацию, каждый из которых состоит всего из нескольких строк заказов с небольшим количеством заказов. Традиционные склады «комплектовщик-комплектовщик» часто плохо подходят для этих предварительных требований, поэтому применяются автоматизированные складские системы (например, автоматизированные рабочие станции комплектования, роботы и системы комплектования заказов с помощью AGV) и организационные адаптации (например, складирование смешанного типа), динамическая обработка заказов, системы дозирования, зонирования и сортировки) производятся в этой отрасли промышленности. Эта статья посвящена обзору складских систем, подходящих для розничных продавцов электронной коммерции.

Ключевые слова: складирование, логистика, погрузчик, хранение, комплектация.

Складирование, т. е. промежуточное хранение товаров между двумя последовательными этапами цепочки поставок, и его основные функции (получение, хранение, комплектация заказов и отгрузка) являются важными компонентами любой цепочки поставок.[1] Поэтому неудивительно, что за последние десятилетия накопилось огромное количество литературы по этой теме. Проанализировав работу складких помещений, в 2020 г. более 80% всех складов в Западной Европе по-прежнему использовали традиционную установку комплектовщиков для доставки деталей. Здесь сборщики собирают заказ за заказом, последовательно посещая полки, на которых хранятся требуемые единицы хранения (SKU). Основным недостатком этих традиционных складов является непродуктивное передвижение комплектовщика от полки к полке и обратно в центральный склад.

Однако постоянно растущие объемы интернет-продаж в последнее десятилетие привели к появлению нового поколения складов, которые специально адаптированы к особым потребностям интернет-магазинов, непосредственно обслуживающих запросы конечных клиентов, в сегменте «бизнес-потребитель» (B2C). К ним, как правило, предъявляются следующие требования:

  • Большой ассортимент: товары, предлагаемые на веб-сайтах, не занимают дорогостоящих складских площадей в магазинах и, тем не менее, доступны широкому кругу потребителей. Вот почему онлайн-ритейлеры могут позволить себе гораздо больший ассортимент, а нишевые продукты, как правило, составляют гораздо большую долю продаж в электронной коммерции, чем в обычных магазинах. Это явление также известно под термином «длинный хвост».
  • Жесткие графики доставки: доставка на следующий день или даже в тот же день является элементарным обещанием многих интернет-магазинов, особенно в сегменте B2C. Это повышает нагрузку на складские операции и приводит к очень критичным по времени процессам выполнения заказов.
  • Переменная рабочая нагрузка. В последние годы многие интернет-магазины динамично расширяли свои складские мощности) и сталкиваются с крайне неустойчивым спросом в зависимости от предлагаемых продуктов, например, из-за сезонных распродаж. Таким образом, требуются масштабируемые складские мощности, которые можно гибко адаптировать к различным рабочим нагрузкам.

Обычные склады с трудом отвечают этим требованиям. В традиционной системе «комплектация по заказу, сборщик-запчасти» сборщик начинает и заканчивает каждую поездку, собирая список комплектации на центральном складе. Если заказы небольшие, доля непродуктивной работы при ходьбе на склад и обратно, а также между полками пропорционально велика. Если это не уравновешивается большой (и дорогостоящей) рабочей силой или пакетированием нескольких заказов, возникающая в результате потеря пропускной способности затрудняет выполнение жестких графиков доставки в онлайн-торговле.

Чтобы избежать этих проблем традиционных складов, были разработаны новые системы складского хранения, которые либо применяют автоматизацию, либо внедряют организационные адаптации. Они гораздо лучше подходят для интернет-магазинов в сегменте B2C.

Складская система состоит из аппаратных средств, которые можно подразделить на устройства хранения (например, стеллаж), системы обработки материалов (например, ленточный конвейер) и инструменты для комплектования (например, решение для голосового управления или рабочая станция для комплектования), и процессы, определяющие рабочий процесс по применяемым аппаратным элементам. Критический элемент, который делает складскую систему подходящей для онлайн-торговли, может быть связан либо с оборудованием, либо с процессами. Однако, как правило, применяется комбинация нескольких аппаратных инноваций и элементов процессов, так что мы не проводим дальнейшую дифференциацию аппаратных средств и процессов, а обращаемся к наиболее важным объектам в обеих областях.

Таким образом, мы определяем складскую систему как элемент оборудования или процесса (или их комбинацию), который обеспечивает промежуточное хранение товаров между двумя последовательными этапами цепочки поставок (Bartholdi & Hackman, 2016).

1

Рисунок. 1. Обзор складских систем, подходящих для электронной коммерции.

Розничная торговля в Интернете, как правило, должна собирать (i) небольшие заказы из (ii) большого ассортимента в условиях (iii) большой нехватки времени и должна гибко адаптировать процессы выполнения заказов к (iv) изменяющимся рабочим нагрузкам (см. Рисунок 1). [] Ясно, что важность этих четырех требований варьируется, например, в зависимости от предлагаемых продуктов и бизнес-стратегии, и есть особые случаи, когда другие требования могут быть даже более важными, например, гибкость, чтобы также обрабатывать большие заказы на кирпич и раствор. магазинов в стратегии многоканальных продаж. Для специальных продуктов некоторые из этих требований могут вообще не выполняться. Например, в онлайн-торговле продуктами заказы, содержащие десятки строк заказа, являются скорее нормой. Мы, однако, исключаем эти особые случаи и предполагаем, что требования (i)–(iv) имеют исключительную важность в онлайновой розничной торговле.

Выбор системы: Вопрос первостепенной важности для менеджеров склада — это вопрос о том, какая система лучше всего подходит для их конкретной ситуации. С одной стороны, исследования могут фиксировать системы, выбранные для реальных операций, в зависимости, например, от отраслей промышленности, характеристик потребителей и продуктов, размера и пропускной способности объектов. Полученные эмпирические данные также можно применять в рамках методов, основанных на данных, таких как анализ охвата данных (DEA), для сравнительного анализа различных систем. Таким образом можно было получить некоторую систематизированную эмпирическую информацию о том, какие складские системы были выбраны в какой ситуации. С другой стороны, симуляционные исследования, оценивающие эффективность комплектования заданного набора заказов клиентов в различных складских системах, были бы трудоемким, но ценным вкладом. Однако большинство интернет-магазинов, которые мы посетили, не применяют одну систему складирования для всего ассортимента товаров, а применяют несколько систем параллельно и связывают их через конвейеры. Таким образом, быстроходные товары могут, например, комплектоваться со смешанных полок и редко запрашиваемых продуктов с помощью усовершенствованных рабочих станций комплектования. Поддержка принятия решений, при каких обстоятельствах следует применять несколько параллельных складских систем, в какой комбинации еще отсутствует.

Список литературы

  1. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок [Текст] / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. – М.: Олимп-бизнес, 2010. – 240 с.
  2. Андриансях, Р., Этман, Л.Ф.П., Адан, И.Дж., и Руда, Дж.Э. (2014). Проектирование и анализ автоматизированного рабочего места комплектования заказов. Журнал моделирования, 8, 151–163.

Интересная статья? Поделись ей с другими: