УДК 656.61

Проблемы судоходства в Китайском и Желтом морях

Пшевлоцкий Вячеслав Юрьевич ­– старший помощник капитана «Euronav NV. Euronav», Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Аннотация: Статья представляет собой обобщение выявленных проблем, затрудняющих осуществлению судоходства на акватории китайского побережья. Автор статьи дает краткое описание, природную и производственную характеристики территориям, задействованным для исследования, используя последние публикации и статистические данные. В статье приведен обзор литературы, объясняющей высокий спрос государств и причины международного интереса ведения и осуществления внешнеторговых операций с помощью морской деятельности в зоне китайских морей. Также в статье приведены разные точки зрения экспертов, на основе которых проанализированы актуальные проблемы и предложены рекомендации по их решению.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Южно-Китайское море, Восточно-Китайское море, Желтое море, судоходство, внешнеторговая политика, Международные правила Предупреждения Столкновений Судов в море (МППСС-72).

Китайская Народная Республика (КНР) является одним из самых древних государств всего мира. Значительная протяжённость береговой линии Китая по берегу трех морей (более 18000 км), экспортная ориентация китайской экономики и её растущая зависимость от импорта сырьевых ресурсов, активное развитие отраслей народного хозяйства, связанных с морской деятельностью – все эти обстоятельства описывают КНР как морскую державу, экономический рост, торговля и культурный обмен которой зависит от моря. Морские перевозки являются основной отраслью стимулирования развития экономики, осуществляя экономическую интеграцию.

В настоящее время значение морей значительно повысилось по причине развития нефтяных промыслов на шельфе, добычи полезных ископаемых со дня моря, а также поиск и развитие альтернативных источников энергии. На сегодняшний день более 90 % внешнеторговых грузоперевозок приходится на морской транспорт.

Китайская береговая линия состоит из берегов морей Желтого, Южно-Китайского и Восточного. Желтое море находится в сфере влияния трех азиатских держав – КНР, Японии и Кореи. Судоходство на нем осуществляется в течении всего года ввиду относительно данных широт мягкого климата. Развито рыболовство.

Восточно-китайское море считается одним из важнейших для КНР, так как в него впадает река Янцзы, обеспечивающая грузоперевозки внутри страны. Соответственно, можно сделать вывод о том, что море и впадающая в него река обеспечивают связь Китая с его тихоокеанскими партнерами. Однако, несмотря на влияние положения моря на торговлю и экономические связи, судоходство здесь затруднительно в связи с высокой сейсмической активностью. Неравномерность дна, волны, рифы и мели, расположенные возле берега, объясняют негативные моменты обеспечения судоходство в данном районе, однако, не умаляют его важности.

Сфера влияния на Южно-Китайское море делится между странами: Китай, Таиланд, Филиппины, Вьетнам. Это море обеспечивает выход непосредственно в Тихий океан. Здесь природные условия также неблагосклонны к облегчению морских перевозок, так как климат определяется частыми муссонами и тайфунами, а морское дно содержит большое количество коралловых рифов, островов и т.д.

Несмотря на все трудности осуществления морской деятельности в данной акватории, она имеет огромное влияние на экономику и торговлю большого числа азиатских стран и обладает обширным спросом среди них, что вызывает массовые проблемы с загруженностью территорий и споры их принадлежности. Отсюда рождаются острая конкуренция, халатное отношение с целью увеличения выгоды и угроза безопасности суднам и морякам. Именно это и является одной из самых актуальных проблем настоящего времени.

В связи с этим можно выделить следующие цели и задачи проведенного исследования. Целью статьи является обобщение существующего положения дел на сегодняшний день на территориях китайских морей, на основе чего выделить и проанализировать проблемы, затрудняющие деятельность судоходства и тормозящие ее развития. Для этого необходимо осуществить поиск и анализ соответствующей литературы и выявить рекомендации, которые могут помочь в решении существующих проблем.

Проблемам судоходства и территориальным спорам посвящено большое количество литературы и исследований по всему миру. Авторы научных публикаций обозначают в своих работах акватории Китая как стратегически важный объект, так как половина годового тоннажа торгового флота и треть морского трафика проходит через них [1]. Помимо основных причин, на долю морей КНР приходится примерно треть от общего числа Китая нефтегазовых ресурсов и около 8 % от общемирового улова рыбы [2]. Это показывает, что КНР крайне заинтересована в развитии внешней политике и острой защите своих национальных ресурсов, что заметно отражается в росте национализма среди китайцев [3].

Активную внешнюю политику и заинтересованность КНР можно увидеть на статистике динамики обработанных грузов крупнейшими универсальными портами Китая, приведенной в своих исследованиях ведущим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Сергеем Сазоновым (таблица 1) [4].

Таблица 1. Статистика динамики обработанных грузов портами Китая.

 

Порты

1990

2000

2005

2009

2013

2014

2015

2016

Всего

483,25

1256,0

2927,83

4754,84

7281,98

7685,65

7845,78

8109,33

Южно-Китайское море

Гуанчжоу

41,63

111,28

250,36

363,95

455,17

482,12

500,53

522,24

Восточно-Китайское море

Шанхай

139,59

204,40

443,17

494,67

682,73

669,54

649,06

644,82

Нинбо

25,54

115,47

268,81

576,84

809,78

873,46

889,29

922,09

Желтое море

Тяньцзинь

20,63

95,66

240,69

381,11

500,63

540,02

540,51

550,56

Яньтай

6,68

17,74

45,06

123,51

234,17

237,67

251,63

265,37

Циндао

30,34

86,36

186,78

315,46

450,03

468,02

484,53

500,36

Далянь

49,52

90,84

170,85

272,03

407,46

423,37

414,82

436,60

Приведенные данные показывают, насколько возрос оборот обрабатываемых грузов, как следствие увеличения числе перевозок за последние три десятка лет. Это доказывает прямую зависимость экономического роста и развития экономического потенциала страны от эффективности осуществления морской деятельности.

На основе приведенной литературы можно сделать вывод о том, что такой спрос на данные территории порождает в себя высокую концентрацию судов, в связи с чем на сегодняшний день возле берегов Китая прослеживается высокий уровень опасности. Существование угрозы безопасности в этих районах можно объяснить следующими причинами:

  • большое скопление судов;
  • наличие рыболовных суден и рыбаков на территории распределения движения;
  • незнание общепризнанного языка;
  • плохая коммуникация в связи с перегруженностью сети общения;
  • отсутствие четкой навигационной картины ввиду повышенной плотности.

Об этом пишет А.Д. Емельянов, приводя данные экспертного опроса, в котором участвовали капитаны и старшие помощники, имеющие опыт навигации в районах китайского побережья [4].

Большая плотность судов объясняется высоким спросом большого количества стран (и не только азиатских, например, Россия, Германия, США и т.д.) совершать морские грузоперевозки через территории китайского моря (о чем уже было сказано ранее).

Помимо этого, данные района являются «густонаселенными» в связи с чем, вдоль береговой линии располагается большое количество рыболовных судов и рыбаков, цель присутствия которых – улов рыбы. Соответственно, они находятся в зоне разделения движения торговых судов. Что также накаляет и затрудняет ситуацию движения. Один из экспертов вышеупомянутого исследования также указывает на халатность представителей рыболовной отрасли, которые не знают и не используют в целях обеспечения своей же безопасности Международные правила Предупреждения Столкновений Судов в море, 1972 г. (МППСС-72) [5], в связи с чем в последние года заметно выросло число столкновений. К сожалению, примеров таких аварий большое количество. Например, столкновение торгового судна под флагом Гонконга и рыболовной шхуной из города Цюаньчжоу. В результате происшествия из 14 рыбаков, находившихся на судне, шесть человек погибло, пять пропало без вести. Или столкновение у города Тайчжоу в провинции Чжэцзян на востоке Китая. Китайская рыболовецкая шхуна столкнулась с греческим нефтяным танкером. Шесть человек пропали без вести [6].

Незнание общепризнанного английского языка местным населением и перегруженность эфира влияют на коммуникации между судами. Во-первых, существующая коммуникационная сеть не может обеспечить корректное взаимодействие между участниками движения. Во-вторых, только единицы внешнеторговых представителей Китая знают китайский язык, что в условиях незнания местным населением общепризнанного языка, представляет коммуникацию невозможной.

На основе всего вышесказанного, можно сделать заключение о том, что КНР и участники движения в акваториях китайских морей нуждаются в совершенствовании существующей системы передвижения. Для этого можно выделить некоторые рекомендации.

Во-первых, необходимо добиться распределения зоны движения на две области: «статичную» и «динамичную», то есть предлагается разделить пространство на область, по которой будет осуществляться движение торговых и рыболовных судов, и на область, в которой рыбаки будут осуществлять свою деятельность по улову рыбы. Выделение некоторого пространства специально под рыболовную деятельность снизит риск опасности столкновения для судов, так как территории, предназначенные для движения, не будут загружены рыбаками.

Во-вторых, необходимо оптимизация системы коммуникации. Также, возможно обязать присутствие на каждом выходящем в акватории Китая судна или человека, владеющего английским языком не ниже определенного уровня (для подтверждения можно организовать систему тестирования), или наличие сертифицированного переводчика, что обеспечить как минимум возможность процесса передачи-получения информации между разно говорящими суднами.

В-третьих, необходимо добиться уровень осведомленности рыбаками и рыболовными суднами всех правил и законов передвижения на море, в том числе Международные правила Предупреждения Столкновений Судов в море (МППСС-72), что также снизит риск столкновения.

В-четвертых, в оптимизации нуждается также навигационная система, способная даже в «густозаселенных» районах распознавать и обозначать других участников движения и предупреждать о возможности столкновения. Это позволит снизить уровень опасности для жизни участников морской деятельности.

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что это проблема требует решения и нуждается во внимании и постоянном контроле непосредственно со стороны государства, то есть должны быть разработаны новые и усовершенствованы устаревшие правила и законы. Влияние государства на оптимизацию совершения деятельности в описываемых территориях позволят снизить убытки торговцев и риски осуществления торговых перевозок морским транспортом, но и позволит снизить опасность для жизни людей.

Список литературы

  1. Мосяков Д. И. Конфликт в Южно-Китайском море и возможные пути его разрешения // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2013. — № 21. — С. 16–22.
  2. Why the South China Sea is so crucial // Business Insider. URL: http://www.businessinsider.com.au/why-the-south-china-sea-is-so-crucial-2015–2 (дата обращения: 08.12.2019).
  3. Казаков С. В. Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США и Китая в АТР [Текст] // Вопросы политической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 28-35. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/245/12168/ (дата обращения: 08.12.2019).
  4. А.Д. Емельянов, Ермаков С.В. Особенности обеспечения безопасности плавания в морских районах с высокой концентрацией маломерных рыболовных судов // Экономика и бизнес – 2018 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obespecheniya-bezopasnosti-plavaniya-v-morskih-rayonah-s-vysokoy-kontsentratsiey-malomernyh-rybolovnyh-sudov (дата обращения: 08.12.2019).
  5. Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море МППСС [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mppss.ru/rules/ (дата обращения: 08.12.2019).
  6. Случаи столкновения судов в мире в 2016 – 2018 годах [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20180110/1512372322.html (дата обращения: 08.12.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: