УДК 371.14

Новаторская деятельность И. Бекбоева в организации повышения профессиональной квалификации руководителей школ

Кыдыралиева Айтикан Раимжановна ­– старший преподаватель кафедры Педагогики, психологии и социально-гуманитарных образований Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

Аннотация: В статье автор пытается сделать обзор новаторских начинаний известного педагога И. Бекбоева на педагогическом поприще по повышению профессиональных компетенций руководства современной школы.

Ключевые слова: Новаторство, руководство школ, квалификация, педагогическая деятельность, опыт.

Исторический опыт по повышению знаний руководителей школ может указать дорогу для основания модернизации качества подготовки курсов на современном этапе. В марте 1975 года был основан новый факультет по повышению квалификации руководителей школ в Киргизском государственном университете имени 50-летия СССР. Сначала рукодители школ повышали знания в институте укрепления учителей, но это время не очень интересовало исследователей. Появление особой структуры для повышения квалификации руководителей потребовало того, чтобы статус директора школы был непросто как служебное место, а открыл путь для определения профессии, ставившей на первое место управленческую деятельность, построения особенных знаний, опыта и способностей, а также специальных личностных, социальных, профессиональных черт характера. Необходимо отметить, что в это время в Кыргызстане не было на базе высших учебных заведений образования по управлению в профессиональном виде, тем не менее, и сейчас его почти нет, поэтому обязанность по подготовке слушателей этой категории была заново построена, большей частью она была взвалена на факультет по повышению квалификации[1].

Первым деканом факультета был назначен И. Б. Бекбоев, на этой должности он пробыл 5 лет, продолжая на протяжении многих лет читать лекции по научным основам управления школой. В его статье под названием "Подготовительный курс и повышение знаний педагогических кадров" говорится о том, что работа факультета начиналась с "нуля". Со стороны декана был подготовлен учебный план, не было ни одной аудитории и штатных работников. Самой главной обязанностью считалось то, что нужно было срочно создавать полноценную кафедру, способную привлекать специалистов для обучения слушателей особой категории – директоров средних школ. Позже была создана кафедра "Научные основы управления школой", этой кафедрой руководил многие годы кандидат педагогических наук, профессор А. И. Тимофеев. С созданием кафедры появились широкие возможности для создания специального коллектива из среды высокообразованных научных сотрудников Кыргызского научно-исследовательского педагогического института. Б. С. Тетенькин, И. Н. Шестюк, И. Я. Ильяшева, Т. И. Шумакова, Т. Ч. Качкарова и другие накопили уникальный опыт по повышению знаний руководителей школ в Кыргызстане[6].

В целях качественной подготовки руководителей школ были определены основные направления факультета, это: управление и экономика в сфере образования, обеспечение знаний в сфере педагогики и психологии, освоение форм и методов проведения курсовых занятий, оказание методической помощи в средней общеобразовательной школе, повышение знаний профессорско-преподавательского состава и т.п.

Обозначенные цели обучения состояли из 288 часов и вошли в содержание обучения программ составленного учебного плана. В каждом учебном году работа факультета проводилась в четырех разделах, в каждой части было по 100 слушателей, которые были разделены на 4 группы. В каждую группу было назначено по одному руководителю от кафедры. Среди групп обычно устраивались соревнования по достижениям в учебе и по всем другим вопросам, включая до устраивания в общежитии слушателей, прибывших сюда из разных регионов[2 ].

И. Б. Бекбоев рассказывал об используемых им новых методах, которые он сам долгие годы преподавал на занятиях, о том, что было до появления теоретических работ в сфере подготовки руководства школ. Его новый метод состоял в том, что общее содержание учебного плана делится на логически правильно разделенных циклов, каждый из них обеспечивался одним из учителей или их группой. Хорошая сторона такого метода состоит в том, что реализуется систематический подход в организационно-педагогической форме, когда учебные и учебно-методические проблемы рассматриваются в комплексном виде. Каждый учитель претворял в жизнь законченные с логической стороны циклы лекционных, семинарских и практических занятий. Эти циклы использовались на учебных занятиях различных уровней, объединялись под одним общим курсом и заключали в себе полностью завершенную систему, необходимую для управленческой деятельности школьных руководителей[7].

Автор использовал вышеописанный метод, беря примеры из личного опыта по курсу научных основ управления школой. Значит, он строился следующим образом, сначала определялось на начальном этапе курса содержание его предмета, научные основы управления школой, слушатели знакомились с главными принципами, стилем управления и методами, а также рассматривались качества, необходимые для укрепления авторитета школьного руководства. Особенно планирование, организация, координация и контроль, делается особый акцент на управленческие функции. На названном курсе большое и особое внимание обращалось на то, чтобы построить творческий коллектив учителей в школе, коллективное управление школой, раскрытие, обобщение и обмен опытом[5].

Практические и семинарские занятия были посвящены планированию работы в школе, организационно-педагогической работе руководителей, контролю форм и методов, введению и обобщению обмена опытом работы педагогического коллектива. Необходимо отметить, вместе с обучением теории управления был сделан акцент на практико-целевую направленность проведенных занятий на практические вопросы, обмен опытом, выявление проблем и их решение.

Формы подготовки курсов для руководителей школ, по сравнению с современными, сильно отличаются друг от друга, они включают в себя практические способности и разные виды опыта. Кроме лекций и семинаров, они проводили другие педагогические теории и практики, организацию труда на научном уровне, ознакомление со школой, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельную работу слушателей по актуальным проблемам во время учебно-образовательных экскурсий[4].

Со стороны специалистов педагогов предварительно готовилась тематика рефератов с обязательным указанием руководителей. Слушатели выбирали тему, на которую писали реферат. Эти рефераты тщательно проверялись, после чего самые лучшие из них рекомендовались для прослушивания на итоговой конференции.

Для слушателей считалось эффективной образовательной формой выбранное приказом министерства образования проведение на базе городских и сельских школ подготовленных ими практических занятий. В ряд таких базовых образовательных учреждений вошли столичные 12 городских школ, средние школы Аламединского района Чон-Арык и Лебединовка, средняя школа Калининского района Петропавловка, средняя школа Московского района в Беловодском, средняя школа Кантского района имени К. Джакыпова и др. В названных школах руководители школ получали знания относительно метода психолого-педагогического анализа, развивали способности по воспитательной работе, опыт руководства и обучались школьному контролю, знакомились с кабинетной системой и др.

На факультете организовывались занятия для удовлетворения требований и потребностей слушателей, для этого вводились специальные курсы и факультативы. Тематика этих занятий была различной, например, научные основы воспитания учащихся по экономике, руководства школьников по самовоспитанию, организации в школе нравственного воспитания, современные проблемы личности, обучение учащихся школ труду и др. На этих занятиях использовались активные методы образования: ситуативно-ролевые игры, выполнение заданий по управлению, работа с опорными материалами, просмотр фильмов с их анализом и др.

Кроме основных форм, проводилась работа по развитию знаний слушателей через другую информацию. Они выливались в специальные дни занятий, например, в библиотеке, где слушатели знакомились с книжками по библиографическим сведениям, архивными материалами, литературой.

По результатам длившегося 2 месяца учебного процесса проводились выпускные экзамены, различные зачеты по прослушанным сведениям, выдавались документы с выставленными оценками по результатам сданных экзаменов и зачетов.

Прошедший курсы подготовки руководитель школы должен был понять необходимость того, что теория тесно связана с практикой, важность накопленного опыта, начиная с позиций достижения психологических и педагогических знаний, постоянного саморазвития, видения новых тенденций в образовании, умения ввести в управленческую деятельность новые тенденции, а также принятия в различных ситуациях правильных решений. 

Кроме директоров средних школ, для повышения знаний прибывали руководители и заместители директоров по учебно-воспитательной работе восьмилетних школ. Поскольку большинство слушателей курсов превышали средний возраст, на факультете началась подготовка резерва активных и способных в управленческой деятельности, молодых руководителей школ.

Основные усилия преподавателей кафедры направлялись на качество повышения знаний руководителей школ. Для этого служили научно-методическая и исследовательская работа, результаты проделанной работы объявлялись в специальных сборниках. В этих сборниках можно было ознакомиться с работами по проблемам повышения квалификации под названиями "Актуальные проблемы образования руководителей школ по повышению их квалификации на факультете" (И. Б. Бекбоев)[3] и "Проблемы анализа занятий в системе лекционных курсов по повышению квалификации на факультете (ФПК)" (А. И. Тимофеев). В этом же ряду были обнародованы статьи по психологии "Вопросы развития интересов и прилежности учащихся младших школьников" (Б. С. Тетенькин), а также по проблемам качества образования "Проблемы проверки знаний учащихся в сфере деятельности руководителей школы" (С. Салыков).

На проведенном в республике Всесоюзном семинаре для деканов аналогичных факультетов участниками были высоко оценены, когда они в общем были ознакомлены с опытом работы кафедры. Декан факультета в городе Горький Л. И. Шилова особо отметила, что на этих курсах было обеспечено качественное и комплексное образование, теоретические проблемы управления были обсуждены в систематическом виде, организована исследовательская и методическая работа, проведено бесплатное обучение и преподавание педагогическим коллективом кафедры. В это время, в пределах Советского Союза такая кафедра была единственной, ее название стало широко известно в пределах многих республик и городов. Относительно работы факультета объявлены были хорошие мнения в журналах "Советская педагогика", "Народное знание" и "Учительской газете".

Само ознакомление с опытом работы факультета, повышение знаний руководителей школ показывает, что она с самого начала строилась на основе систематических шагов. Факультет создал условия для повышения знаний, способностей и формирования опыта руководителей школ, через использование различных методов обучения для обретения необходимого опыта и поставленных целей. На кафедре был сделан упор на то, чтобы развивать способности работать с педагогическим коллективом и детьми, личностных характеров руководителей школ и образования.

За 17-летний опыт работы факультета прошли через курсы подготовки свыше 6 тысяч руководителей школ и их заместителей, 80% их составляли руководители сельских школ. Посредством этих курсов в результате подготовки слушателей обеспечивалось качество образования в школах страны.

Список литературы

  1. Концепции предметного обновления в школах Кыргызской Республики. – Бишкек. 1995. с. 225.
  2. Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики / Постановление Правительства Кыргызской Республики № 554 от 23Закон КР об образовании г.Бишкек, от 15 апреля 2015 года N 84
  3. Бекбоев И.Б. Актуальные проблемы образования руководителей школ по повышению их квалификации на факультете./Проблемы повышение квалификации руководителей школ в системе курсового обучение. Фрунзе: Мектеп.1980.-16 с.
  4. Бекбоев И.Б. Совершенствование управления деятельности образовательного учреждение – важнейший фактор обеспечение результативности работы./И. Бекбоев//Высшее образование Кыргызской Республики.-Бишкек. 2014. №4(26). - С.7-14
  5. Бекбоев И.Б. Директора школ учатся.//Народное образование-Фрунзе. 1978. №5
  6. Байгазиев С. «Улуттук педагогиканын улуу устаты – Исак Бекбоев». (педагогикалык портрет). Бишкек – 2010. 87 б.
  7. Алимбеков А. «Кыргыз педагогикасындагы Исак Бекбоев феномени» /Заман Кыргызстан. - 2010. 15 январь.

Интересная статья? Поделись ей с другими: