Роль естественнонаучных знаний в современном обществе

Кузнецов Геннадий Тарасович – кандидат биологических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье рассматривается историконаучный аспект развития естествознания в Роосси, и сложившаяся в связи с этими обстоятельствами, ситуация в преподавании естественнонаучных дисциплин. Необходимиость общей естественнонаучной подготовки будущих педагогов, формирующих базовые основы мировоззрения общества.

Ключевые слова: Естествознание, история науки, образование, педагогика, психология, вейсманиз-морганизм, ламаркизм, биология, экология, ЕГЭ.

У входа в Стелленбосский университет (ЮАР) висит следующее сообщение:

«Уничтожение любой нации не требует атомнх бомб или испоьзования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешения обмана на экзаменах учащимися.

Пациенты умирают от рук таких врачей.

Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах ообразования - это крах нации».

В последнее годы педагоги отмечают падение общего уровня образованности. Журналисты и социологи, проводя опросы населения, удивляются растущему невежеству. Выросло поколение подростков, нечитающее книг. Если подростки 40-70ых годов читали много, вплоть до запретов со стороны родителей, то подростков 80-90-ых требовалось заставлять, правда, без особого успеха. Это клиповое интернет-поколение, читающее первые строки текста. Дальше осмысление текста блокируется. Наблюдение за 10-11-классниками, занимающимися подготовкой к ЕГЭ по биологии, показывает, что многие ошибки в тестовых, равно, как и в развернутых ответах, являются, отнюдь, не следствием их незнания, а результатом недочитанного и неосмысленного задания. Кроме того, «клиповость» сильно тормозит стремление уточнять, искать и находить истину. Так тормозятся познавательные потребности и свойства мышления, направляющие его к напряженному поиску знания. Перестройка 90-ых годов, приведшая к обнищанию населения, вывела на первый план базовые потребности людей и, среди них, потребность обогащения (как защитную реакцию от социально-экономических неожиданностей).

История цивилизации показывает, что развитие науки и искусства тесно связано с появлением свободного от забот насущных слоя населения. Некогда тяжелые и бытовые работы выполняли рабы, которых людьми не считали и о развитии которых никто не заботился.

В нашем случае мы рабов не имеем, но отмечаем тесную связь между озабоченностью людей своими базовыми потребностями и необходимостью обучения детей. Но обучение стало вторичным. Сфера образования превратилась в услугу. А между тем, обучение и развитие личности тесно взаимосвязаны и переплетены. Родители (все взрослое население) заняты добычей средств, необходимых в большей степени для удовлетворения все тех же базовых потребностей. Обучение и развитие детей требуют и внимания, и времени, которых стало меньше, а также материальных затрат. В связи с изменившейся идеологической парадигмой: «все покупается и все продается», таковым стало и образование. В результате мы имеем целое поколение необразованных и просто неграмотных людей. Единицы наших «ботаников», родители которых помнят свое хорошее образование и имеют возможность развивать своих детей, держат уровень и защищают честь страны в разнообразных международных олимпиадах. Их уровень высок, но эти победы создают ложное впечатление об общем уровне, который, увы, в среднем, невысок.

Попытаемся проанализировать ситуацию с естественнонаучным образованием.

Здесь ситуация совсем грустная. Естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными. Они лежат в основе мировоззрения современного человека, находящегося в условиях серьезных экологических вызовов, ставящих перед человечеством глобальную проблему выживания на планете. Необходимо коллективное разумное отношение к процессам, происходящим на Земле. Земля – единый дом для всех ее обитателей. Отсюда и проблема обучения и воспитания осознанного отношения к природе Земли, ее обитателям, ее ресурсам, к своему здоровью. Требуется подготовка специалистов в области экологии, геологии, гидрологии, медицины, владеющих огромным арсеналом современных знаний о законах устройства планеты Земля, об особенностях человеческого тела, его отличиях от животных, его социально-психологических свойствах.

Естественнонаучные дисциплины располагают огромным фактическим материалом, объем которого увеличивается с каждым годом. Поэтому здесь остро стоит проблема отбора материала для обучения («Чему учить?) и проблема методики обучения в условиях быстро растущего накопления фактической базы данных естественных наук («Как учить?). Кроме того, стратегия образования ХХI века направлена на его опережающее развитие. Этого требуют тенденции глобального мирового развития, если страна планирует занять достойное место в информационной цивилизации будущего. Все это создает на сегодняшний день сложный клубок проблем.

Между тем, история развития биологии в нашей стране наполнена печальными событиями 30-40 годов прошлого века. Естествознание было сильно усечено, что было связано с разгромом биологической науки и сельского хозяйства. В этом большую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ, состоявшаяся в 1948 году. Была утверждена абсурдная идея, выдвигавшаяся еще Ж-Б Ламарком, о наследовании приобретенных свойств. Генетика как фундамент сельского хозяйства была запрещена. Она получила клеймо буржуазной науки. Научными и перспективными были признаны идеи Т. Д. Лысенко, утверждавшего возможность перерождения видов под воздействием условий окружающей среды. Эти представления легли в основу принятых на вооружение партийных директив, которые стали, едва ли, не основной причиной отставания в развитии всего сельского хозяйства в нашей стране. Направления биомедицины, связанные с генетикой, долгое время вообще были под запретом. Беглый обзор по областям деятельности, как-то, защита растений, растениеводство и животноводство, а также селекция показывают, что они и по сей день догоняют развитые страны.

Вслед за сессией ВАСХНИЛ прошли заседания президиумов «большой», педагогической и медицинских академий. В результате усиленной борьбы с отступлениями от указаний партии и правительства развитие таких наук как прикладная психология, педагогика, многие медицинские направления оказалось прерванным. Под запретом оказалась медицинская генетика, генетика поведения и экология, как не особо важная наука в условиях «безграничных возможностей» природы Земли.

Аресты и репрессии ученых генетиков, гельминтологов, селекционеров были начаты еще в 30-ые годы. Так, приказом АМН от14.09.1948 №569 была создана комиссия по обследованию Института эволюционной физиологии и патологии ВНД. Исследовалось состояние работ по генетике ВНД с точки зрения решений августовской сессии ВАСХНИЛ в 1948 году по докладу Т. Д. Лысенко. Результатом этих исследований были отмечены вейсманистские-морганистские подходы в деятельности отдельных ученых, и они были отстранены от занимаемых должностей. В большом списке ученых, неугодных по разным обстоятельствам, которые легко было списать на вейсманизм-морганизм, оказались Л. В. Крушинский, один из крупнейших в мире специалистов в области этологии, науки о поведении животных, А. Н. Промтов, заведующий орнитологической лабораторией, Л. А. Орбели, директор института эволюционной физиологии и патологии ВНД. В аналитической записке среди прочего указывалось на необходимость усиления научных изысканий в области наследования приобретенных признаков, вопрос о которых был поставлен еще И. П. Павловым. Вопрос о наследовании условных рефлексов многим ученым казался абсурдным (Орбели), тем не менее, директивы требовали этих исследований. И они были. Так, Н.П. Студенцов занимался изучением наследования прирученности у белых мышей. Л. Я. Бляхер работал над проблемой наследования условных рефлексов. О подобных исследованиях пишет Н. Л Кременцов в работе «От сельского хозяйства до медицины» в книге «Репрессированная наука», изданная Ленинградским отделением академии наук в 1991году.

Запреты на научные исследования отбросили развитие многих биологических направлений на несколько десятилетий. Соответственно отсутствовала и подготовка кадров специалистов в этих областях. В школьном образовании не формировался интерес к этим направлениям.

Еще в 1966-67 учебном году по программе общеобразовательной школы биология заканчивалась в 9 классе. Ее содержание ограничивалось ботаническими (5-6 кл.) и зоологическими (7 кл.) сведениями. В 8 классе изучались основы анатомии и физиологии человека. В 9 классе рассматривалось эволюционное учение и основы селекции. На этом курс биологии завершался. Ни о каких основах цитологии и генетики, а также доклеточных и прокариотических формах жизни и их особенностях речь вообще не шла. Процессы эволюции и происхождения человека не рассматривались с позиций современной биологии. В последующие годы постепенно вводились основы современной общей биологии, включающей знания о цитологии, генетике, современной экологии о генетических основах эволюции. Но менталитет населения меняется крайне медленно. До сих пор, встречаются невежественные взгляды на значение естественнонаучного образования и даже более того, убежденность в неважности и даже ненужности этих знаний. Тем более в период развивающейся рыночной экономики и возникновения большого разрыва в доходах населения при снижении общей планки понимания образованности и повышения значимости базовых потребностей общества.

Обратимся к современному состоянию преподавания биологии. Содержание учебного материала значительно изменилось в сравнении с 60-70 годами. Курс биологии содержит сведения по цитологии, генетике, современные представления об эволюции, построенные на генетических понятиях. Расширен материал по экологии. В целом, курс биологических дисциплин представляет собой комплекс современных знаний о живых системах, особенностях их устройства, жизнедеятельности и взаимодействий. Но следует отметить, что по сравнению с 70-80 годами значительно увеличился объем информации по всем биологическим курсам. В то время как часовая нагрузка на эти предметы в школе осталась в среднем прежней. Это 1-2 часа в неделю. В специализированных классах (в школах с определенной ориентацией) может быть больше часов. Учитывая особенности «клипового» поколения школьников, уровень подготовки по биологическим дисциплинам остается достаточно низким.

Биология – это один из предметов ЕГЭ. Его результаты требуются при поступлении на биологический, фармакологический, психологический факультеты и медицинские направления высшего образования. Требования ЕГЭ выходят за рамки двухчасовой в неделю школьной программы. Экзамен требует основательных знаний школьной программы, хорошей естественнонаучной эрудиции и сообразительности.

Десятилетний опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ показывает необходимость формирования широкого общекультурного экологического мировоззрения, независимо от будущей специализации обучающихся.

Большая роль здесь принадлежит подготовке будущих педагогов как носителей экологического мировоззрения, предполагающего способность видеть происходящие события в их взаимосвязях и единстве. Педагоги фомируют человека будущего и, соответственно, будущее сообщество. Это огромная ответственность. Педагогические вузы должны это сознавать.

Общая ественнонаучная культура общества не должна позволить в будущем невежеству и мракобесию отвергать науку и уничтожать носителей нового знания. 20 век нашей истории, к сожалению, имеет такие свидетельства, как например, сессия ВАСХНИЛ 1948 г., разгром и уничтожение советской генетики, многих направлений физиологии высшей нервной деятельности, зоопсихологии, экологии, психологии. 

Список литературы

  1. История биологии. М., Изд-во «Наука», 1975 г.
  2. В. С. Кирпичников «Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов и борьба за генетику» Сб. «Репрессированная наука», Л. Наука, 1991г., с. 201-211
  3. Н. Л. Кременцов «От сельского хозяйства … до медицины». Сб. «Репрессированная наука», Л. Наука, 1991г., с. 911 - 113.

Интересная статья? Поделись ей с другими: