Об условиях приобретения и реализации толерантности студентов гуманитарного профиля вузов Кыргызской Республики

Ма Дюань – аспирант Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.

Аннотация: В статье говорится об актуальных на сегодняшний день вопросах воспитания толерантного отношения в обществе студентов гуманитарного профиля в условиях Кыргызской Республики. Современное образование характеризуется активным поиском эффективных форм и методов подготовки специалистов вузов в условиях гуманизации. образования. Студентам гуманитарного профиля наряду с новейшими тенденциями филологического образования, необходимо и развивать толерантность. Под толерантностью традиционно понимают «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам». «Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»

Ключевые слова: Толерантность, гуманитарное образование, личность студента, терпимость, ценности, иная культура, воспитание толерантности.

Современное образование характеризуется активным поиском эффективных форм и методов подготовки специалистов вузов в условиях гуманизации образования. В Кыргызстане вслед за мировыми тенденциями происходят процессы перехода от традиционной системы к личностно-ориентированному. Внимание педагогов должно быть обращено не только передаче теоретических знаний в траектории преподаватель-студент, где доминирует преподаватель, а формированию личностных профессиональных качеств студента, наделенного и социо-культурными компетенциями и универсальными. В силу известных причин – стремительного роста информационных технологий, нахлынувшей в связи с этим большого потока информации, происходит дегуманизация молодежи. И только образованию под силу заниматься воспитанием и формированием духовной личности. Тем более важно это для студентов гуманитарного профиля.

Студентам гуманитарного профиля наряду с новейшими тенденциями филологического образования, следует прививать и толерантность. Под толерантностью традиционно понимают «…терпение, терпеливость, принятие) – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением». [3] «Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1, с. 397]. В требованиях (ГОС ВПО МОиН КР), предъявляемых к подготовке специалистов гуманитарного профиля прописано: «... владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1); способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (СЛК 1); способен и готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, способен занимать активную гражданскую позици (СЛК 3)» (ГОС ВПО МОиН, 2012 г.). Как видим, уважение ценностей жизни, толерантное отношение к представителям других культур закреплено в государственных образовательных стандартах, следовательно, необходимо проводить системную работу по внедрению и формированию указанных компетенций. Гуманитарные факультеты готовят специалистов в различных областях: филология, философия, регионоведение (россиеведение, китаеведение, востоковедение), Международные отношения, история, психология и др. Обязательным компонентом в программах подготовки предусмотрено изучение истории, языка, культуры изучаемых языков. Молодой человек, находящийся на стадии своего развития и формирования важнейших качеств и ценностей, должен знать как свою культуру, так и ценностные ориентиры других народов в их тесном взаимодействии, составляющих общекультурный базис, опираясь на который можно достигать взаимопонимания и находить общие точки соприкосновения. Общественные ценности могут не совпадать и не приниматься личностными ценностями, в монографии Сахарова ЛГ., посвященной воспитанию толерантности в медицинских учреждениях, автором была обоснована совокупность педагогических условий его формирования. «В качестве первого условия определена организация деятельности студентов вуза, ориентированная на формирование рефлексивной позиции. Это способствует развитию у молодежи умений анализировать свое поведение и деятельность. Второе условие – взаимодействие студентов различных культурных групп, которое направлено на преодоление стереотипности мышления у молодежи в отношении представителей иных культур. Третье условие – учет особенностей социально-культурной среды при разработке содержания учебных и воспитательных программ. Четвертое условие - это применение полученного опыта взаимодействия за пределами вуза, создание ситуаций в период практики, в которых студент может использовать полученные знания. Пятое условие – владение педагогами инновационными, эмоционально-насыщенными формами, методами и приемами воспитания толерантности у студентов медицинского вуза [2, с.92-101]. На основе вышеуказанной классификации условий и проведенных исследований среди студентов гуманитарного профиля в вузах Кыргызской Республики, получены следующие данные: Анализ ответов показал несколько неожиданные выводы. Частотность использования слов-характеристик, относящихся к окружающим людям оказалась следующей: (человек) открытый/закрытый – 80%, полезный/вредный – 74%, приятный/неприятный(в общении) – 78%, холодный/дружелюбный – 68%,надежный/ненадежный -67%. Причем часто негативная сторона этих характеристик отмечается по отношению к иностранцам. Студенты отразили опыт своего общения с людьми другой национальности, реже речь шла о представителях различных меньшинств. В последнее время в Кыргызстане участились столкновения с людьми с нетрадиционной ориентацией, неприязнь к ним высказали преимущественно представители сильного пола. Но встречались и такие, которые меняли свои убеждения в процессе учебы в университете или после длительного общения с иностранцами.

Однако следует обратить внимание на обратные отзывы – иностранцев о стране, где они получают образование, - соглашаясь с преимуществами в географическом, этнографическом плане, они дают много негативных слов-характеристик проживающему в стране местному населению: бюрократическая система, недружелюбны по отношению к приезжим, завышение цен за товары и услуги по сравнению с коренными жителями, стрессы, грязный (город) и др. Если проводимые нами исследования в студенческой среде гуманитарных факультетов наложить на озвученные выше пять условий, получится следующая картина:-

С точки зрения первого условия (организация деятельности студентов вуза, ориентированная на формирование рефлексивной позиции) – в отличие от студентов, обучающихся на негуманитарных факультетах, опрошенные показали тенденцию к «гуманизации» своего сознания, поведения в обществе в течение учебного времени. – Второе условие – (взаимодействие студентов различных культурных групп, которое направлено на преодоление стереотипности мышления у молодежи в отношении представителей иных культур) – также на 90% реализуется в процессе обучения в вузе. Иначе говоря, социализация студентов включает и терпимое отношение к представителям иных культур и интересов, познавательная база, приобретаемая во время учебы в вузе, способствует воспитанию толерантности. Третье условие – (учет особенностей социально-культурной среды при разработке содержания учебных и воспитательных программ) хоть и не в полной мере, но попытки реализации предпринимаются. Однако включение в учебные программы, программы дисциплин вопросов толерантности требует дальнейшего решения. Четвертое условие – (применение полученного опыта взаимодействия за пределами вуза, создание ситуаций в период практики, в которых студент может использовать полученные знания) в полной мере получили подтверждение во время прохождения соответствующих практик, реализации знаний в профессиональной деятельности тех, кто работает параллельно с учебой в университете. Пятое условие – (владение педагогами инновационными, эмоционально-насыщенными формами, методами и приемами воспитания толерантности у студентов ... вуза) представляет собой непрерывный развивающийся процесс и обладает качествами «наращивания», «нанизывания» на имеющуюся базу новых достижений изучаемых наук.

Так, мы приходим к выводу, что студенты гуманитарного профиля изначально понимают свою роль в гуманизации общества и нацелены на соответствующее образование, поведение в общесте во время учебного процесса; приобретаемые навыки в вузе, приобретаемая познавательная база, на 90% спсобствуют воспитанию толерантности; учебные программы, включенные в перечень преподаваемых дисциплин требует соответствующей доработки с включением в них вопросов толерантности; обязательно применение приобретенных знаний, навков и умений, сформированных личностных качеств на практике, во взаимодействии с другими сообществами в процессе совместной деятельности, поскольку без этого условия не произойдет включения в жизнь и среду студентов; воспитание толерантности не может происходить как разовая или бессистемная процедура, следует использовать принцип преемственности, “наращивания” от простого к сложному ее элементов.

Список литературы

  1. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд.; под ред. А.Б. Васильева. — М.: Инфра-М, 2011.-576 с.
  2. Сахарова, ЛГ. Развитие толерантности у студентов медицинских вузов России посредством межкультурного диалога /Л.Г. Сахарова // Социально-гуманитарная подготовка студентов медицинского вуза: монография. - Киров: Кировская ГМА, 2015.-С. 92.-101
  3. Декларация принципов терпимости принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.