gototopgototop

УДК 327.8 (575.2) (04)

Общественный контроль за проведением государственных закупок в Кыргызстане

Жунуспаев Кайрат Турусбекович – научный сотрудник Института экономики имени Дж. Алышбаева Национальной академии наук Киргизской Республики.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности мониторинга государственных закупок в контексте борьбы с коррупцией при оптимизации государственных закупок. Особое внимание уделяется мониторингу эффективности государственных закупок и обращается внимание на наиболее существенные изменения в действующем законодательстве Кыргызской Республики. Автор попытался анализировать современные взгляды исследователей. Сделан вывод, что надзор за государственными закупками является эффективным средством борьбы с коррупцией в рамках существующей системы контрактов на государственные закупки. В будущем общественный мониторинг государтсвенных закупок может показать конкретные результаты.

Ключевые слова: Государственные закупки, коррупция, надзор, контрактная система, мониторинг, общественный контроль.

Согласно новому закону, общественность также получит новые полномочия контролировать государственные и муниципальные закупки. Закон о системе договоров предоставляет общественным объединениям и объединениям юридических лиц право защищать права и законные интересы группы людей в случае нарушения правил закупок. Предмет общественного контроля заключается в том, что все участники контрактной системы соблюдают все законы Кыргызской Республики о контрактной системе в сфере закупок и другие нормативно-правовые акты в этой области. Кроме того, государственные и местные органы власти обязаны обеспечить возможность общественного контроля. Несмотря на то, что в законе граждане упоминаются как лица, осуществляющие общественный контроль, закон не предоставляет им никакого права осуществлять этот контроль. Тем не менее, это не мешает гражданам осуществлять свои законные права на обращение в государственные и муниципальные органы и агентства и получение информации о своей деятельности. Однако только общественные и корпоративные объединения могут подать жалобы в судебном порядке на нечестные закупы.

Общественные объединения включают некоммерческие организации, созданные в следующих правовых формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные институты, общественные инициативные организации, политические партии. Ассоциации и союзы относятся к соответствующим объединениям юридических лиц.

Общественные и корпоративные объединения смогут:

  • разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства Кыргызской Республики о системе контрактов на закупки;
  • отправлять запросы клиентам на информацию о закупках и ходе выполнения контрактов;
  • проводить независимый мониторинг и оценка эффективности закупок, в том числе оценка выполнения закупок и результатов исполнения контракта в отношении соблюдения контракта.
  • подать заявку от имени национальных и муниципальных органов власти, чтобы объяснить реализацию мер контроля закупок
  • подача жалобы на действия или бездействие клиентов, уполномоченных органов, уполномоченных органов, специализированных организаций, комитетов по закупкам, их членов, персонала по обслуживанию контрактов, менеджеров по контрактам, операторов электронных сетей, а также действий, нарушающих права и законные права участников закупок.
  • «обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления в действиях или бездействии заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих».
  • обратиться в суд за защитой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики для защиты прав группы людей от нарушения или оспаривания, а также для защиты их законных прав и интересов.

«Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством КР о порядке рассмотрения обращений граждан».

Члены общественных и корпоративных ассоциаций должны обеспечивать конфиденциальность информации, которую они знают при осуществлении общественного контроля.

В дополнение к мерам контроля, установленным государственными (городскими) властями, закон также предусматривает ведомственный контроль, контроль потребителей и общественный контроль.

Заказчик обязан следить за выполнением условий договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и субподрядчиками поставщика (подрядчиком, исполнителем), контрагентами малого бизнеса и социально ориентированными участие из некоммерческих организаций в выполнении договоров.

Хочу отметить, что 19-21 августа 2015 года ОФ «Содействие экономическому развитию и образованию» при поддержке Программы по совместному развитию, финансируемой USAID, провел тренинг/семинар по повышению потенциала членов Общественных наблюдательных советов, специалистов Жогорку Кенеша КР, представителей Министерства экономики и финансов, Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений КР с целью обеспечения гражданского контроля за системой электронных торгов. Тренинг провела Базакеева Ж, эксперт-тренер Азиатского банка развития (АБР) с большим опытом работы с донорскими организациями и государственными органами по вопросам реализации Закона КР «О государственных закупках» и внедрению системы электронных закупок. В течение трехдневного тренинга, участники ознакомились с правовыми основами электронных закупок, с механизмом регистрации на Портале государственных закупок, деталями процедур электронных закупок. Тренинг также включал практические занятия в течение двух дней и изучение методологии мониторинга эффективности системы электронных закупок, включая оценку риска коррупции в системе электронных закупок и анализ рисков, и многие другие аспекты важные для гражданского контроля и совершенствования системы электронных закупок. По итогам тренинга создана группа из числа экспертов проекта и участников тренинга, которая совместно с представителями госорганов в течение 6 месяцев совместно проводить мониторинг электронного портала по госзакупкам, результаты которого были озвучены и обсуждены на финальном мероприятии проекта Круглом столе в марте месяце 2016 года.

Список литературы

  1. Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в Российской практике // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.
  2. Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
  3. Набиев Р. А., Арыкбаев Р. К. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок // Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 10
  4. Strengthening Country Procurement Systems: Results and Opportunities (materials from the 4th High Level Forum of Aid Effectiveness, 29 Nov – 1 Dec 2011, Busan, Korea).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail