"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371:371.031:371.382

Педагогические условия использования дидактических игр в процессе воспитания у младших школьников

Иманкулова Саадат Эсенбаевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: В настоящее время в системе образования в процессе обучения и воспитания в творческом развитии области педагогики активно применяется дидактика. Основным этапом процесса обучения и качеством начального школьного образования, знаний и навыков, связанных с личностью школьника рассматривается дидактические игры как эффективное средство для всестороннего развития младших школьников.

Ключевые слова: Младшие школьники, воспитание, учебный процесс, дидактические игры.

В настоящее время система образования направлена на творческое развитие принципов гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. Учебный процесс на всех ступенях в средних общеобразовательных школах, ориентированный на интенсивное развитие познавательной деятельности учащихся, обновляется, разработаны новые программы и концепции. В начальных классах, являющихся основной ступенью учебного процесса, в связи с качеством знаний, умений и навыков как эффективное средство всестороннего развития личности учащегося выступает дидактическая игра.

Дидактическая игра развивает когнитивную, социальную, эмоциональную и творческую способность. При помощи игры дети учатся общаться друг с другом, принимать решения, сохранять определенные правила, управлять самим собой, сотрудничать, считаться с мнением других, учитывать и уважать их пожелания, а также выполнять что-либо с особым вниманием и доводить до конца начатое дело, так как в играх не просто идет речь о ценностях, также посвящены упражнения применению их в жизни.

Путем применения дидактических игр на уроках предмета «Адеп» реализуются в жизнь формирование нравственного сознания и этических понятий у учащихся начальных классов, воспитание нравственности, разработка нравственно-этических убеждений, решение навыков, привычек и умений, соответствующих человеческому поведению и общественным ценностям. Но в начальных классах при обучении предмета «Адеп» не используются в достаточной степени возможности активизации дидактических игр.

Рассматривая игру как необходимую форму, отвечающую интересам и природе деятельности учащегося, например, великий чешский педагог Я.А. Коменский отмечает: «Игра – важная сознательная деятельность, развивающая все способности учащегося; в игре расширяются и обогащаются понятия об окружающей среде, развивается словарный запас; в совместных играх ребенок сближается с ровесниками» [3, С. 223].

Кыргызские ученые педагоги: как И.Б. Бекбоев считает, что «Без игры не научишь никого ничему, потому что игра придает обучению личностный характер. В этой связи в учебном процессе необходимо уделять важное значение игре, без этого обучение будет безчувственным, неинтересным [2, С. 340.]. Этнопедагог А. Алимбеков отмечает: «Игра активно используется в качестве проверенного средства в многовековой практике воспитания всех народов мира, имеющего свойства всестороннего развития ума, знания, логического и творческого мышления детей. Познавательное и воспитательное свойство игры для детей кыргызы тоже знали издревле, и развивали и совершенствовали с количественной и качественной стороны. Многие кыргызские народные игры основаны на развитие у детей познавательного опыта, культуры мышления» [1, С. 40.].

Следовательно, о важности игровой деятельности всесторонне исследовали и другие кыргызские ученые, но к сожалению, в вышеупомянутых трудах не рассмотрен вопрос использования дидактических игр на уроках «Адеп».

Педагогические условия использование дидактических игр на уроках «Адеп» в начальных классах: по подготовке к проведению учителем дидактических игр; психологическая подготовка учащихся к игре; благоприятная и доброжелательная атмосфера; совместная деятельность учащихся во время игры; организация и проведение игры; инструкция, правила игры; устранение сложного регламентирования игры; создание условий для появления творческой способности учащихся. Технические условия: пространство для свободного передвижения, наличие классной комнаты; средства: бумага, цветные краски, карандаши, маркеры, ножницы; технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска); карточки, кубики, тексты, рисунки.

Как нам известно, применение на уроке дидактических игр и игровых упражнений делает учебный процесс веселым, интересным, создает у детей здоровое рабочее настроение, придает облегчение и положительные эмоции при преодолении трудностей в понимании учебных материалов. Исходя из этого педагоги акцентировали внимание на то, что игра благотворно влияет на формирование внутреннего духовного мира ребенка и развитие умственных способностей. Развивающийся ребенок, играя, начинает познавать жизнь, а также считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. В игровой деятельности отдельно рассматриваются условия, больше обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, создание интерактивной среды и коммуникативной активности.

Дидактические игры, разделенные по видам деятельности учащихся: игры-путешествия; игры-задания; игры-предложения; игры-загадки; игры-беседы; игры-диалоги можно применять на уроках «Адеп» в следующих случаях: при освоении тем, понятий, правил; в качестве урока, пятиминутных перерывов, фрагментов игр-миниатюр и др.; для закрепления, обобщения, повторения, упражнений, проверки как полные уроки, а на внеклассных мероприятиях (КВН, экскурсия, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», праздничные игры и др.).

В условиях современного нравственного кризиса, учитывая острую необходимость для общества образовательно-воспитательной стратегии, в 2010 году разработана «Концепция нравственного и патриотического воспитания молодого поколения, граждан Кыргызской Республики», где прописано, что глубинная цель предмета «Адеп» – формирование нравственных, умных и сознательных граждан, которые в жизни «правильно мыслят, говорят как мыслят и живут как говорят», у которых знания, полученные извне, сочетаются с внутренними убеждениями, умеющих уважать человеческое достоинство» [4].

В результате анализа учебной программы и учебника по предмету «Адеп», в связи с тем, что в учебнике придается мало значения дидактическим играм, выявлено, что интерес учащихся к уроку и их достижения находятся на низком уровне. Цель учебной программы – обеспечение здорового состояния внутреннего духовного мира школьников, объяснение им значения нравственных ценностей, формирование правил нравственного поведения.

Мы рассмотрели педагогические условия в качестве одного из компонентов, отражающих набор возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих на личностные и процессуальные аспекты данной системы, а также обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие, и определили следующим образом: по подготовке учителя к проведению дидактической игры: психологическая подготовка учащихся к игре; доброжелательная и благоприятная атмосфера; совместная деятельность учащихся во время игры; организация и проведение игры; инструкция и правила игры; устранение жесткой регламентации игры; создание условий для развития творческой способности учащихся, а к техническим условиям: пространство для свободного движения, наличие классной комнаты; средства: бумага, цветные краски, карандаши, маркеры, ножницы и др.; технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска); карточки, кубики, тексты, рисунки.

Эти условия предполагают всесторонний учет способностей, желаний и потребностей, мотивов и интересов учащихся, способствуют развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся, реализации воспитательных задач.

После определения причины низкого уровня мотивации учащихся к уроку «Адеп» мы решили эту проблему при использовании дидактических игр через педагогические условия, определенные в ходе исследования и разработали модель использования дидактических игр.

Путем использования дидактических игр на уроках «Адеп» в начальных классах на основе определенных педагогических условий вызывали интерес учащихся к уроку, что повысилось качество знаний показал формирующий эксперимент. Модель педагогических условий, разработанных в результате эксперимента, сборник дидактических игр, система заданий может успешно использоваться в деятельности учителей начальных классов.

На основе исследования мы решили предложить следующие рекомендации по применению дидактических игр на уроках «Адеп»:

  • необходимо распространить подтвержденные результаты научного исследования по формированию интереса учащихся путем использования дидактических игр на уроках «Адеп» в начальных классах в других школах и в систему образования в целом;
  • отмечена необходимость разработки побольше на кыргызском языке методических пособий учителям начальных классов по применению дидактических игр на уроках «Адеп».

Список литературы

  1. Алимбеков А. Образовательные традиции кыргызского народа. – Бишкек, 2001. – С. 40
  2. Бекбоев И.Б. Теоретические и практические вопросы технологии личностно ориентированного обучения. – Бишкек: Бийиктик, 2011 – С. 340
  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – Т. 2. – С. 223
  4. Концепция нравственного и патриотического воспитания молодого поколения, граждан Кыргызской Республики // Кут билим. − Бишкек, 2010. – 20 августа.

Интересная статья? Поделись ей с другими: