"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 373.3

Педагогические условия развития креативности младших школьников

Жолдошова Бибигуль Алайчиевна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Для того, чтобы учитывать механизмы формирования творческого мышления в младшем школьном возрасте и создавать условия для развития креативности необходимо прежде всего знать условия формирования креативности. В статье отражены основные социально-педагогические условия развития креативности: влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников, социально-педагогические условия развития креативности в школе.

Ключевые слова: Креативность, формирование креативности, педагогические условия, творческие способности, младшие школьники.

В последние годы в педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В современной педагогике мало специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления" [2, С. 236].

Именно в младшем школьном возрасте наиболее активно воображение, которое пробуждает сильный интерес к творчеству. С помощью рисования, лепки, музыки, разыгрывания сценок дети выражают свою креативность. Однако искусство, объединенное с педагогикой является и способом развития креативности. Поэтому специальные обучение и воспитание, направленные на развитие креативности в этом возрасте, могут поддержать природный творческий потенциал и дать новые возможности его применения.

В связи с этим родителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

Были сформулированы основные педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

  • гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  • творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;
  • общности интеллектуальных интересов членов семьи;
  • ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.

2. Педагогические условия развития креативности в школе:

  • приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;
  • доверительные отношения в классе;
  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Одним из педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

Также формирование готовности младших школьников к креативной деятельности будет эффективным, если реализовать систему педагогических условий:

  • владение учителем методикой диагностирования образной и вербальной креативности, творческого мышления, интересов и склонностей учащихся;
  • учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, включающих развитие познавательных процессов; снижение уровня креативности с возрастом; формирование готовности к креативной деятельности на различных ступенях школьного обучения учеников; творческая деятельность как способ выражения креативности и способ ее развития;
  • вовлечение учащихся в деятельность с учетом их интересов и склонностей.

Большая роль в развитии креативности принадлежит творческим играм. Творческие игры не имеют правил, В них происходит раскрепощение ребенка, эмоциональная разрядка. Отсутствие четких правил предоставляет возможности для творческого саморазвития и применения импровизации.

Развитие творческого мышления основано на следующих принципах и подходах:

  • «мозговой штурм»;
  • принципы мягкого соревнования;
  • сотрудничество и кооперация;
  • принцип безоценочной деятельности и благоприятная психологическая атмосфера.

У младших школьников еще не сформированы произвольные психические процессы, поэтому не стоит придерживаться строгих рамок программы занятий. Упражнения могут проходить по-разному в каждом классе. Так как ученики начальных классов быстрее устают, продолжительность одного занятия не должна превышать длительность одного урока.

Младшие школьники обладают еще недостаточно развитыми логическим мышлением и рефлексией, поэтому необходимо усиливать воздействие занятия с помощью различных способов ввода информации – кроме рисования, например, можно использовать соответствующее музыкальное сопровождение, прием визуализации, двигательные упражнения.

С возрастом отмечается снижение уровня креативности, поэтому занятия по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности должны проводиться регулярно, поддерживая и развивая творческий потенциал от первого класса начальной школы к четвертому.

При разработке занятий по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности нужно учитывать также такие особенности младшего школьника, как интерес к рисованию, сказке, игре.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическими условиями формирования креативности в учебном процессе являются:

  • создание в процессе обучения благоприятной развивающей среды для актуализации креативности;
  • формирование внутренней мотивации младшего школьника через осознание ценности творчества, активизация его интереса к творческой деятельности;
  • совместная деятельность учеников с учителем как фасилитатором;
  • актуализация творческого потенциала самого учителя;
  • введение в содержание учебного процесса разнообразных методов активного обучения.

Список литературы

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – Москва, 2008 – 392 с.
  3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.
  4. Пономарев Я.А. Психология творчества. – Москва: Наука, 1972. – 304 с.
  5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Интересная статья? Поделись ей с другими: