"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Особенности финансового планирования в инновационных компаниях

Чекан Андрей Леонидович – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье автором были рассмотрены основные виды инноваций в экономике. Рассмотрены этапы и методы финансового планирования. Актуальность данного исследования заключается в попытке автором увязать уровни финансового планирования и типы инноваций. В данной работе автором проведен анализ развития российских и зарубежных инновационных компаний.

Ключевые слова: Инновационные компании, финансовое планирование, экономика, финансирование.

В существующих условиях хозяйствования развитие инновационных компаний и их деятельности является одним из важнейших факторов успешного развития национальных экономик, при этом сами инновации очень разнообразны и могут касаться как продукции, процесса или бизнес-моделей, так и по-разному влиять на развитие компании и экономики в целом (таблица 1).

Таблица 1. Основные виды инноваций, выделяемые российскими и зарубежными экономистами [4].

Классификационный признак инноваций

Виды инноваций

Характеристика инноваций

В зависимости от сущности инновации

Продуктовые

Представляют собой разработку и продвижение новых товаров или услуг или улучшение уже производимой продукции

Процессные

Представляют собой создание разработку и внедрение новых методов или процессов, которые касаются производственной сферы, сферы распространения продукции или ее доставки

Инновации бизнес-моделей

Представляют собой улучшение экономических характеристик в цепочке создания стоимости продуктов, а также диверсификацию источников ресурсов или реинжиниринг моделей предоставления продуктов и услуг

В зависимости от влияния на компанию и национальную экономику

Инкремен-тальные

Представляют собой улучшение продукции или процессов

 

Прорывные

Представляют собой изменения, позволяющие компании выйти на более качественный уровень, значительно и резко изменить темпы роста деятельности, а также снизить затраты

 

Радикальные

Связаны с трансформированием системы в целом

В настоящее время выбор формы финансового планирования находится в сильной зависимости от особенностей деятельности компаний и включает в себя 4 основных типа финансовых планов: стратегический, долгосрочный, текущий, и краткосрочный. При этом, как правило, процесс финансового планирования включает в себя следующие этапы:

Следует отметить, что при инновационной деятельности нельзя применить такие методы финансового планирования, как: нормативный и расчетно-аналитический, поскольку нормативный метод подразумевает наличие разработанных норм по некой стандартной деятельности, что при инновационной деятельности невозможно, так как она является уникальной. Расчетно-аналитический метод финансового планирования опирается на данные предыдущих периодов, при инновационной деятельности таких данных не существует.

Поэтому основными методами, которые применяются в финансовом планировании инновационной деятельности, являются:

В отношении инновационных компаний на всех этапах процесса финансового планирования проявляется следующие особенности, вызванные спецификой деятельности таких компаний:

  1. высокие риски деятельности;
  2. проектный характер деятельности;
  3. значительное влияние фактора времени.

Высокие риски инновационной деятельности связаны с неопределенностью получения запланированных результатов, и для их учета в процессе финансового планирования используется экономико-математическое моделирование, в рамках которого, как правило, разрабатываются 3 сценария изменения показателей по инновационной деятельности и определяется вероятность развития определенного сценария, а планируемый финансовый показатель определяется следующим образом:

ФППЛАН = ⅀ ФПi * Pi (1)

где: ФПi — финансовый показатель по i-му сценарию;

Pi — вероятность появления i-го сценария.

Инновации по своей сущности представляют проектную деятельность, поэтому при финансовом планировании целесообразно использовать программно-целевой метод планирования, который заключается в разработке финансовых показателей и денежных потоков по каждому конкретному инновационному проекту.

Учет фактора времени в инновационной деятельности проводится с помощью метода дисконтирования денежных потоков, который заключается в приведении денежных потоков по каждому периоду времени к моменту начала работ по инновационному проекту.

Стратегическое планирование связано с определением миссии и целевых ориентиров деятельности компании в целом, в рамках которого проводится стратегический анализ и первоначальный отбор инновационных проектов для дальнейшей реализации.

Долгосрочные финансовые планы охватывают период от 5 лет и более, и здесь на основе стратегического анализа с использованием методов экономико-математического моделирования и дисконтирования денежных потоков определяются следующие целевые показатели по инновационной деятельности:

Среднесрочные финансовые планы охватывают период от 1 года до 5 лет, и при их составлении также используются методы экономико-математического моделирования и дисконтирования денежных потоков, но при этом финансовое планирование имеет программно-целевой характер, т.е. проводится в рамках определенного инновационного проекта. В этом случае целесообразно составлять следующие финансовые планы:

Следует отметить, что в настоящее время среднесрочное финансовое планирование в рамках определенной программы или проекта используется государственными органами исполнительной власти при составлении государственных бюджетов различных уровней, поэтому принято назвать данный тип финансового планирования программно-целевым.

Краткосрочное финансовое планирование производится на срок до 12 месяц, и основным методом финансового планирования в данном случае является программно-целевой метод, в рамках которого по каждому инновационному проекту разрабатываются следующие финансовые планы:

В таблице 2 представлена попытка увязать уровни финансового планирования и типы инноваций.

Таблица 2. Модели финансового планирования в зависимости от типа инноваций.

Виды инноваций

Инкрементальные

Прорывные

Радикальные

Продуктовые

Краткосрочное финансовое планирование

Программно-целевое финансовое планирование

Программно-целевое финансовое планирование

Процессные

Краткосрочное финансовое планирование

Программно-целевое финансовое планирование

Долгосрочное финансовое планирование

Бизнес-моделей

Программно-целевое финансовое планирование

Программно-целевое финансовое планирование

Долгосрочное финансовое планирование

Так, при краткосрочном финансовом планировании и небольшом объеме вложения денежных средств, например, при инкрементальных инновациях, фактором времени и риска можно пренебречь, и в этом случае финансовый план будет представлять собой часть общего бюджета затрат предприятия или отдельный бюджеты, связанные с финансированием и затратами.

В случае долгосрочного финансового планирования необходимо учитывать и фактор риска, и фактор времени, а также сценарии развития событий.

В случае ясного представления результатов, которые желает получить инвестор (наличия бизнес-идеи в стартапе), лучше применять программно-целевой подход к финансовому планированию, который заключается в разработке бюджетов по отдельным инновационным проектам для достижения конкретных и четко обозначенных целей.

Исходя из использования собственных или заемных средств для финансирования инновационной деятельности выделяют 5 основных схем финансирования:

  1. финансирование внутреннего подразделения компании за счет собственных средств;
  2. финансирование отдельной дочерней компании (венчурной) за счет средств материнской компании;
  3. предоставление средств инвестиционными фондами и подобными организациями;
  4. финансирование за счет государственных средств;
  5. государственно-частное партнерство, где часть инвестиций предоставляет государством, а часть — частными компаниями.

Следует отметить, что особенностью развития российских инновационных компаний является то, что они стараются финансировать свою деятельность за счет собственных средств. Если в экономически развитых странах для финансирования зачастую привлекаются различные созданные структуры (акселераторы, венчурные фонды), то российские инновационные компании развиваются собственными силами, используя заработанную в прошлых периодах прибыль, человеческий капитал и изобретательские идеи предпринимателя.

Опрос компаний в 2018г. показал, что 45% российских инновационных предприятий при разработке и выводе новой продукции на рынок используют только собственные силы, 28% — взаимодействую с российскими организациями, 11% — с зарубежными, а 12% — и с российскими компаниями, и с зарубежными [6].

При этом инновационные компании предпочитают взаимодействовать с крупнейшими компаниями (31% отпрошенных организаций), научно-исследовательскими институтами и центрами (27%), а также с компаниями, сопоставимыми по размеру. При этом только 9% партнеров инновационных компаний реально занимаются привлечением инвестиций, грантов и кредитов.

Что касается государственной поддержки, то на уровне региона 21% компаний такой поддержки не получают, 57% — получали поддержку в виде приглашения на региональные выставочные стенды, 36% получали различные субсидии, 24% — региональные гранты и другое безвозмездное финансирование, 24% — льготы в связи с размещением в региональных технопарках, бизнес-инкубаторах, особых экономических зонах и промышленных парках [6].

В Европейском Союзе в настоящее время поддержка и финансирование инновационных компаний производится по программе SME Instrument, согласно которой отобранные стартапы на первом этапе получают 50 тыс.евро инвестиций, а на втором — от 500 тыс.евро до 2,5 млн.евро. В таблице 3 приведены компании, которые получили наибольшие объемы финансирования по данной программе на начало 2018 года.

Таблица 3. Компании-участники программы SME Instrument.

Название компании

Месторасполо­жение

Год создания

Сфера деятельности

Объем
финанси­ро­вания, млн. евро

Kiosked

Финляндия

2010

Цифровая реклама

51

Arralis

Ирландия

2013

Телекоммуникацион­ное оборудование и технологии

50

Ada

Германия

2011

Платформа в области персонифицирован­ной медицины

40

Ultrahaptics

Великобритания

2013

Разработка сенсор­ных технологий для виртуальной реальности

35

Solvoltaics

Швеция

 

Разработка фотоэлек­трических элементов

31

Таким образом, финансирование в экономической зоне Европейского Союза, в основном, получают компании, связанные с высокими технологиями и интернетом.

Что касается российских лидеров – инновационных компаний, то среди них можно в основном присутствуют компании, занимающиеся электроникой, фармацевтикой, биотехнологиями, нанотехнологиями (материалами и химией), т.е. это виды деятельности, которые имеют государственную поддержку, в том числе и финансовую.

Таким образом, российские компании, осуществляющие инновационную деятельность, финансируются либо за счет собственных средств, либо за счет средств государства в случае, если относятся инновационная деятельность относится к приоритетным направлениям развития.

При этом использование государственных средств приводит к еще одной особенности процесса финансового планирования инноваций — необходимости согласования финансовых планов с государственными органами, которые являются кураторами инновационных проектов.

Список литературы

  1. Бердников В.В. Аналитические инструменты оценки эффективности инновационной деятельности // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1.
    С. 108-115.
  2. Вдовина Е.С. Финансовое планирование на уровне хозяйствующего субъекта как часть его инновационной политики // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-6. С. 1154-1158.
  3. Венчурный Барометр 2018: исследование российского рынка венчурных инвестиций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/iblock/b18/vc-barometer_2018.pdf
  4. Исследование «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» / Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. Июль 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx
  5. Костеев В., Сидорович В. Сборник кейсов: Управление инновациями в российских компаниях 2016 [Электронный ресурс]. / Костеев В., Сидорович В. – Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/iblock/0dd/ Management_of_Innovations_in_Russian_Companies.pdf
  6. Медовников Д. С., Оганесян Т. К., Розмирови С. Д. Актуальные тренды развития российских быстрорастущих технологических компаний (на основе опроса компаний, участвующих в рейтинге «ТехУспех» 2018 [Электронный ресурс] / Медовников Д. С., Оганесян Т. К., Розмирови С.Д. – Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/iblock/5d7/ ratingtechup_2018.pdf.