"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 94(575.2) (04)

Репрессивная деятельность органов государственной безопасности (ВЧК-ОГПУ) Кыргызстана в отношении религии в 1918-1930 гг.

Ормушев Асан Сулайманович – доктор исторических наук, профессор, ректор Международного Кувейтского университета.

Абдрахманов Болот Джумашович – кандидат исторических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: В данной статье проводится анализ государственно-религиозных отношений в 20-30-е гг. ХХ века на основе новых архивных материалов и последних публикаций в некоторых республиках бывшего СССР и России.

Ключевые слова: Религия, этноконфессиональность, ислам, духовенство, религиозное обучение, конфискация, репрессия, басмачы.

В первые же годы после Октябрьской революции 1917 г. Советская власть стала осуществлять практические меры по урегулированию отношений государства с религией. 20 января 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", впоследствии получивший название "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Подобный декрет был издан и Совнаркомом Туркестанской республики 2О ноября 1918 г [3, с. 44.].

Декрет, принятый Совнаркомом РСФСР, стал основой политики Советского государства в отношении религии и религиозных организаций. Этот документ отменял всякую дискриминацию граждан в связи с их отношением к религии. Однако реализация этого декрета оказалась очень сложной. В связи с отсутствием на местах подготовленных специалистов и специальных государственных органов стало преобладающим стремление к административно-командным и карательным методам в подходе к религиозным верованиям и духовной жизни народа.

Следует подчеркнуть, что осуществление принципа отделения религии от государства в области образовательной политики столкнулось в Средней Азии со специфическими проблемами. Светская школа здесь создавалась медленно. Тому было множество причин, в том числе финансовые трудности и слабая материально-учебная база, недостаток кадров. Культурные, бытовые, этнические особенности края вступали в противоречие с установками, инструкциями Советской власти.

Религиозные школы, пользовавшиеся большой популярностью среди населения, продолжали существовать наряду с новыми светскими школами. Несмотря на репрессивную политику по отношению к мусульманским школам со стороны органов Советской власти, они находились в лучшем материальном положении, чем светские школы. Это объяснялось тем, что религиозные (мусульманские) школы содержались на доходы от вакуфов - земель, находившихся во владении мечетей. Кроме того, авторитетное влияние мулл на население привело к укреплению религиозных школ.

Так, в обзоре ОГПУ о политическом состоянии в республике за октябрь 1924 г. отмечается, что «В большинстве районов с туземным населением преподавателями состоят бывшие муллы. 70% детей в текущем году остаются здесь вне школы» [2, с. 27].

С середины 20-х годов отношение Советской власти к религиозным школам стало резко отрицательным. Усилилась тенденция передачи зданий религиозных школ советским органам, открытия светских школ за счет вакуфных доходов. В большинстве светских школ из учебной программы было исключено религиозное обучение, верующим запрещалось работать в светских школах, они даже лишались права трудиться в системе народного просвещения. В такой обстановке среди верующих возникло недоверие к светской школе и в целом к Советской власти. В отдельных случаях это проявилось в призывах не обучать детей в светской школе. Мотивом этих действий стало опасение, что обучение в светской школе подрывает духовные устои общества.

Как свидетельствуют материалы Центрального архива ФСБ РФ, борьба против религии вводилась в ранг государственной политики. Одним из основных направлений деятельности ВЧК-ОГПУ в первые годы Советской власти явилось наступление на религию. Долгие годы формы и методы ведения этого направления скрывались. Объяснение было простое: оперативная деятельность органов госбезопасности не может быть предметом открытых исследований ученых.

Как показывает анализ архивных материалов, целью органов государственной безопасности являлось разложение религиозных организаций, используя секретных осведомителей и различные течения в религиозных организациях [4].

Ислам, православие и другие религии были объявлены реакционными пережитками, духовенство со стороны ВЧК подвергалось систематическим репрессиям, многие его представители были расстреляны. В конце 1920-х гг. на территории Кыргызстана власти начинают массовое закрытие мечетей и медресе, конфискацию их имущества, проводят политику искоренения мусульманского права из общественной и повседневной жизни [1, с. 21-22].

8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление "О религиозных объединениях". Постановление утвердило ставшее к тому времени господствующим мнение о том, что "религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей верующих, преимущественно в пределах молитвенного здания", и что следует "вытеснить" религиозные объединения из всех сфер жизни общества, где до этого они имели право действовать.

Постановлением предусматривалось, что религиозные общества "не пользуются правом юридического лица". Это означало, что им запрещалось "создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей".

К весне 1930 г. ситуация в государственно-религиозных отношениях была критической. Уже стало видно, что коллективизации повсеместно сопутствовало "раскулачивание" служителей культа, закрытие церквей, мечетей. На духовенство и наиболее активных верующих обрушились судебные и несудебные расправы, которые привели к недовольству со стороны верующих и даже неверующих.

Репрессивные меры властей не всегда давали желаемые результаты. Иногда доведенные до отчаяния люди оказывали стихийное сопротивление повальному насилию со стороны государственных органов. Эти выступления в основном носили локальный характер. Несмотря на это, в ходе расследования органы ГПУ придавали таким выступлениям политическую окраску, оценивая их как контрреволюционное выступление кулацких элементов. Так, органы ГПУ юга Кыргызстана подавили мятеж крестьян в селах Сузак и Базар-Коргон, представители которых призывали отказаться от колхозов, поддержать своих единомышленников в Сузаке и Джалал-Абаде, вернуть всех раскулаченных к семьям, возвратить конфискованное имущество, отменить раскрепощение женщин, отменить советы и вернуть вместо них пятидесятников (элик башы), передать обратно мечети, отобранные под склады и школы, не притеснять религию, ликвидировать комсомол «как организацию безбожников», допускать к власти в Средней Азии только мусульман [1, с. 17].

Таким образом, из приведенных материалов, относящихся к рассматриваему периоду, видно, что борьба с религией велась административно-волевыми методами. Политика партии и государства была направлена на формирование атеистического мировоззрения, основой которого была коммунистическая идеология. А средствами для достижения поставленных задач в основном являлись: усиление административно-принудительных и репрессивных методов воздействия на верующих. Органы государственной безопасности, как исполнители партийных директив, были основным орудием карательной политики государства и ими было сделано все, чтобы исключить религию из жизни местного населения.

Сосуществование религиозных конфессий в тоталитарном государстве было чрезвычайно сложным. Методы, которые использовались для борьбы с ней, к сожалению, полностью не изучены до сих пор. И как результат такого антагонистического противостояния: лишение их права как юридического лица, насильственный захват чекистами мечетей, церквей, гонения на религиозных деятелей.

В рамках небольшой научной статьи невозможно осветить все направления борьбы Советского государства с религиозными организациями. Эта задача специального исследования, которая должна осветить этот процесс с позиций юридической, исторической, социологической и философской науки. Поэтому данная статья является лишь попыткой обратить внимание на слабоизученный этап истории взаимоотношений государства и религии в 1920-е годы.

В заключении хотелось бы отметить, что трагедия религиозных организаций непосредственно отразилась на общественно-политической жизни республики.

Антирелигиозные акции первых лет Советской власти стали причиной трагического, пагубного влияния на духовное наследие в целом. Закрытие мечетей, церквей, запрещение религиозной благотворительности – все это имело одну цель – заставить население республики проверить в светлое будущее - коммунизм.

Список литературы

  1. Архив ГКНБ КР. Ф. 2, Оп.1. Д. № 27, С. 5–22.
  2. Билик В. Роль конфессиональной школы в жизни Туркестана // Наука и просвещение. –1922. – П. № 1. – С. 27.
  3. Вишневский А. Как это делалось в Средней Азии // Наука и религия. –1990. – № 3. – С. 44.
  4. ЦА ФСБ РФ. Ф.2.Оп.2. Д.753. Л.15.