gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 001.1:159.92

Социально-психологические особенности адаптации к школе младших школьников

Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна – кандидат психологических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Жаныбек кызы Ырыскул – магистрант Факультета гуманитарных знаний при Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева.

Аннотация: Данной статьей рассматривается теоретический вопрос адаптации младшего школьника к школьному обучению, который влияет как на поведение ребенка, так и на его усвоение соответствующей программы. Процесс адаптации тесно связан с усвоением ребенка школьной программы, где важно развивать мотив учебной деятельности. Особое место в адаптации младшего школьника занимает самооценка ребенка, которая определяется во взаимоотношении  со сверстниками и с учителем. Как отмечается исследователями, учитель является главным лицом для первоклассника, который создает условия для его адаптации.

Ключевые слова: Младший школьник, адаптация, обучение, педагог, общение, самооценка, педагогическая запущенность.

Система образования определяет свою актуальность включением ребенка в процесс обучения и воспитания. Результатом же данного процесса считается не простое усвоение знаний, а изменение личности учащегося. Волнующий вопрос для современной школы является не допускать моментов, где проявляется педагогическая запущенность детей, особенно в младших школьных возрастах. Одной из причин педагогической запущенности считается дезадаптация младшего школьника. О системе здоровьесберегаюшей учебной деятельности напоминают труды таких исследователей как,  С.А. Котова, О.А. Граничина, Л. Ю. Савинова,                   О.Н. Вовк и других.  Целенаправленное определение педагогических воздействий в решении проблемы комплексной адаптации к систематическому  обучению в школе; создание благоприятной педагогической среды для школьников являются показательными условиями в адаптации и положительных изменениях младших школьников. [4].

О.О. Гонина в своей работе отмечает об особенностях процесса адаптации младших школьников, где особо определяются новые социальные ситуации. Такие условия влияют на эмоциональные состояния, поведение и здоровье ребенка. [5] Социальная среда, можно сказать, основа всех изменений ребенка, тем более, когда речь идет о школьных условиях. Школа ставит свои соответствующие новые требования к личности школьника, которые влияют на все стороны ребенка, показывая важность процесса адаптации.

«Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядом педагог. В школе условия изменяются: здесь – деятельность в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время». [3, С. 6] Приобретение новых форм поведения не всегда осуществляется легко и просто, это зависит от индивидуальных особенностей каждого школьника.

Влияние адаптации можно заметить как в поведении, так и в успеваемости и отношении с окружающими. Е. Н.Корнеева отвечает на вопрос, о том  «по каким признакам можно судить об успешной адаптации к школе, отказе от старых привычных установок дошкольного детства и усвоении позиции школьника.

Об успешности этого процесса можно судить по тому, насколько легко ребенок справляется с учебной программой.

Не менее важный показатель успешной адаптации первоклассников – удовлетворенность процессом обучения. Если ребенку нравится заниматься, если он с любовью и уважением относится к своей учительнице, заинтересованно выполняет полученные задания, стремится приблизить результаты своей работы к заданному образцу, не снижает требований к себе (вчера сделал(а) хорошо, а сегодня можно кое-как), то это означает, что налицо основные признаки успешного включения в школьную жизнь, освоения позиции школьника.

Еще одним показателем успешной адаптации является активное общение с другими учениками – прежде всего своего класса, но и из параллельных классов тоже». [1, с. 31] Если внимательно изучить процесс адаптации младшего школьника, то можно заметить, что важную роль в проявлении индивидуальных особенностей школьника играет педагог. Интерес к школе, самооценка, общение с одноклассниками, проявление своей индивидуальности зависит от организации учителем процесса обучения и воспитания.

Н. А. Менчинская считает, что «основная причина школьной неуспеваемости – утрата учащимися позиции школьника. Такие ученики теряют интерес к учебной деятельности из-за возникновения новых интересов, из-за действительно чрезмерной или только кажущейся легкости учебного материала, наличия конфликта с преподавателем, несформированности или быстрого угасания учебной мотивации, неразвитости волевой сферы личности. Прилагать какие-либо серьезные усилия такие ребята не хотят». [1, с. 71]

Реакция ребенка на измененные условия социума разные, чем он стремится удовлетворить свои желания. Но не всегда выбранный путь младшим школьником может стать правильным. Поэтому взрослые должны учитывать все возможности, ведущие к адаптации ребенка к школьному обучению.

Умение взрослого регулировать адаптационный процесс школьника к изменившим условиям играет важную роль во включенности ребенка к школьным занятиям.

В то же время особое место занимает отношение учителя к каждому ученику, которое сопровождается оценкой. «Педагогическая оценка оказывает стимулирующее воздействие на младших школьников. Похвала, поощрение, ободрение, раскрытие перспектив, дозированная помощь, наконец, положительные отметки повышают самооценку учащихся, вселяют в них уверенность». [1, с. 61] Как было отмечено Е.Н.Корнеевой под воздействием взрослого проявляются мотивы стимулирующие успехи в учебной деятельности, а также включенности в социум в статусе школьника.

«При условии достаточного развития других компонентов психологической готовности к школе дети с доминирующим социальным мотивом легко адаптируются к школе, успешно усваивают программный материал. При недостаточном развитии других компонентов психологической готовности к школе, несмотря на ответственное отношение к учебе, могут возникать затруднения при усвоении программного материала. В этом случае велика вероятность проявления таких негативных особенностей личности, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, раздражительность». [5, с. 7] О.О. Гонина подтверждает, что мотивы, самооценка и адаптация к школе теснейшим образом взаимосвязаны.

Можно приводить много примеров, когда школьник с неадекватной самооценкой затрудняется в успеваемости школьной программы, а также во взаимоотношении с окружающими. Данная ситуация требует особого подхода, где важно совместная работа педагога, родителей и психолога.

Умение психолога регулировать адаптационный период младшего школьника, определяя индивидуальные особенности каждого из них, дает возможность педагогу находить соответствующий подход. А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман подчеркивают важность психологических тестов. Такой подход определяет и отбор методик, используемых при консультировании. [2]

Зная особенности детей в период адаптации к школе взрослые получают пути создания соответствующих условий. «Учитель может помочь ребенку справиться с возникшими проблемами и затруднениями, а может своими необдуманными реакциями и поведением обострить проблемы, имеющиеся в личностном развитии младшего школьника. В целом можно утверждать, что если у ребенка установились благоприятные, доверительные отношения с учителем, это является основой того, что все возможные проблемы с учебной деятельностью и поведением будут решаться более или менее успешно и быстро. Если же между учителем и ребенком изначально сложились негативные отношения, антипатия, то даже типичные возрастные особенности младшего школьника могут заостряться, что закономерно повлияет на его личностное развитие». [5, С. 22]

Правильный подход педагога в организации учебной деятельности школьника и есть то необходимое условие регуляции поведения и отношения ребенка. То есть учебный и социальный мотив, а также самооценка младшего школьника определяет адаптацию к школьному обучению, особенно адаптация педагогически запущенных детей.

Список литературы

  1. Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек / Корнеева Е. Н. – 2-е изд., испр. и доп.»: Мир и Образование; Москва; 2013
  2. Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007
  3. Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой аритмии: Автореф. дис. ….канд. мед. наук. – Санкт-Петербург, 2005. – 24 с.
  4. Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 101 с.
  5. Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.: ФЛИНТА; Москва; 2015.

Печать