"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих учителей

Джумагулова Гульнур Алпочиевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: Анализ государственных общеобразовательных стандартов высшего профессионального образования педагогических специальностей показал, что содержание не в полной мере способствует эффективному формированию профессиональной компетентности будущих учителей. На основе выявленных недостатков были определены педагогические условия формирования профессиональной компетентности. Для проверки эффективности выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности была разработана программа опытно-педагогической работы и проведен формирующий эксперимент, в результате которой можно увидеть положительную динамику формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: Педагогические условия, учитель, профессиональная компетентность, стандарт, высшее образование, формирование, эксперимент, программа.

Для выявления эффективных педагогических условий формирования профессиональной компетентности, будущих учителей нами были проанализированы Государственные общеобразовательные стандарты высшего профессионального образования педагогических специальностей, учебные рабочие планы, рабочие программы и учебно-воспитательный процесс вуза на предмет выявления их потенциальных возможностей для решения задач, поставленных в исследовании. Предпринятый анализ позволил установить, что их содержание не в полной мере способствует эффективному формированию профессиональной компетентности будущих учителей, т.к. в содержании профессиональной подготовки психолого-педагогическое направление представлено ограниченным количеством предметов (педагогика, психология и методика преподавания спец. предмета), что явно недостаточно для формирования глубоких знаний о целостном педагогическом процессе, об учащихся как субъектах этого процесса, о роли и значении личности самого учителя в успешности педагогической деятельности. Педагогическая практика предусмотрена лишь на предвыпускном и выпускном курсах, вследствие чего у будущих учителей наблюдается недостаточная сформированность педагогической направленности личности, профессионально-значимых качеств личности и профессионально-необходимых умений, что свидетельствует о разрыве между теоретической и практической подготовкой будущих учителей. Основными формами организации учебной деятельности студентов являются теоретические занятия (лекции и семинары), что также не способствуют формированию профессиональных умений, качеств личности, педагогического творчества и рефлексии, развитию способностей и пр. У будущих учителей не сформирована установка на самореализацию в профессии и самосовершенствование. Кроме того, отсутствует взаимосвязь и взаимодействие между кафедрами в достижении общей цели – подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности [4].

На основе выявленных недостатков профессиональной подготовки будущих учителей в качестве педагогических условий формирования профессиональной компетентности мы определили: 1) наполнение содержания профессиональной подготовки будущих учителей психолого-педагогическими дисциплинами; 2) непрерывность практической подготовки будущих учителей в процессе всего периода обучения в вузе; 3) спецкурс «Профессиональная компетентность учителя»; 4) организация учебного процесса на основе активных методов обучения.

Данные проведенного анализа Госстандартов специальностей 540301 «Кыргызский язык и литература» показал, что количество и объем психолого-педагогических дисциплин не позволяет сформировать глубокие теоретические знания, практические умения и качества личности будущего учителя, необходимые для эффективной организации педагогического процесса и реализации профессиональных функций будущего учителя в практической деятельности. Количество часов, выделенных на психолого-педагогические дисциплины общепрофессионального блока и блока спецдисциплин, не превышает 9%, на педагогическую практику – 6%.

В качестве решения данной проблемы нами в вузовский компонент Госстандартов и учебных планов специальностей «Кыргызский язык и литература», были включены такие дисциплины, как «Введение в специальность», «История педагогики», «Возрастная и педагогическая психология», «Современные образовательные технологии» и «Педагогическое мастерство».

Следующим педагогическим условием формирования профессиональной компетентности студентов является непрерывность практической подготовки будущих учителей в период всего процесса обучения, предполагающая организацию сквозной профессиональной практики. На первом, втором и третьем курсах в течение всего учебного года проводится непрерывная педагогическая практика. После второго курса проводится воспитательная летняя практика «Организация летнего отдыха школьников». На третьем и четвертом курсах – педагогическая практика.

Каждый вид практики имеет свои специфические цели и задачи, содержание, базу проведения и особенности организации. Непрерывная педагогическая практика.

Особенностью непрерывной педагогической практики является то, что она проводится параллельно с изучением основных дисциплин психолого-педагогического цикла, носит характер психолого-педагогического практикума, помогая соотносить теоретические знания о ребенке и учебно-воспитательном процессе с реальной школьной деятельностью. Данный вид практики запланирован вне сетки аудиторных занятий в форме «школьного дня» по 2 часа в неделю в течение всего курса, базой проведения практики являются общеобразовательные школы. Объектом практической деятельности будущего учителя являются психолого-педагогические явления, процессы, состояния, проявляющиеся в различных областях учебно-воспитательной деятельности.

Спецкурс «Профессиональная компетентность учителя» выступает третьим педагогическим условием. Цель данного курса ознакомление студентов понятием «профессиональная компетентность», сущность данного феномена как цели и результата обучения в вузе, раскрытие ее структурных компонентов и их внутреннего содержания, диагностика уровня сформированности компонентов компетентности, формирование мотивации учения будущих учителей.

Четвертым педагогическим условием формирования профессиональной компетентности будущих учителей выступает организация учебного процесса на основе активных методов обучения.

Согласно А.А. Вербицкому, одна из основных целей профессионального образования – формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период его обучения. Это означает, что для достижения целей формирования личности специалиста в профессиональном учебном заведении необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Сегодня в процессе профессиональной подготовки специалиста обозначилось явное противоречие между учебной деятельностью и профессиональной деятельностью [1].

Для проверки эффективности выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности была разработана программа опытно-педагогической работы и проведен формирующий эксперимент.

Рисунок 1. Общий уровень сформированности компонентов специальной профессио-нальной компетентности студентов экспериментальной и контрольной группы (формирующий этап).

Результаты контрольного среза констатируют повышение уровня профессиональной компетентности студентов экспериментальной группы до 15,7%, против 4,8% студентов контрольной группы. Количество студентов с достаточным уровнем сформированности увеличилось в экспериментальной группе с 7,5% до 41,4%, в контрольной – с 3,0% до 7,5%. Средний уровень профессиональной компетентности на контрольном срезе показали в экспериментальной группе 32,6% против 51,5% студентов контрольной группы. Студентов с низким уровнем профессиональной компетентности в экспериментальной группе оказалось 10,3%, в контрольной – 36,2%.

Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты показали положительную динамику формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, что доказывает эффективность выявленных педагогических условий и методики их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

В Кыргызской Республике реформирование связано со сменой социально-экономического и политического устройства общества, что требует подготовки специалистов нового поколения, «новой формации». В связи с этим сложились тенденции, направленные на подготовку профессионально-компетентных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., Высшая школа, 1991. –207 с.
  2. Мамбетакунов Э. Методология и качество педагогических исследований. – Бишкек, 2006. – 107 с.
  3. Проблемы методологии педагогики и методики исследований // Под ред. М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Кыргызской Республики по направлению подготовки «Бакалавр» [Электронный ресурс] . – URL: https://docplayer.ru/69423424-Gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-kyrgyzskoy-respubliki-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavr.html.