"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 37:378:378.978

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей филологических направлений

Джумагулова Гульнур Алпочиевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: В Законе Кыргызской Республики «Об образовании», в Конституции Кыргызской Республики и других нормативных документов были сформулированы цели образования: создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники. Приоритетными задачами системы образования являются: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности и др. Комплексная программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организация воспитания в системе образования. Данная программа является основой для разработки региональных и местных программ.

Ключевые слова: Цели образования, формирование, развитие, профессиональное становление личности, национальные и общечеловеческие ценности, специальная и профессиональная компетентность, структура.

Обращаясь к изучению профессиональной компетентности, ученые преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетентности. Например, Н.В. Кузьмина обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентности; М.В. Прохорова – на управленческую компетентность; Г.Ж. Менлибекова – на социально-педагогическую; А.А. Реан, Е.С. Алешина – на дифференциально-психологическую компетентность и др.

Исходный латинский термин «compete» означает «знать», «уметь», «добиваться». Эти значения выражают сущность компетентности в общем виде. Данные значения следует развернуть, конкретизировать и соединить в логическое общее определение для дальнейшей разработки категории профессиональной компетентности.

Согласно словаря С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Авторы педагогического словаря для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров предлагают следующее толкование термина компетентности: компетентность общекультурная – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции; компетентность учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

В Современном словаре по педагогике категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу».

В исследовании проблем специального профессионального образования, в том числе – педагогического, опредеоенный вклад внесли и кыргызские ученые А.Ж. Ажибаева, А. Алимбеков, М.М. Амердинова, Н.А. Асипова, М.Р.Балтабаев, И.Б. Бекбоев, Э.О. Бектурова, К.Д. Добаев, Н.К. Дюшеева, Л.П. Кибардина, Э.М. Мамбетакунов, А. Мамытов, Л.П. Мирошниченко, А.К. Наркозиев, И.А. Низовская, Т.В. Панкова, А.Ж. Раимкулова.

И.Б. Бекбоев утверждает: «На сегодняшний день в большинстве случаев компетентность определяют как сочетание психических качеств, как психическая ситуация, дающая возможность самостоятельно и ответственно действовать (компетенция действия), как обладание человеком известных трудовых исполнительских способностей и умений» [2, с. 4]. Н.А. Асипова, обращаясь к проблеме компетентности будущих педагогов отмечает: «Согласно требованиям сегодняшнего дня выпускники высших учебных заведений должны обладать не только интеллектуальным багажом, квалификационной подготовленностью по специальности, но и обладать известной социальной готовностью, таких как статус, связи, имидж, дающая возможность в будущей профессиональной деятельности успешно социализироваться и компетентно выполнять профессиональные обязанности» [1, с. 3].

По мнению К.Д. Добаева: «Будущие учителя новой формации не только должны на должном уровне знать свой предмет, но и уметь видеть в педагогическом процессе место каждого ученика, организовать деятельность учеников и видеть его результаты и наладить возможные отстранения» [3, с. 11]. Н.К. Дюшеева считает: «При подготовке будущих учителей в высшем учебном заведении для формирования профессионально-личностных качеств будущего учителя современной формации нужно уделять внимание на стратегию профессиональной деятельности» [4, с. 7].

С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной компетентности, ее различных аспектов можно рассматривать данное понятие в контексте профессиональной подготовки будущих учителей вузе. В соответствии со сказанным, под профессиональной компетентностью будущих учителей мы понимаем качественную характеристику личности будущих учителей как субъекта профессиональной деятельности, проявляющуюся в гностическом, процессуальном, коммуникативном, личностном, творческом и рефлексивном компонентах, интегрированных в опыте практической деятельности, основой которой является направленность личности. Структура профессиональной компетентности представлена на рисунке 1.

Согласно объекту исследования по формированию специальной профессиональной компетентности будущих учителей филологических направлений мы провели целенаправленную работу по изучению Государственного образовательного стандарта по специальности “Кыргызский язык и литература”, в котором отражены следующие компетенции:

а) Общая компетентность;

б) Профессиональная компетентность;

в) Специальная компетентность.

Рисунок 1. Структура специальной профессиональной компетентности будущих учителей.

Для выявления уровня профессиональной компетентности будущих учителей была разработана методика диагностики профессиональной компетентности, ее основой послужила методика диагностики управленческой компетентности М.В. Прохоровой [6, с. 198].

В качестве критериев диагностики профессиональной компетентности выступают основные виды деятельности и функции учителя в целостном педагогическом процессе и сам учитель как его субъект.

В эксперименте участвовали 180 будущих учителей филологических специальностей Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Проверка эффективности формирования профессиональной компетентности будущих учителей учебно-воспитательном процессе вуза осуществлялась в ходе формирующего эксперимента.

Для проверки эффективности выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности была разработана программа опытно-педагогической работы и проведен формирующий эксперимент.

Через вузовский компонент рабочих учебных планов были реализованы следующие педагогические условия: непрерывная педагогическая практика в течение всего учебного года (35 недель) вне сетки аудиторных занятий в виде «школьного дня» (2 часа), всего 70 часов, летняя воспитательная практика «Организация летнего отдыха школьников» продолжительностью три недели, изучение таких психолого-педагогических дисциплин как «Введение в специальность», «История педагогики», «Возрастная и педагогическая психология» и спецкурс «Профессиональная компетентность учителя».

В ходе опытно-экспериментальной работы был доказан объективный характер разработанных нами критериев, показателей и уровней сформированности профессиональной компетентности у студентов высшей школы в школьном и вузовском педагогических процессах на основе представленной в исследовании модели процесса обучения будущих учителей. Экспериментальная работа показала возможность и целесообразность поэтапного формирования профессиональной компетентности будущих учителей высшей школы.

Список литературы

  1. Асипова Н.А. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. – Бишкек, 2006.
  2. Бекбоев И.Б. Проблема новой ориентации системы образования. – Бишкек, 2000.
  3. Добаев К.Д. Проблемы педагогического образования в Кыргызстане. – Бишкек, 2009.
  4. Дюшеева Н.К. Подготовка вузовского педагога к профессионально-личностному формированию будущего учителя. – Бишкек, 2009. – С. 19.
  5. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. – СПб., 1992. – 449 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: