gototopgototop

"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 37.017.925

Носители и отражатели национального характера кыргызского народа – Манас и Каныкей

Муратов Абдыкерим Жаркынбаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева.

Бектуров Туйгун Муктарович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева.

Аннотация: Эпос “Манас” считается не только самым лучшим эпосом кочевого кыргызского народа, это также народное произведение, имеющее своё огромное место в общечеловеческой духовной культуре. Там сохранены нравственные нормы, традиции и обычаи народа. В эпизодах эпоса Манас можно увидеть качества, характерные народу, такие как доброта, верность своему слову, великодушие.

Каныкей обладает набором всех таинственных свойств, обеспечивающих человеческую жизнь: мудрость, бережливость, мастерица, простота, уважение к старшим и др. При национальном воспитании молодежи на сегодняшний день образы главных героев эпоса Манаса и Каныкей являются незаменимым уроком.

Ключевые слова: Эпос “Манас”, национальное воспитание, этногуманистический идеал, Манас и Каныкей, великодушный.

Великий эпос «Манас» – волшебная сокровищница кочевой кыргызской цивилизации, великий дастан, насыщенный духовными ценностями. Это художественное произведение, созданное творческим гением кыргызского народа, всё уточняясь, освобождаясь от лишнего груза, очищаясь, восполняясь необходимыми дополнениями, впитывая в себя ценности, оно дошло до сегодняшней своей высоты. Кыргызы воспитывают по эпосу, придавая Манасу особое значение, и долгие годы получая из него определенные уроки. Кыргыз, прочитавший эпос от корки до корки, изучает свой народ, свои устои, нравственные ценности. Об этом известный писатель Ч. Айтматов говорил: ««Манас» – великий мир, помогающий потомству познать свой народ» [1, с. 351].

В эпосе восславляется святость Отечества, его независимость, свобода, единство народа, патриотизм, великодушие, справедливость, дружба и др. Присущие характеру кыргызов чистая совесть, честный труд, уважение к старшим, доброта, простительность, дар предвидения являются основой эпоса. Такие святые качества несут в себе главные герои эпоса – Манас и его супруга Каныкей.

По определению эпоса, Манаса называют баатыром. Конечно, под термином «баатырдык (героизм)», во-первых, понимаем бесстрашный героизм, решительность, силу и мощь. Но в эпосе значение такого звания «баатыр» более глубокое. Манас, стоя во главе своего народа, переживает вместе с народом все его радости и тяготы, грудью защищая его от несчастий, находя путь из трудных ситуаций, отстаивая права народа, защищая его честь, призывая народ к единству, объединяя разрозненное, собирая разбросанное, является народным героем. Преимущественное качество Манаса, которое ставит его на особое место, отделяя от других, – это то, что он является главой народа. Для того, чтобы быть главой народа, необходимо быть остроумным, дальновидным, умеющим слушать и понимать голос большинства, вести за собой других, быть харизматичным, красноречивым, правдивым, справедливым и обладать др. качествами. Сила, которая дает возможность Манасу вести за собой народ, – умение ставить интересы большинства выше чем свои интересы, со всей душой отдавать себя служению народу, и глубокая вера в то, что его дело правое. Для достижения своей цели не заставляет других, используя силу, а воздействует на других через собственные примеры. Так как он воспитан народом, умеет хранить нравственные нормы народа. Для представления того, как народ верил в Манаса, достаточно посмотреть один эпизод из эпоса «Чоң казат (Большой поход)». В эпосе Манас объявляет своему войску о том, что собираются они в далёкий путь, против опасного врага, и, если кто-то не желает, может возвращаться домой. Войско изъявляет желание разойтись. И тогда Манас, надев свои доспехи, в сопровождении сорока джигитов обходит народ. Люди, которые видят его богатырский дух, храбрость, отказались от своего решения расходиться, и весь собравшийся народ вслед за ним собирается в поход. Сколько раз его личный пример поднимает дух воинам в смертельном бою, жестокой битве, встречаем много сюжетов и событий в эпосе, где, противостоя пылающему огню, пулям, летящим как град, ставших причиной отпора врагу. Он не просто обладатель личной физической силы, жесткого образа, он также баатыр, способный обладать характерными народу человечностью, великодушием, добротой, которыми притягивает к себе человека, также который своим постоянством, сдержанностью в различных условиях могут быть примером для подражания.

Манас был для всех одинаково справедливым. Он чувствует свою вину и свои недостатки. Этим и является примером для подражания и своим, и чужим. На поминках Кёкётёя, разозлившись на несправедливые слова Үрбү, он ударил его камчой. Но, поняв и сразу приняв свою вину, перед толпой народа промолчал на слова Кошоя, и молча выслушал его. Он свято чтит народный идеал «Уважение к старшим».

В Манасе из многих эпизодов можно увидеть качества, характерные народу, такие как доброта, верность своему слову, великодушие. В этом большом походе, почти разбитый Коңурбай, обманом просит отдохнуть семь дней с целью собрать новые силы, и он соглашается. И потом, когда он узнает, что это была хитрость, он не отказался от своих слов. Ему не свойственны такие качества как нарушение своего слова, обещания, зависть, низость.

На поминках по Кёкётёю, ранив Коңурбая, он возвращает ему коня. Манас знает, что нельзя жалеть врага, но его честь, человечность и личностная высота, которые не позволяют ему пасть низко, равняться на врага, и мстить ему. Так как он воспитан на народных ценностях.

В большом походе враги, оставшись в окружении, отправляют посла с дарами: Преподнесём дары бурутам, Может, богатство их успокоит, Оставят нас в покое. Тогда старейшина Бакай и старик Кыргылчал просят за них Манаса о прощении. В эпосе это описывается следующим образом:

Рассказ о прошлом:

Пусть пики и мечи поражают и ломаются,

Пусть даже враги, если они сдаются,

Нельзя быть жестокими с ними.

Старейшина Бакай, старик Кыргыл,

Пришли к Баатыру своему. [4, с. 351]. Это считается по традиции народной человечностью. За такие качества его называют в народе «великодушным». А эпосе качество как великодушие присуще только Манасу. Великодушный человек оказывает честь не только родственникам, народу, но и врагам, он всепростителен. Поэтому образ «Манаса» народ сравнивает со своими самыми любимыми и неизмеримыми вещами в мире.

Можно долго считать те образцовые качества, которые присущи личности Манаса. Об этом так пишет этнопедагог А. Алимбеков: «Слово «Манас» не просто имя, данное человеку, оно, наверное, с древних времён является синтезом великих, священных ценностей человечества, воспринимаясь как нравственная категория. Таинственные наложенные друг на друга понятия в эпосе: «И имя ему Манас. И тело его Манас, И сам он Манас, И слово его Манас», – тоже способствуют тому, чтобы делать такие выводы» [2, с. 51].

Уже издавна кыргызские женщины имели в обществе особое место, играли важную роль, выполняли большую функцию в жизни народа. Кыргызские женщины, жившие в героические времена, не ограничивались выполнением работы, связанной только лишь с домашним бытом, также они наравне с мужчинами в обычное время выполняли работу по хозяйству, во время войны для отпора врага помогали мужчинам в качестве близких помощников, их опоры. В этой связи, и народ давал женщинам адекватную оценку, возвышая их роль. В понимании народа женщина являлась благодатью в доме, близкой помощницей мужа. Если жена хорошая, то и муж хорош, если жена не чета мужу, то и счастья нет мужу. К примеру, говорят, что Манаса Манасом сделала Каныкей. Заметив, что первые жены Манаса Карабёрк и Акылай злословили, были безнравственными, глупыми и недостойными баатыра женщинами, Алмамбет говорит Манасу:

«Героизмом своим Вы не заметили, Мужеством своим вы не приметилий, Думали, что Карабёрк и Акылай Вам жены, Как погляжу, Вы как обычный холостяк» [4, с. 344].

И только тогда Манас понял, что он действительно чувствует себя холостяком, и говорит отцу Жакыпу, чтобы тот засватал ему соответствующую супругу. Он ему говорит:

Пусть она не будет из семьи Раба, Которая босонога, круглолица, и речь неправильна, Пусть она не будет единственной дочерью, Выросшей избалованной без мужского пола вокруг, и пусть она не будет избалованной ханской дочкой. Пусть будет мастерица на все руки, С открытым лбом, глазами как бриллианты, Белозубая, сладкоречивая, Умная и хитрая, приносящая пользу вселенной, Вежливая, добрая, справедливая и воспитанная на народных традициях идеальная девушка [5, с. 347-348].

Манас обращает внимание на основные четыре качества: умная, мастерица, бережливая, нежная – красивая. Из этих четырех качеств большое значение придается и особое внимание обращается на ум. Значит, Манас баатыр и сам считает, что для него необходима умная жена – «мудрая женщина».

Манасу такая всесторонне подходящая, чтобы и красивая, и умная жена в конце-концов находится в Кыйба. Жакып впервые увидел Каныкей в таком виде:

По возрасту всего лишь шестнадцать с половиной, С чёрной, как ночь, волосами, Как будто из золота красивый чистый лоб. В простой одежде, спина как у верблюжонка, брови будто нарисованы, Открытое лицо, чёрные глаза, Красноречива, сладкословна, Спина прямая, груди как архар, Луноликая, глаза как у верблюжонка, Румяна на лице лучезарные, осиная талия у неё [5, с. 354].

Эти признаки были первыми, которые замечал человек в ней. Главное качество в Каныкей – это ее ум и мудрость. Все девушки-прислужницы, которые были рядом с Санирабигой, «все в шелка одетые, словно волны плещутся, позолоченные головные уборы на правый бок чуть кренятся» очень красивые одеяния у них, только одна Санирабига «одета по-простому». Это признак ее простоты, человечности, мудрости и ума.

Являющиеся особым признаком мудрости бережливость и умение мастерить тоже привиты в образе Каныкей с детства как основные ее качества. Для оформления юрты молодожёнов Каныкей ставит все предметы обихода, которые она заранее приготовила сама. Это в эпосе «Манас» описывается следующим образом:

Постелила дорогой ковёр, Парчовые, бархатные очень дорогие вещи, Пуховые подушки прикупила, Атласные, бархатные, шелковые шестьсот одеял постелила, Очень много всего – куда поставим это всё: из Долона, чучты, мары. Начиная с Атемира, все люди удивлялись им. Шестьдесят золотых чайников – из данкана привезли. Как будто уже сорок лет прожила, Столько богатства собрала [4, с. 417.]

Каныкей – верная жена Манаса и всегда уважает его. Никогда не перечит Манасу, и не прирекается. Когда кёзкаманы переехали, Каныкей от чистого сердца радовалась только что переехавшим родственникам, сама собственноручно встретила их, выказывая уважение, помогая им отгрузить вещи, сама помогала ставить юрты, бегала. Но потом, когда заметила, что кёзкаманы не желают им добра, предупреждает Манаса о том, что у этих родственников имеется камень за пазухой. Даже когда Манас поднял на нее руку, отругал ее, что та наговаривает на родственников, она и бровью не повела, а наоборот, улыбнулась ему и успокоила: не бери в голову, мой господин, глупая женщина может всякое сказать!

В Каныкей очень ярко сочетались такие высокие качества как гостеприимство, доброта, добродушие, справедливость, присущие характеру народа.

В результате, Манас и его верная супруга Каныкей отдали много труда народу, заботясь о народе и служа народу. Они в качестве представителей народа хранят в себе и развивают характерные народу качества и добродетели. Они наследники народной педагогики по воспитанию подрастающего поколения этногуманистическим идеалам.

Список литературы

  1. Айтматов Чингиз. Сборник произведений: 5 том. Роман, драма, публицистика. - / Сост. А. Акматалиев. – Б.: Шам, 1999. – 560 с.
  2. Алимбеков А. Кыргызская этнопедагогика: 1-я часть. – Б., 1996. – 69 с.
  3. Манас. / Под редакцией Б.М. Юнусалиева. Первая часть. 1 книга. – Ф.: Кыргызмамбас, 1958. – 301 с.
  4. Манас: Героический эпос кыргызского народа. 4 книга. По варианту С. Орозбакова. Институт литературы и искусства. – Б.: Кыргызстан, 1995. – 672 с.
  5. Манас: Эпос / по варианту Сагынбай Орозбак уулу. 2-я книга. – Ф.: Кыргызстан. 1979. – 452 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк