"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Эмоциональная регуляция поведения младших подростков

Лебедева Елена Валерьевна – магистрант кафедры Психологии личности и специальной педагогики  Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В настоящее время одним из показателей психического здоровья является способность регулировать эмоциональные состояния. Статья посвящена изучению и сравнительному анализу эмоциональной регуляции поведения в подростковом возрасте у школьников из общеобразовательных классов и классов выравнивания. Исследование помогло выявить особенности эмоциональных состояний и их влияние на поведение младшего подростка.

Ключевые слова: Эмоциональная регуляция поведения, младшие подростки, общеобразовательные классы, классы выравнивания, эмоции, тревожность.

Регуляция собственных эмоций – это важная способность, которая является одним из значимых показателей психического здоровья и уровня психосоциального развития. В младшем подростковом и подростковом возрасте данная способность особенно необходима, так как в этот период у детей эмоциональное развитие претерпевает существенные изменения: повышается эмоциональность, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Эмоциональные нарушения, которые возникли в этот период, сильно влияют на развитие личности, они могут привести к неуспеваемости, трудностям общения со сверстниками и взрослыми, к асоциальным формам поведения, к ухудшению здоровья. В общеобразовательных учреждений мы можем наблюдать проявление неспособности младших подростков к эмоциональной регуляции поведения, а в условиях классов выравнивания это проявляется наиболее ярко. Выявление особенностей данной регуляции и диагностика ее нарушений может стать важным инструментом в работе с детьми, страдающими психоэмоциональными расстройствами.

В понимании эмоциональной регуляции мы опираемся на труды О. В. Дашкевича, И. Ю. Васильева, В. К. Вилюнаса, А.Я. Чебыкина, Л. Пулккинена и других.

О. В. Дашкевич выделил две формы эмоциональной регуляции: актуальную – в виде процесса эмоционального регулирования и потенциальную – в виде системы эмоциональных установок. Компонентами эмоциональной регуляции являются побуждающие эмоции, эмоциональные побуждения к цели, эмоции уверенности и сомнения, эмоции оценки результатов. Данные компоненты принимают участие в выделении значимого предметного содержания ситуации, модулирования побуждения с учетом ее условий, в субъективной оценке вероятности достижения успеха, в интеграции процессов общей психической регуляции [2].

А.Я. Чебыкин утверждал, что в решении проблемы эмоциональной регуляции учебной деятельности особое внимание необходимо уделять изучению особенностей развития эмоциональной сферы обучающихся [5].

Л. Пулккинен в своих работах предложил модель регуляции поведения, сделав акцент на эмоциональном самоконтроле, который позволяет детям контролировать свои агрессивные реакции. Исследователь выделил четыре типа поведения и соответствующие им формы саморегуляции эмоций. Если ребенок принадлежит к типу с плохим самоконтролем эмоций – агрессивным и тревожным, то это послужит фактором для дальнейшей подверженности агрессивному поведению, для ухудшения психологического здоровья и возникновения проблем с социализацией в обществе. При высоком самоконтроле эмоций человек успешно социально адаптируется. Важным положением модели регуляции поведения является то, что на основе особенности регуляции в детском возрасте можно предсказать уровень и характер социальной адаптации взрослого человека [3].

Е. А. Сергиенко говорит о контроле поведения как об интегрированной характеристике субъектной регуляции. Свою концепцию он строит на: 1) единстве, неразрывности когнитивных, эмоциональных и исполнительных (действиях) компонентах психической организации; 2) на том, что именно субъект как носитель психического реализует интегрированное взаимодействие данных компонентов; 3) на том, что субъект всегда индивидуален [4].

Знания и понимание содержания механизмов эмоциональной регуляции поведения младших подростков из классов выравнивания представляет несомненную важность для практической психологии, а именно открывает новые возможности в работе с подростком. Известно, что школы и специализированные учреждения, в которых обучаются дети и подростки с отклоняющимся поведением, нуждаются в новых, эффективных подходах диагностики и последующей реабилитации своих воспитанников.

Цель исследования: Сравнительный анализ эмоциональной регуляции поведения у младших подростков из общеобразовательных классов и классов выравнивания.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.

  1. Методика определения общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова.
  2. Исследование уровня тревожности по тесту Спилбергера-Ханина
  3. Тест на эмоциональную регуляцию (Гросс и Джон, 2003).

Гипотеза: Мы полагаем, что младшие подростки из классов выравнивания характеризуются рядом особенностей проявления эмоциональной регуляции и реакции на проблемную ситуацию, по сравнению с детьми из общеобразовательных классов.

Организация исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 11» г. Владимира. В нем принимали участие две группы школьников из пятых и шестых общеобразовательных классов (56 человек) и классов выравнивания (55 человек).

Проведя, сравнительный анализ общей эмоциональной направленности личности младших подростков по методике Б. И. Донова «Определение общей эмоциональной направленности личности», мы изучили эмоциональную направленность младших подростков из общеобразовательных классов и классов выравнивания (результаты представлены в таблице 1). Для нас эти данные важны, так как потребности тесно связаны с эмоциями, если ребенок не может удовлетворить свою потребность, то у него возникают отрицательные эмоции.

Различия найдены по всем шкалам. Мы разберем наиболее отличающиеся результаты. Альтруистические эмоции – у 84% детей общеобразовательного класса выражена потребность отдавать, делиться, помогать, ярко проявляется направленность на других. А в классе выравнивания в данной потребности нуждаются 67%. В то же время лишь у 16% учащихся общеобразовательного класса мы увидели низкие результаты, что говорит о направленности на себя, потребности брать и получать, а в классе выравнивания у 33% детей.

По шкале глорические эмоции – 58% школьников общеобразовательного класса имеют потребность в славе и известности, 42% подростков желают быть незаметными. В классе выравнивания высокий процент учащихся (67%) хотят быть незаметными.

По шкале пугнические эмоции – у 63% исследуемых выражена потребность в безопасности и,формирующаяся на этой основе, осторожности, 37% детей хотят рисковать, преодолевать опасности. В классе выравнивания все 100% учащихся стремятся к безопасности, это может говорить о том, что они обделены заботой и защитой со стороны семьи.

Таблица 1. Показатели общей эмоциональной направленности личности младших подростков.

Проявляющиеся эмоции

Учащиеся в общеобразовательном классе

Учащиеся в классе выравнивания

Кол-во респондентов с высокими результатами, %

Кол-во респондентов с низкими результатом, %

Кол-во респондентов с высокими результатами, %

Кол-во респондентов с низкими результатом, %

Альтруистические эмоции

84%

16%

67%

33%

Коммуникативные эмоции

68%

32%

50%

50%

Глорические эмоции

58%

42%

33%

67%

Праксические эмоции

68%

32%

67%

33%

Пугнические эмоции

37%

63%

0%

100%

Романтические эмоции

79%

21%

50%

50%

Гностические эмоции

68%

32%

67%

33%

Эстетические эмоции

42%

58%

50%

50%

Гедонистические эмоции

63%

67%

50%

50%

Акизитивные эмоции

47%

53%

67%

33%

В подростковом возрасте люди часто переживают эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагоприятных ситуаций, предчувствием грозящей опасности. Подросток тревожится по многим поводам, например, по поводу внешности, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями. Постоянный повышенный уровень возбуждения, эмоциональной тревоги у человека может быть причиной личностной тревожности. Данная форма тревожности вступая в взаимодействие с ситуативной тревожностью приводит к усилению стресса и к развитию психосоматических заболеваний. Личностная тревожность – это постоянная черта характера, которая может значительно влиять на принятие решений, на выбор и тактику поведения и на выбор жизненных стратегий в целом. Она развивается из ситуативной. Так как тревожность сильно влияет на поведение человека, на взаимоотношения и отношения с другим людьми, на активность, то мы решили выявить ее уровень у наших исследуемых подростков, используя тест Спилбергера-Ханина.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что лишь у 4% подростков из класса выравнивания отсутствует личностная тревожность, а по сравнению с ними в общеобразовательном классе у 67%. Умеренная тревожность проявляется у 82% школьников из коррекционных классов и у 38% из общеобразовательных. Выраженная личностная тревожность выявлена только у 5% учащихся общеобразовательных классов, а из коррекционных у 14%. Полученные данные свидетельствуют о том, что все подростки в классах выравнивания испытывают умеренную или выраженную тревожность и из этого можно сделать вывод, что их отклоняющееся поведение в какой-то степени зависит именно от этого факта.

При анализе ситуативной тревожности мы получили следующие данные. Тревожность отсутствует у 27% учащихся в общеобразовательном классе и у 0% в классе выравнивания. Умеренная выраженность проявляется у 45% детей коррекционных классов и у 53% из общеобразовательных. У 20% подростков из общеобразовательных классов и у 55% из классов выравнивания выраженная тревожность. Более наглядно все данные можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2. Показатели личностной и ситуативной тревожности младших подростков из общеобразовательных классов и классов выравнивания.

Нормативные показатели тревожности

Респонденты из общеобразовательного класса

Респонденты из класса выравнивания

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

- до 30 баллов –тревожность отсутствует;

67%

27%

4%

0%

- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;

38%

53%

82%

45%

- 45 и более – выраженная тревожность.

5%

20%

14%

55%

Также мы решили узнать какие стратегии управления своими эмоциями используют наши исследуемые группы. Для этого был использован опросник для определения эмоциональной регуляции (Гросс и Джон, 2003). Благодаря данному тесту мы смогли узнать сколько процентов подростков из класса выравнивания и общеобразовательного класса для управления своими эмоциями используют стратегию контроля и сдерживания, а сколько стратегию мысленной переоценки.

Сравнив полученные результаты, мы видим, что в общеобразовательном классе 57,1% подростков используют стратегию когнитивной переоценки событий, а в классе выравнивания 43,7% (более наглядно результаты можно увидеть в таблице 3). Исследуемые из коррекционного класса предпочитают скрывать свои эмоции, подавляя их внутри (56,3% детей) и мало опираются на способности переосмыслить стимулы, которые вызвали сильные эмоции. Мы можем предположить, что именно это приводит к повышению у них уровня стресса, к возникновению трудностей в общении, к изменению поведения.

Таблица 3. Показатели эмоциональной регуляции, по опроснику Гросса и Джона, 2003.

Стратегии эоциональной регуляции

Кол-во учащихся из общеобразовательного класса, %

Кол-во учащихся из класса выравнивания, %

Стратегия контроля и сдерживания эмоций

42,9%

56,3%

Стратегия мысленной переоценки

57, 1%

43,7%

Из нашего исследования можно сделать следующие вывод, что отклоняющееся поведение младших подростков из классов выравнивания во многом зависит от их эмоционального состояния, высокой личностной и ситуативной тревожности, низкой эмоциональной регуляции. С данной категорией детей необходимо проводить психологическую коррекционную работу по повышению уровня эмоциональной регуляции.

Список литературы

  1. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений : научное издание / В.К. Вилюнас; под ред. О.В. Овчиннниковой. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – 143 с.
  2. Дашкевич, О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях : автореф. дис...доктора психол. наук / О.В. Дашкевич. – М., 1985. – 36 с.
  3. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков ; Владим. гос. Унт им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; С-Петерб. акмеолог. акад. ; под науч. ред. проф. Н.П. Фетискина. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-9984-0390-3.
  4. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева.  М. : Институт психологии РАН, 2010. – 352 с.
  5. Чебыкин, А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности / А.Я. Чебыкин. – Одесса, 1992. – 169 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: